Толстая, Софья Андреевна
Графиня Софья Андреевна Толстая (урождённая Берс, 22 августа (3 сентября) 1844 — 4 ноября 1919) — супруга, ближайшая помощница и сохранительница наследия Льва Толстого.
Биография
Софья Андреевна — вторая дочь врача Московской дворцовой конторы действительного статского советника Андрея Евстафьевича Берса (1808—1868), происходившего по отцу из немецких дворян, и Любови Александровны Иславиной (1826—1886), относившейся к купеческому сословию. В молодости отец служил врачом у московской барыни Варвары Петровны Тургеневой и имел от неё ребёнка, Варвару Житову, которая таким образом оказалась единокровной сестрой Софье Толстой и единоутробной — Ивану Тургеневу.
Другими детьми супругов Берс были дочери Елизавета Андреевна Берс (1843—1919) и Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925) и пять сыновей: орловский вице-губернатор Александр Андреевич (1845—1918), статские советники Пётр Андреевич (1849—1910) и Степан Андреевич (1855—1910), а также Владимир (1853—1874) и Вячеслав (1861—1907). Софья — правнучка первого министра просвещения П. В. Завадовского.
Софья родилась на даче, которую снимал её отец, близ усадьбы Покровское-Стрешнево. Вплоть до замужества Софьи Берсы проводили там каждое лето.
Получив хорошее домашнее образование, Софья в 1861 году сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы, причём выделилась русским сочинением, поданным профессору Тихонравову, на тему «Музыка». В августе 1862 года она с семьёй ездила к деду Исленьеву Александру Михайловичу в имение его законной жены Софьи Александровны (урожд. Ждановой) в селе Ивицы Одоевского уезда Тульской губернии и по дороге гостила у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 16 сентября того же года Толстой сделал Софье Андреевне предложение; через неделю, 23 числа, состоялась их свадьба, после которой Толстая на девятнадцать лет сделалась жительницей деревни, изредка выезжая в Москву.
Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Толстой в дневнике после женитьбы писал: «Неимоверное счастье… Не может быть, чтобы это всё кончилось только жизнью». Приятель Толстого И. П. Борисов в 1862 году о супругах заметил:
Она — прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна — в ней должно быть и много характера, то есть воля её у неё в команде. Он в неё влюблен до Сириусов. Нет, всё ещё не успокоилась буря в его душе — притихла с медовым месяцем, а, там наверно, пронесутся ещё ураганы и моря сердитого шума.
Эти слова оказались пророческими, в 1880—1890-е годы, вследствие изменения взглядов Толстого на жизнь, в семье произошёл разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, всё же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Андреевна писала:
…Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести её в жизнь, сломить её, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно.
Софья Андреевна была отягощена постоянными беременностями. Из первых тридцати лет супружеской жизни она в общей сложности была беременна 10 лет. Одиннадцать из тринадцати своих детей она вскормила грудью.
На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарём, издателем его произведений.
Художник Леонид Пастернак, близко знакомый с семьёй Толстых, заметил о Софье Андреевне: «…Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком — в пару Льву Николаевичу… Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью». Обладая тонким литературным чутьём, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят как о заметном и своеобразном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Её увлечениями были музыка, живопись, фотография.
О «материальной жизни и заботах» Софьи Андреевны можно судить по её дневникам. 16 декабря 1887 года она писала:
Этот хаос бесчисленных забот, перебивающих одна другую, меня часто приводит в ошалелое состояние, и я теряю равновесие. Ведь легко сказать, но во всякую данную минуту меня озабочивают: учащиеся и болящие дети, гигиеническое и, главное, духовное состояние мужа, большие дети с их делами, долгами, детьми и службой, продажа и планы Самарского именья…, издание новое и 13 часть с запрещённой «Крейцеровой сонатой», прошение о разделе с овсянниковским попом, корректуры 13 тома, ночные рубашки Мише, простыни и сапоги Андрюше; не просрочить платежи по дому, страхование, повинности по именью, паспорты людей, вести счёты, переписывать и проч. и проч. — и всё это непременно непосредственно должно коснуться меня.
Зная о том, что её роль в жизни Льва Толстого оценивалась неоднозначно, она писала:
…Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение — быть женой гения и великого человека.
Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна, не могла забыть, что перед его кончиной не видела мужа в сознании. 29 ноября 1910 года она писала в «Ежедневнике»:
Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу… Жить не могу.
После смерти Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания сочинений писателя.
Последние годы жизни Софья Андреевна провела в Ясной Поляне, где скончалась 4 ноября 1919 года. Похоронена в семейном склепе Толстых возле храма Николая Чудотворца в Кочаках, недалеко от Ясной Поляны.
Дети
От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13 детей, пять из которых умерли в детстве:
Библиография
Имена некоторых героев романа «Война и мир», в том числе Наташи Ростовой, и описание семейных сцен Ростовых Л. Н. Толстой взял из неопубликованной повести Софьи Андреевны «Наташа», написанной до свадьбы летом 1862 года.
Повести
- «Наташа» (лето 1862). Описывала жизнь семьи Берс накануне выдачи дочерей замуж и создаёт поэтический образ музыкальной, жизнерадостной, вечно влюбленной и устраивающей милые шалости девочки Наташи, основанный на личности Тани Берс. Умная и серьёзная героиня Елена вынуждена была выбирать между верным другом детства Смирновым и зрелым, «необычайно непривлекательной наружности», но харизматичным и интеллектуальным князем Дублицкого (основан на образе Толстого). От необходимости пожертвовать чьими-то чувствами она впадала в отчаяние и даже хотела закончить свою жизнь в монастыре. Повесть известна по подробному изложению Татьяны: «Жалко, что сестра сожгла свою повесть, потому что в ней ярко выступал как бы зародыш семьи Ростовых: матери, Веры и Наташи». По её же свидетельству, сцены из повести вошли в «Войну и мир», например, сцена целования куклы Мими. Толстой высоко оценил повесть в своём дневнике за «энергию правды и простоты», однако был задет своим изображением в образе некрасивого Дублицкого. Автору он сказал, что читал повесть бегло, был холоден, не порекомендовал её опубликовать. Повесть была сожжена Софьей перед свадьбой.
- «Чья вина? (По поводу „Крейцеровой сонаты“ Льва Толстого)» (1881, издана в 1985). Повесть автобиографична в мельчайших деталях, вплоть до разговоров из реальной жизни, увлечении Софьи живописью и изумрудных украшений героини. Автор полемизирует с Толстым, который в «Крейцеровой сонате» считал воздержание единственным решением проблемы несчастных браков, и задаёт новаторские вопросы об архаичном устройстве общества и месте женщины в нём. В образе женщины с трехмерным, близком к современному психологизмом описаны и анализируются её самовосприятие и сексуальность. В деталях отражена психология жертвы в созависимых отношениях. Повесть известна описанием изнасилования невесты в карете вскоре после венчания.
- «Песня без слов». Неопубликована. Посвящена глубокой и тихой платонической любви автора к пианисту С. Танееву.
Стихотворения в прозе
- Цикл «Стоны», опубликованный под псевдонимом «Усталая», куда вошли 9 стихотворений: «Река», «Видение», «В монастыре», «В пещерах», «Осень», «Иней», «Тоска», «Поэт», «Ребенок» («Журнал для всех»1904 № 3). Цикл обнаруживает влияние И. С. Тургенева и представляет собой лирический дневник автора. Как и в поздних дневниковых записях С. А. Толстой, в её стихотворениях в прозе рефреном звучит мотив усталости. Выбранные название и псевдоним очень точно характеризуют тип повествования и общий эмоциональный настрой. В основу структурного и сюжетного построения всех стихотворений положен принцип антитезы. Религиозная тематика — одна из основных, противопоставление жизни земной (грешного мира) и жизни небесной (безгрешного мира) проходит через весь цикл. Лейтмотив «Стонов» — тяготение земной бренной жизнью, стремление к Богу — определяет и пространственно-временную организацию текстов. Лес, монастырь, пещера — это места уединения человека, ощущающего потребность отстраниться, оградить себя от внешнего мира. Художественное время цикла — осень, зима — сопряжено с процессами засыпания и умирания.
Мемуары
- «Поездка к Троице» (1860).
- «Моя жизнь» (1904-1916).
- «Дневники» (1862-1910).
- «Русская библиотека. IX. Граф Лев Николаевич Толстой». (Спб.,1879).
Сборники
- Сборник рассказов для детей «Куколки-скелетцы» (1910). Произведения рисуют мир воображения ребёнка и освещают тонкие, душевные вопросы воспитания. Мир детства становится для автора опорой и универсальной ценностью: «Где счастье? Где спокойствие? Где радость? В мире детей, куда я только что заглянула, съездив к внукам в Гриневку, где делала елку, где вникала в этот милый, серьёзный мир детей, которые невольно заставляют верить в жизнь, её важность и значительность».
Общественная публицистика
- «Призыв к обществу о помощи голодающим» в «Русских ведомостях» № 303 за 1891 г.. Ярко и сострадательно описывает картины голода в деревне. Вызвало многочисленные пожертвования деньгами, хлебом и мануфактурой. Трижды С. А. Толстая помещала в печати отчеты о пожертвованиях («Неделя» 1891, № 47, 50 и 1892 № 30). Текст письма С.А. приводит в «Моей жизни».
- Открытое письмо к митрополиту Антонию об отлучении Толстого от церкви («Церковные ведомости» 1901, № 7).
- "Опровержение гр. С. А. Толстой слухов об аресте гр. Л. Н. Толстого, 1892 г. «Неделя» (№ 13).
- Сообщение о состоянии здоровья Толстого («Русские ведомости» 1902, № 342).
- Письмо-протест против произведений Леонида Андреева («Новое время» 1903, № 9673 от 7 февраля).
- «Из Ясной поляны», ответ на статью Я. Г. Буланова"Толстой и освободительное движение", (Московские ведомости, 1905 г.).
- Протест против высылки В. Г. Черткова из Тульской губернии (1909 г., 12 марта, несколько газет).
Переводы
- На французский язык: сочинение Толстого «О жизни».
- С немецкого языка «Учение 12 апостолов».
- С английского языка «О секте бехаистов».
Киновоплощения
- В нашумевшем фильме Якова Протазанова «Уход великого старца» (1912) роль Софьи Андреевны сыграла американская актриса, которая использовала русский псевдоним Ольга Петрова. Фильм был запрещён к показу в России по просьбе семьи Толстого.
- В фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой» (1984) Софью Андреевну Толстую сыграла Тамара Макарова.
- Британская актриса Хелен Миррен исполнила роль Софьи Андреевны в биографической ленте «Последнее воскресение» в 2009 году, а Льва Толстого в картине сыграл Кристофер Пламмер. Оба актёра за свои роли получили номинации на премию Американской киноакадемии «Оскар»
- В драматическом фильме «История одного назначения» (2017) роль Софьи Андреевны исполнила актриса Ирина Горбачёва.
Добавить комментарий!