Пачка (балетная)


Пачка (уст. «тюники») — женский балетный костюм, состоящий из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины — их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того, чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, т. н. «стальку». Ранее юбки шились из марли — такая пачка требовала подкрахмаливания перед каждым выступлением.

Как правило, пачки используются в классических балетах академического периода, характерных для творчества Мариуса Петипа (1818—1910). Пачка с ниспадающей юбкой, какие используют в романтических балетах, называется «шопенкой» — по названию балета «Шопениана» (1907), в котором балетмейстер Михаил Фокин пытался восстановить атмосферу балета 1830-х — 1840-х годов. Юбка от пачки, не посаженная на корсаж, называется «полупачкой» — как правило, она используется для репетиций, при этом её надевают на купальник.

Пачки хранятся либо разложенными в плоском виде, либо подвешенными за трусики, тогда как «шопенки», как и обычные платья, подвешивают за бретели.

История

Мария Тальони в балете «Сильфида», литография 1832 года.

Эволюция балетного костюма, в том числе и женского сценического платья, находилась в зависимости от моды своего времени. Прообраз балетной пачки — пышная лёгкая юбка-«колокол» на корсаже, подчёркивающем узкую талию и пышное декольте — появляется в самом начале 1830-х годов, как только на смену естественного силуэта ампира пришла викторианская мода с её всё более и более пышными юбками, а талия закрепилась на своём действительном месте. Появление знаковой для балета лаконичной белоснежной пачки связывается с именем балерины Марии Тальони и балетом «Сильфида» (1832), костюмы к которому были выполнены по эскизам художника Эжена Лами. Хотя за год до этого Тальони уже танцевала в похожем платье в возобновлении балета Шарля Дидло «Зефир и Флора», именно «Сильфида», верно уловившая тенденции времени и впервые противопоставившая на сцене реальный и фантастический мир, стала своеобразным символом романтизма, предопределив развитие балета на следующие десятилетия.

Став особенно пышной в 1850-х годах, с приходом моды на кринолины, пачка длиной до середины икры остаётся неизменной на протяжении нескольких следующих десятилетий. В конце XIX века резко уменьшается её длина — пачки 1880-х годов едва прикрывают коленную чашечку, тогда как пачки 1890-х годов уже полностью открывают колени и ноги до середины бедра. Укорачивание костюма связано с развитием женской балетной техники — такая юбка уже не мешала делать многочисленные пируэты, фуэте и другие виртуозные движения.

В XX веке стиль и форма юбки продолжали видоизменяться: в 1920-е годы, когда в моду вошла заниженная талия, пачка также спускается с талии вниз, на бёдра — чтобы закрепиться там окончательно. В 1930-х годах короткая пачка небольшого диаметра уже не ниспадает плавной линией вниз, а топорщится в стороны, чтобы после войны сделаться практически горизонтальной, полностью открыв всю линию ног. В 1950-х годах пачки становятся менее пышными, приплюснутыми — эта тенденция к минимализму закрепляется в 1960-е годы, когда юбочки превращаются в плоскую «тарелку».

В 2000-х годах, с появлением моды на реконструкции старинных постановок, начиная со «Спящей красавицы» в Мариинском театре (1999), в крупнейших балетных театрах в моду вновь входит более женственный силуэт с пышной, ниспадающий до середины бедра юбкой по образцу конца XIX века.

  • Эмма Ливри в балете «Сильфида», 1862

  • Пьерина Ленияни в балете «Жемчужина», 1890-е

  • Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910

  • Анна Павлова, 1920-е

  • Алисия Алонсо в балете «Лебединое озеро», 1955

  • Светлана Лунькина в балете «Лебединое озеро», 2011


Похожие новости:

Французские трусики

Французские трусики
Французские трусики (French knickers, так же известны под названием tap pants в США) — разновидность женского нижнего белья. Этот термин преимущественно используется в Великобритания и Австралии,

Марковский, Джон Иванович

Марковский, Джон Иванович
Джон Иванович (Янович) Марковский (р. 23 февраля 1944, Якутск) — советский артист балета, балетмейстер. Биография В 1961 году, по окончании Рижского хореографического училища (педагог Владимир

Воронина-Иванова, Александра Ивановна

Воронина-Иванова, Александра Ивановна
Александра Ивановна Воронина-Иванова (1806—1850) — русская артистка балета, солистка московской труппы Императорских театров в 1822—1843 годах, фаворитка князя Николая Юсупова. Биография Александра

Как укоренять черенки роз

Как укоренять черенки роз
Этот метод легок в исполнении, а большинство необходимых материалов скорее всего уже есть у вас дома, либо их легко найти.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Плюсы и минусы домов из минибруса
Плюсы и минусы домов из минибруса
В этой статье мы рассмотрим основные плюсы и минусы использования минибруса для строительства жилья....
Современные технологии в оконном оборудовании: что выбрать?
Современные технологии в оконном оборудовании: что выбрать?
Выбор оконного оборудования – это важный этап в строительстве и ремонте, который требует внимания к...
Заправка газгольдера в Московской области: Важное звено в обеспечении комфорта вашего дома
Заправка газгольдера в Московской области: Важное звено в обеспечении комфорта вашего дома
Живя в частном доме в Московской области, обеспечение газом является неотъемлемой частью вашего...
Все новости