ОДК-СТАР
Акционерное общество «ОДК-СТАР» — российская машиностроительная компания, разработчик систем автоматического управления газотурбинных двигателей воздушных судов, промышленных газотурбинных двигателей (ГТД).
АО «ОДК-СТАР» проектирует и производит комплексные системы управления газотурбинных двигателей, включающие в себя цифровые электронные регуляторы с полной ответственностью FADEC и гидромеханические агрегаты: топливные насосы, регуляторы, дозаторы, автоматы распределения, блоки управления механизацией, исполнительные механизмы, клапаны, а также топливные агрегаты, исполнительные механизмы, пульты управления, электронные блоки управления и защиты промышленных ГТД электростанций и газоперекачивающих агрегатов, ГТД морского применения. Предприятие владеет рядом соответствующих патентов.
С 2010 года АО «ОДК-СТАР» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (дочернее предприятие ОПК «Оборонпром»).
В январе 2013 г. на должность управляющего директора АО «ОДК-СТАР» назначен Сергей Владимирович Остапенко.
История
Строительство завода началось в 1938 году. В 1939 году был построен первый заводской корпус, в котором располагалось механическое, сборочное и инструментальное производство. 2 октября 1939 года строительству завода был присвоен № 339. В 1940 году появился второй корпус. Начали работать первые цехи, в которых шло освоение производства карбюратора АК-62.
К концу 1940 года завод выпустил первые сотни карбюраторов. На соседнем заводе имени Сталина (ныне — «Пермский моторный завод») карбюраторы ставились на двигатель М-62 для истребителя И-16. До начала Великой Отечественной войны завод освоил производство карбюраторов К-105БП для двигателей скоростных истребителей Як-7б и Пе-3, пикирующего бомбардировщика Пе-2, ставшего во время войны основным фронтовым бомбардировщиком.
Война и начавшаяся в связи с ней эвакуация людей и материальных ценностей на Восток заставила объединить московский завод № 33 с его уральским дублером. В октябре 1941 года в Перми на территории предприятия разместился прибывший из Москвы карбюраторный завод и входящее в его состав ОКБ главного конструктора Ф. А. Короткова. Приказом наркома от 28 октября 1941 года эвакуированный завод был организационно объединен с пермским заводом. Директором объединенного завода, получившего номер 33, был назначен А. Г. Солдатов.
Вот что вспоминала о переброске московского завода № 33 в Пермь М. Ватлина: «На вокзале рабочих авиазавода ждал эшелон, в него погрузили оборудование, посадили рабочих. Спали на наспех сколоченных нарах прямо рядом со станками. Дорога до Перми оказалась невероятно долгой, почти целый месяц — немецкая авиация постоянно бомбила железную дорогу, пути едва успевали восстанавливать».
ОКБ, возглавляемое Ф. А. Коротковым, проработало в Перми почти два года. Совместно с заводом № 33 коллектив его занимался доводкой и обеспечением серийной поставки карбюраторов для авиадвигателей. В 1943 году, когда произошел коренной перелом в ходе войны, эвакуированные предприятия начали возвращаться на места прежней дислокации. Вернулось в Москву и ОКБ Ф. А. Короткова.
Однако завод № 33 остался в Перми. Вновь проводить реорганизацию, разделять его на два предприятия — пермское и московское — было нецелесообразно: завод в то время был единственным в стране поставщиком авиационных карбюраторов, и любой, даже недолгий, сбой в его работе мог очень тяжело отразиться на состоянии фронтовой авиации. Вместе с тем доводка изделий непосредственно на месте их изготовления — в Перми — требовала инженерно-конструкторского обеспечения. Вот почему на заводе № 33 в июне 1943 года вместо выбывшего в Москву опытно-конструкторского бюро был создан его филиал.
К этому времени завод выпустил около 30 наименований карбюраторов разработки Ф. А. Короткова: К-11А, К-11Б, К-11БП, КТА-21, К-25, К-42, К-38, К-37БП, К-105Ф, АК-62, АК-88, АК-82БП и других. Эти карбюраторы стояли на моторах самолётов: штурмовик Ил-2 (выпущено более 41 тыс.шт.), истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 (выпущено 36 тыс.шт.), истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 (выпущено 22,3 тыс.шт.), пикирующие двухместные бомбардировщики Ту-2 и Пе-2 (выпущено 11427 шт.), лёгкий ночной бомбардировщик По-2, истребители МиГ-1, МиГ-3 и др.
Юридические названия конструкторского бюро
- 1957 - Пермское агрегатное конструкторское бюро
- 1992 - Акционерное общество открытого типа "СТАР" (АООТ "СТАР")
- 1997 - Открытое акционерное общество "СТАР" (ОАО "СТАР")
Юридические названия серийного завода
- 1939 — Завод № 339
- 1941 — Завод № 33
- 1947 — Завод им. М.И. Калинина
- 1966 — Пермский карбюраторный завод им. М.И. Калинина
- 1979 — Пермское агрегатное производственное объединение им. М.И. Калинина (ПАПО им. М.И. Калинина)
- 1992 — Акционерное общество открытого типа «Инкар» (АООТ «Инкар»)
- 1997 — Открытое акционерное общество "ПАО «Инкар» (ОАО "ПАО «Инкар»)
- 2011 — Открытое акционерное общество «СТАР» (ОАО «СТАР»)
- 2016 — Акционерное общество «ОДК-СТАР» (АО «ОДК-СТАР»)
Продукция
Предприятие АО «ОДК-СТАР» является разработчиком и серийным изготовителем комплексных электронно-гидромеханических САУ для авиационных двигателей самолетов и вертолетов гражданского назначения. Предприятие занимается разработкой, поставкой, монтажом и пусконаладкой систем автоматического управления газотурбинной техники, используемой в малой энергетике и газотранспортной системе. В настоящее время разработана и сертифицирована САУ ГТД морского исполнения.
АО «ОДК-СТАР» выполняет полный цикл работ по автоматизации управления промышленных газотурбинных двигателей и газотурбинных агрегатов: проектирование и разработка систем, программирование алгоритмов и изготовление аппаратной части, шефмонтажные и пуско-наладочные работы, сервисное обслуживание.
Директора
Директора серийного завода
Главные конструкторы КБ
Публикации
- JSC STAR: Accelerating the design of aircraft engine control systems — Siemens PLM Software
- Oboronprom United Industrial Corporation Approves Property Purchase Agreement with OAO STAR — BLOOMBERG LP
- Открылся обновленный музей «ОДК-СТАР»
- Сергей Остапенко: Работа по принципу «одного окна» — Журнал «Взлёт» 2013 № 07
- Производительность пермского «ОДК-СТАР» повысится в 2,5 раза
- Корпоративный музей «ОДК-СТАР» стал победителем всероссийского конкурса
- О производстве современных систем управления для российских авиадвигателей
- Пермское АО «ОДК–СТАР» получит более 5 млрд руб. на развитие производства
- ОДК полностью импортозаместила производившиеся на Украине насосы-регуляторы вертолетных двигателей
- ОДК разработала современную двухтопливную систему управления для морских газотурбинных двигателей
- ПД-14 станет первым российским авиадвигателем с электронным автоматическим управлением
- Компания «ОДК-СТАР» разработает систему управления для авиадвигателя ПД-35
- Авиадвигатель ПД-35 оптимизируют на этапе проектирования для снижения стоимости жизненного цикла
- Российскому небу – российские двигатели
Добавить комментарий!