09.04.2023

Чистая монополия


Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Эффективность чистой монополии

Существование монополий является неизбежностью, но отношение к ним неоднозначное. Главным аргументом противников монополий является то, что, пользуясь своим положением на рынке, они занимают объем производства, повышая цены, получая большую экономическую прибыль. Кроме этого, существует вероятность более высоких издержек производства и менее эффективного использования ресурсов из-за отсутствия конкуренции. Монополии стараются воздействовать на государственные органы, ухудшая ситуацию на рынке, и, добиваясь законодательного закрепления своего положения.

Сторонники существования монополий подвергают сомнениям аргументы противника и выдвигают следующие положительные черты монополии:

1) Монополия занимается экономией на масштабе;

2) Монополия занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР);

Благодаря крупным фирмам появляются около 80% изобретений. Монополии постоянно занимаются инновациями, тем самым они продлевают свой статус открытой монополии.


Похожие новости:

Средние издержки

Средние издержки
Средние издержки (англ. average cost) — общие затраты фирмы, делённые на объём её продукции или равные сумме средних постоянных и средних переменных издержек. Определение Согласно американским

Кривая предложения

Кривая предложения
Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени. Определение Согласно

Рентабельность

Рентабельность
Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный) — относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности

Стоимость

Стоимость
Стоимость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений. Стоимость в экономической теории — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Искусство облицовки: тротуарная плитка и облицовочный кирпич
Искусство облицовки: тротуарная плитка и облицовочный кирпич
В мире архитектуры и дизайна нет ничего более важного, чем создание гармоничного и привлекательного...
Шкаф в прихожую: стильное решение для организации пространства
Шкаф в прихожую: стильное решение для организации пространства
В прихожей, которая является визитной карточкой любого дома, важно создать уютную и функциональную...
Качественные подшипники по приемлемой цене предлагает компания "Инпромсервис"
Качественные подшипники по приемлемой цене предлагает компания "Инпромсервис"
"Инпромсервис" специализируется на поставках оборудования для многих важных сфер промышленности. В...
Все новости