08.11.2020

Зубчатая железная дорога


Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.

Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных железных дорогах. Самая крутая зубчатая железная дорога в мире — Pilatusbahn, ведущая на вершину горы Пилат (Швейцария, рядом с Люцерном). Уклон этой дороги достигает 48 %.

Типы

Существует несколько разных типов зубчатых железных дорог. Наиболее распространённые конструкции зубчатых зацеплений, используемые на них — системы Marsh, Abt, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.

Распространение

Зубчатые железные дороги есть во многих странах. Больше всего их в Швейцарии (более двух десятков). Одной из самых известных и старых дорог (действует с 1884 года) подобного типа является железная дорога на гору Корковаду в Рио-де-Жанейро. Есть в Греции. На территории России и стран бывшего Советского Союза классических зубчатых железных дорог нет, однако данный принцип — использование специальной зубчато-рельсовой конструкции — реализован в судоподъёмнике Красноярской ГЭС и в приводе батопортов судопропускного сооружения С-1 Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Ранее третий зубчатый рельс также применялся на Нижегородских фуникулёрах в 1896—1930 гг.

Область применения

Электровоз HGe 4/4 II ведёт поезд по зубчатой железной дороге на берегу Бриенцского озера

Многие зубчатые железные дороги имеют в основном туристическое значение, так как они доставляют посетителей (туристов, лыжников, любителей прогулок на природе и т. д.) на вершины и склоны гор. Однако есть и более утилитарные зубчатые железные дороги. Например, в Штутгарте трасса одного из маршрутов трамвая (маршрут № 10) выполнена как зубчатая железная дорога. Выполняющие роль городского общественного транспорта зубчатые железные дороги есть и в других городах, например в Цюрихе (Dolderbahn) и Будапеште.

Для перемещения судов по Панамскому каналу используются известные как «мулы» электровозы-«бурлаки», ходящие по зубчатой железной дороге.


Похожие новости:

Бернацкий, Николай Викторович

Бернацкий, Николай Викторович
Николай Викторович Бернацкий (1845—1892) — русский инженер путей сообщения, действительный статский советник. Биография После окончания в 1864 году Институт инженеров путей сообщения он был

Башмаково (станция)

Башмаково (станция)
Башмаково — железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги на линии Пенза — Ряжск (линия неэлектрифицирована), расположена в районном центре Башмаково Пензенской области, в 169 км от станции

Военно-полевые железные дороги

Военно-полевые железные дороги
Военно-полевые железные дороги — узкоколейные железные дороги, строившиеся во время войн для переброски и снабжения войск. Предыстория Впервые специально построенным в полевых условиях

1895 год в истории железнодорожного транспорта

1895 год в истории железнодорожного транспорта
1895 год в истории железнодорожного транспорта События Февраль — открыты участки Ораны — Потаранцы (35 вёрст) Петербурго-Варшавской железной дороги и узкоколейная линия Шаропань — Чиатура (37
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Квартиры в современных новостройках – ЖК Весна
Квартиры в современных новостройках – ЖК Весна
Новостройки – это целый пласт рынка недвижимости, набирающий все большую популярность....
Проект ПМООС: когда и для чего необходим
Проект ПМООС: когда и для чего необходим
ПМООС – специализированный раздел строительного проекта, предполагающий информационную документацию...
Климатическая техника Russia-Gree
Климатическая техника Russia-Gree
Компания по продаже качественной климатической техники Russia-Gree предлагает потребителям широкий...
Все новости