Триодь
Триодь, Триодион (от др.-греч. τρία — «три» и ᾠδή, ᾠδά — «песнь») — в православной церкви общее название богослужебных книг, содержащих трёхпесенные каноны («трипеснцы»), откуда и происходит название.
Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи: от подготовительных седмиц к Великому посту (то есть от Недели о мытаре и фарисее) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых). Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только в воскресной службе на Неделю о мытаре и фарисее и на Неделю о блудном сыне, а начиная со службы на субботу перед Неделей о Страшном Суде — ежедневно.
Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части — «Триодь постную» и «Триодь цветную».
Триодь постная
- Триодь постная, Трипеснец (ср.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία — «три» и ᾠδή, ᾠδά — «песнь») содержит в себе молитвословия на дни Великого поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно. Содержит песнопения в основном авторов VIII и IX веков, среди которых: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый и Феофан Начертанный.
Триодь цветная
- Триодь цветная (ср.-греч. Πεντηκοστάριον, от др.-греч. Πεντηκοστή — «Пятидесятница») заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы. Название «Цветная триодь» происходит от праздника Входа Господня во Иерусалим или Неделя ваий (Цветная Неделя), так как в ранней богослужебной традиции вторая часть Триоди начиналась со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, связанной с праздником Входа Господня во Иерусалим. В России такое деление Триоди сохранялось до середины XVII века и было изменено в ходе реформы патриарха Никона. В старообрядческих изданиях по древней традиции Триодь постная закачивается вместе с Четыредесятницей, а Триодь цветная начинается с Лазаревой субботы.
Когда цветная Триодь начинается с Пасхи, её называют «Пентикостарион», «Пентикостарий» (от др.-греч. Πεντηκοστή — «Пятидесятница»), а постную Триодь называют просто «Триодью».
История
Триодь восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название «Тропологий» (Τροπολόγιον). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга).
Гимнографический состав Триоди показывает, что за некоторыми исключениями полный канон присутствует на воскресных службах, в то время как на буднях — только трипеснец и четверопеснец. Следовательно, можно считать, что изначальной позицией для полного канона является воскресенье. Идея полного византийского канона могла быть связана со своеобразным «суммированием», собиранием всех библейских песней недели в службе воскресенья — первого и одновременно восьмого дня, «праздников праздника и торжества торжеств». В богословии времени эта идея соответствует теории άνακεφαλαίωσις, или «совозглавления», выдвинутой ещё святителем Иринеем Лионским: «Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё». Таким образом, воскресенье как День Господень (κυριακή ήμέρα) «возглавляет» всю неделю и вбирает её в себя, что отражается в такой гимнографической конструкции, как канон.
Добавить комментарий!