Липгарт, Андрей Александрович (инженер)


Андрей Александрович (Арвидович) Липгарт (1898—1980) — советский конструктор автомобилей. Доктор технических наук (1960). Член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958). Лауреат пяти Сталинских премий (1942, 1943, 1947, 1950, 1951). В 1933—1951 — главный конструктор Горьковского автомобильного завода.

Биография

Родился 4 (16) июня 1898 года в Москве в многодетной семье служащего немецкого происхождения. Окончил частное реальное училище Воскресенского.

В 1915 году поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). В 1918 году был призван в РККА, служил в 1-м запасном телефонно-телеграфном батальоне, работал в авторемонтных мастерских. В 1921 году откомандирован для продолжения учёбы в МВТУ, который и окончил в 1925 году.

В молодости играл в футбол за московский клуб ОЛЛС (предшественник ЦСКА).

С 1925 по 1933 работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), принимая активное участие в создании первых советских автомобилей — легкового НАМИ-1, трехосного грузового автомобиля прототипа ГАЗ-ААА, первого советского троллейбуса ЛК-1 и других, сначала чертежником-конструктором, а затем стал главным конструктором автомобильного отдела.

С 1933 по 1951 — главный конструктор Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Под его руководством и при непосредственном участии было разработано и построено 67 экспериментальных моделей, из которых в производство пошли 27.

В 1951 году по обвинению в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011» он был снят с должности главного конструктора , а в 1952 году отправлен рядовым инженером-конструктором в Миасс на Уральский автомобильный завод. По его предложению и при его активном участии была произведена коренная модернизация грузового автомобиля УралЗИС-5, приведшая к созданию УралЗИС-355М.

В 1953 году Липгарт вернулся в Москву, стал заведующим кафедрой «Автомобили» в МВТУ (преобразуется в кафедру «Колесные машины»), одновременно возвратился в НАМИ, где работал в качестве главного конструктора института, а затем — заместителя директора по научно-экспериментальной работе. Под его руководством было проведено значительное количество работ, определивших техническую политику и перспективы развития отечественной автомобильной промышленности: разработка перспективных типажей отечественных автомобилей и двигателей на 50-е и 60-е годы, создание прототипов семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом (ЯМЗ), грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода, создание карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для легковых автомобилей «Запорожец» и ряд других работ.

27 января 1960 года Липгарту присвоена степень доктора технических наук Honoris causa, то есть по совокупности достижений.

Большую научную работу А. А. Липгарт сочетал с педагогической деятельностью, подготовкой инженерных и научных кадров. Являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, членом ученых советов ряда вузов и Высшей аттестационной комиссии.

Автор более 70 печатных трудов и научный редактор большого количества монографий и учебников по теории, расчету и конструкции автомобилей и двигателей.

Скончался 20 марта 1980 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (12 уч.). На могильной плите высечен силуэт автомобиля ГАЗ-М20 «Победа».

Семья

В 1926 году Липгарт женился на учительнице Анне Панкратьевне Милославиной (1902—1973), дочери священника, расстрелянного большевиками в 1918 году. В этом браке, продлившемся до конца жизни, у четы Липгартов родилось четверо детей.

Внук, Андрей Александрович Липгарт (р. 1970) — российский филолог, преподаватель МГУ, доктор филологических наук.

Внук, Игорь Сергеевич Липгарт — предприниматель.

Высказывания о Липгарте

Н. А. Астров, заместитель Липгарта по спецпроизводству (1941—1943):

М. С. Мокеев, начальник лаборатории испытаний легковых автомобилей КЭО-УКЭР ГАЗ:

Награды и премии

  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958)
  • Сталинская премия первой степени (1942) за разработку конструкции нового типа командирского автомобиля ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64
  • Сталинская премия второй степени (1943) — за усовершенствование конструкции танка
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за создание грузового автомобиля ГАЗ-51
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за создание конструкции и технологии, организацию производства и освоение массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа»
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за разработку конструкции и освоение производства легкового автомобиля ЗИМ
  • три ордена Ленина
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • медали

Похожие новости:

Рябинский, Евгений Владиславович

Рябинский, Евгений Владиславович
Евгений Владиславович Рябинский (1925—2002) — советский и российский художник-живописец. Член-корреспондент РАХ (1995). Член СХ СССР (1953). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина

Лебедев-Карманов, Андрей Иванович

Лебедев-Карманов, Андрей Иванович
Андрей Иванович Лебедев-Карманов (1912 — 1993) — советский учёный в области техники мощных радиопередающих устройств, ТВ- и УКВ, ЧМ-вещания. Биография В 1932—1935 годах сначала техник, затем

Цытович, Николай Александрович

Цытович, Николай Александрович
Николай Александрович Цытович (1900—1984) — советский учёный и педагог в области механики грунтов, геомеханики и инженерной геологии, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР

Вуль, Ефим Давидович

Вуль, Ефим Давидович
Ефим Давидович Вуль (1895—1951) — советский государственный деятель. Биография Родился в 1895 году в городе Брацлаве Каменец-Подольской губернии в еврейской семье (по другим данным в 1894 году в
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Клинкерная брусчатка — это не только практичный, но и красивый материал для отделки тротуаров,...
Как выбрать дверь в ванную?
Как выбрать дверь в ванную?
Двери в ванную – это важный элемент любой квартиры. Но как выбрать идеальную дверь для своей ванной?...
Все новости