ДБ-А


ДБ-А («Дальний Бомбардировщик — Академия») — советский экспериментальный тяжёлый дальний бомбардировщик, спроектированный и построенный под руководством российского советского авиационного конструктора Виктора Болховитинова.

На этом самолёте в 1936—1937 годах советскими лётчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. До 1940 года ДБ-А выпускался небольшой серией и использовался в качестве транспортного самолёта.

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием С. А. Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбанкс, штат Аляска, США. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как самолёт пролетел над Северным полюсом.

Конструирование, постройка и испытания

В 1935 году преподаватель Академии воздушного флота имени Н. Е. Жуковского Виктор Болховитинов предложил проект «тяжёлого дальнего бомбардировщика». Самолёт под индексом ДБ-А «Дальний Бомбардировщик — Академия» был спроектирован и построен на Авиационном заводе № 22 в Москве и вышел на лётные испытания в мае 1936 года. Главный конструктор с целью увеличения скорости боевого самолёта реализовал в своей машине ряд новых идей: гладкую обшивку планера, убирающиеся в обтекатели шасси и другие.

Конструкция

  • Фюзеляж — полумонокок, гладкая обшивка входила в силовой набор и была подкреплена стрингерами. Кабины экипажа закрытые с целлулоидным остеклением. Отделение кормового стрелка открытое. Полумонококовый фюзеляж позволял увеличить свободный внутренний объём.
  • Крыло — трехлонжеронное, состоит из центроплана и отъёмных частей. В крыле размещались бензобаки общим объёмом 14 600 л бензина. На крыле располагались посадочные щитки, позволяющие снизить скорость при посадке до 80 км/ч. Под крылом монтировались бомбодержатели, рассчитанные на подвеску 2000 кг бомб.
  • Оперение — Киль и стабилизатор цельнометаллические. Стабилизатор растягивался сдвоенными тросами-расчалками. Рули высоты и руль направления были снабжены флетнерами. Балансировка рулей высоты осуществлялась весовыми балансирами.
  • Шасси — трехопорное с хвостовым колесом. Основные колеса шасси убирались по полету в специальные обтекатели. Хвостовое колесо убиралось полностью. Для эксплуатации самолёта в зимних условиях предусматривались специальные лыжи. Амортизаторы колесного шасси телескопические, масляно-воздушные, а лыжного смешанные: шнуровые и масляно-воздушные. Выпуск колес производился с помощью сжатого воздуха.
  • Силовая установка — четыре двигателя М-34РНБ с редуктором и наддувом, мощностью по 970 л. с. Винты трёхлопастные диаметром 4,1 м, шаг регулировался на земле.
  • Оборудование — приборная доска летчиков состояла из трех частей. На ней располагались: радиопеленгатор, авиагоризонт, указатель поворота и скольжения, гиромагнитный полукомпас, приборы контроля работы двигателя. Связь между членами экипажа осуществлялась с помощью пневмопочты и самолётного переговорного устройства. Для обеспечения посадки самолёта ночью на самолёте устанавливали подкрыльевые факелы. Комплект установленного оборудования позволял пилотировать самолёт в сложных метеоусловиях.
  • Вооружение — в носовой части фюзеляжа располагалась турель с пулеметом калибра 7,62 мм, в центральной части фюзеляжа — пушка калибра 20 мм, в хвостовой части — кинжальная и кормовая пулеметные установки. Полный боевой запас у пулеметов — 3000 патронов, у пушки - 250 снарядов. Под центропланом в фюзеляже расположен бомболюк, вмещающий до 3000 кг бомб, общая бомбовая нагрузка — 6500 кг.

Серийное производство

После успешных испытаний под Москвой тяжёлый дальний бомбардировщик Виктора Болховитинова ДБ-А был запущен, но лишь в малую серию на Авиационном заводе № 124 имени Серго Орджоникидзе в Казани.

Советский авиационный конструктор Александр Яковлев полагает, что «на судьбу ДБ-А повлияла… трагическая гибель в августе 1937 года экипажа Леваневского… Кроме того, построенный в том же году бригадой В. М. Петлякова под руководством А. Н. Туполева самолёт ТБ-7 (АНТ-42), получивший в серии наименование Пе-8, показал значительно лучшие лётные качества в сравнении с ДБ-А, [и] был запущен в серию…».

Лётно-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации ДБ-А с двигателями АМ-34РН. Источник данных: Шавров В. Б., 1988.

Технические характеристики
  • Экипаж: 7 человек
  • Длина: 24,4 м
  • Размах крыла: 39,5 м
  • Высота:
  • Площадь крыла: 230 м²
  • Масса пустого: 15 400 кг
  • Нормальная взлётная масса: 21 900 кг
  • Масса полной нагрузки:6500 кг
  • Объём топливных баков: 14 000 л
  • Силовая установка: 4 × АМ-34РН
  • Мощность двигателей: 4 × 970 л. с.

(4 × 713 кВт (взлётная))

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • на высоте 4000 м: 330 км/ч
    • у земли: 280 км/ч
  • Практическая дальность: 4500 км
  • Практический потолок: 7220 м
  • Время набора высоты:
    • 1000 м за 5 мин.
    • 7000 м за 56 мин.
  • Нагрузка на крыло: 95 кг/м²
  • Тяговооружённость: 129 Вт/кг (5,7 кг/л. с.)
  • Длина разбега: 400 м
  • Длина пробега: 300 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 1 × 20 мм пушка ШВАК
    • 6 × 7,62 мм пулемётов ШКАС
  • Боевая нагрузка: 5000 кг

Похожие новости:

Гречишкин, Василий Константинович

Гречишкин, Василий Константинович
Василий Константинович Гречишкин (26 июня 1910, Новосельцево, Тамбовская губерния — 17 сентября 1989) — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир звена 748-го бомбардировочного

1953 год в авиации

1953 год в авиации
Список событий в авиации в 1953 году: События 20 января — первый полёт стратегического бомбардировщика М-4 (командир экипажа лётчик-испытатель Ф. Ф. Опадчий) 7 марта — первый полёт советского

Тарасов, Дмитрий Захарович

Тарасов, Дмитрий Захарович
Дмитрий Захарович Тарасов (25 сентября 1916, Большой Кушум, Самарская губерния — 27 июня 1941) — командир звена 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка 22-й авиационной дивизии 4-го

Гудков, Олег Васильевич

Гудков, Олег Васильевич
Олег Васильевич Гудков (1931—1973) — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1971). Биография Олег Гудков родился 13 февраля 1931 года в городе Армавире Краснодарского края в семье служащего. С
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Зачем ремонтировать общественные здания? Этот вопрос волнует многих, ведь общественные здания – это...
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
В современном мире, где угрозы личной безопасности и сохранности имущества становятся все более...
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
При обустройстве интерьера дома или офиса одним из самых важных аспектов является выбор мебели....
Все новости