13.12.2022

Периодизация развития зрелой личности В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачёвой


Периодизация развития зрелой личности В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачёвой — возрастная периодизация развития личности в психологии, разработанная В. Ф. Моргуном и Н. Ю. Ткачёвой и включающая 5 эпох развития: юность, молодость, расцвет, зрелость и старость. Данная периодизация является попыткой дополнить схему психического развития ребёнка от рождения до 17 лет Д. Б. Эльконина путем распространения её на более старшие возрастные эпохи и носит гипотетический характер.

Критерии периодизации

В работе «Проблема периодизации развития личности в психологии» (1981) В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачёва предлагают целостную периодизацию всего онтогенеза личности, исходя из гипотезы, что её разработка возможна на основе принципов, выдвинутых Л. С. Выготским и развиваемых его последователями Л. И. Божович, Д. Б. Элькониным и др. применительно к детскому возрасту.

Реализуя в своей работе диалектический принцип развития, авторы рассматривают становление личности как диалектически противоречивый скачкообразный процесс, в течение которого эволюция — медленные, постепенные изменения — подготавливает революцию, то есть внезапные, резкие, скачкообразные изменения, и который оканчивается революцией. При этом текущая ступень развития сменяется новой, качественно отличающейся от предыдущей, а затем всё повторяется, но уже на более высоком уровне, как бы образуя витки спирали. Наличие качественно своеобразных этапов в этом процессе позволяет разработать его периодизацию, то есть разделить процесс становления личности на основные периоды, каждый из которых подготавливается предыдущим, представляет собой необходимую ступень развития и вносит свой особый вклад в становление личности.

В качестве элементов структуры возраста Л. С. Выготский выдвигал 1) новообразования возрастных периодов и переходов и 2) динамику их протекания. В свою очередь, Д. Б. Эльконин, опираясь на теорию Л. С. Выготского, говорит также об элементах структуры возраста, к которым относит: 1) социальную ситуацию развития — совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, 2) ведущую деятельность — деятельность, посредством которой происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований, 3) возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Собственно психологическим критерием возрастной периодизации считается ведущая деятельность.

В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачёва утверждают, что для периодизации развития зрелой личности нет нужды в новых основаниях, для её построения достаточно более детального рассмотрения старых. Авторы отмечают, что по мере становления личности, сопровождающегося превращением индивида из «объекта» формирования в сознательное саморегулируемое существо, то есть в зрелую личность, критерий периодизации изменяется, и на первый план выступают личностные новообразования. Зрелая личность в отличие от ребёнка всё более самостоятельно выбирает, изменяет и совершенствует свою ведущую деятельность, социальную ситуацию своего развития, что приводит к изменению самого себя.

Таким образом, основным побудителем прогрессивных изменений, согласно периодизации, предложенной В. Ф. Моргуном и Н. Ю. Ткачёвой, являются личностные новообразования .

Периодизация развития зрелой личности В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачёвой

Зрелая личность — это че­ловек, который свободно и сознательно выбирает и ставит цели сво­их действий (с учётом причинных отношений в предметном мире, по­знанной необходимости общественных отношений, своего нравственно­го чувства) и несёт ответственность за последствия совершённых дей­ствий перед природой, обществом и своей совестью.

Главным основанием для построения периодизации развития зрелой личности послужила гипотеза В. Ф. Моргуна о смене ведущих деятельностей зрелой личности по освоению человеческих, общественных отношений и по совершенствованию предметной деятельности, то есть в соответствии с теми сторонами деятельности ребенка, на которые при построении периодизации детского развития указывал Д. Б. Эльконин.

В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева выделили три переломных возраста (около 30 лет — переход к расцвету, около 40 лет — переход к зрелости, около 50 лет — переход к старости) и, опираясь на критерий ведущей деятельности, связали их с переходами между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью, — поскольку переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса. Динамика стабильных и критических периодов не так отчетлива, как в детстве, ввиду чего вопрос о времени наступления и длительности того или иного периода очень сложен. Наряду с названными эпохами авторы также выдвигают эпоху юности как «молодость зрелости» и эпоху старости — завершающую эпоху жизни. Эпохи, с точки зрения авторов периодизации, следует разделять на более мелкие единицы — периоды.

Эпоха юности (18 — 23 года)

Зрелость личности начинается с эпохи юности. Этой эпохе предшествует кризис перехода к юности (17 — 18 лет) и ознаменовывается существенными личностными перестройками, которые могут разрешиться бесконфликтно в том случае, если человек будет подготовлен к значимым переменам в своей жизни, будет способен брать на себя ответственность за принятые и осуществлённые им самостоятельно решения, а также строить планы и намечать жизненные перспективы (далёкие и близкие) и т. д.

Эпоха юности считается последней стадией подготовки перехода от детства к взрослости. Авторы периодизации полагают, что именно с этого возраста начинается настоящее развитие личности в форме сознательного самосовершенствования и саморазвития. Социальная ситуация развития представляет собой порог взрослой жизни. Ведущей деятельностью юности является деятельность самоопределения и поиска своего места в жизни, которая присутствует и в подростковом возрасте, однако в юности она предстает в менее обобщённом виде.

  • В первом периоде эпохи юности происходит преимущественно личностное самоопределение. Человек интенсивно устанавливает дружеские связи, стремится понять свои бурные, волнующие, но смутные переживания и выразить их в межличностном общении, благодаря чему осуществляет поиск своего «alter-ego» и приходит к слиянию своего «я» с «ты».
  • Во втором периоде эпохи юности ведущей деятельностью становится конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места рабо­ты. Юноша осуществляет трудовую деятельность или специальную подго­товительную (вузы, техникумы и т. п.).

Личностное новообразование эпохи юности — чувство ответственности за своё будущее.

Эпоха молодости (23 — 30 лет)

Начальная стадия зрелости личности называется молодостью. Социальная ситуация развития: осознание собственной идентичности со взрослыми людьми. Ведущей деятельностью в молодости является специализация.

  • В первом периоде эпохи молодости человек путем множества проб и ошибок ищет себя, стремится выработать индивидуальность и осознать себя в качестве взрослого человека со всеми его правами и обязанностями. Он приходит к пониманию обобщенности собственных юношеских мечтаний и невозможности их осуществления, поэтому формирует более конкретные представления о будущей жизни.
  • Во втором периоде эпохи молодости ведущей деятельностью становится ориентация в профессиональной деятельности и её конкретизация. В ситуации, когда выбор профессии уже сделан, перед личностью возникает новая задача — специализация в избранной профессии, приобретение мастерства и индивидуального стиля.

Личностное новообразование эпохи молодости — чувство ответственности за дело и семью.

Эпоха молодости оканчивается переломным моментом 30 лет — переходом к расцвету, который характеризуется как сильнейший нормативный кризис, предполагающий преобразование образа жизни. Тяжесть этого кризиса является следствием недостаточной подготовленности личности к жизни и деятельности, а также недостаточно благополучно прошедшей эпохи самоопределения.

Эпоха расцвета (31 — 40 лет)

Эпоха расцвета приходится на середину жизни человека, поэтому этот возраст считается «золотым» и описывается как возраст бури, натиска и беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества. Социальная ситуация развития: личность в расцвете переступает взрослый возраст, и все достижения, полученные к этому возрасту, кажутся ей недостаточными. Ведущей деятельностью во время этой эпохи становится совершенствование.

  • Первый период эпохи расцвета является периодом высокопродуктивного творчества. Личность стремится передавать то лучшее, что было накоплено ею по мере постижения жизненного опыта и становления полноценным специалистом в сфере своей деятельности и примерным семьянином. Передача опыта позволяет человеку не только предостерегать кого-то от излишних ошибок, но и самому лучше постигать смысл своей жизни.
  • Во втором периоде эпохи расцвета ведущей деятельностью является самосовершенствование личности в плане профессиональной деятельности. На этом этапе человек впервые серьезно задумывается над вопросом «Что остается людям?».

Личностное новообразование эпохи расцвета — способность к активному творчеству.

Эпоха расцвета завершается переломным моментом 40 лет — переходом к зрелости, который характеризуется как ярко выраженный нормативный кризис, в основе которого лежит осознание утраты молодости и неизбежности конца, у человека возникает ощущение, что жизнь проходит зря.

Эпоха зрелости (40 — 55 лет)

Эпоха зрелости — вершина жизненного пути личности. Достижение зрелости личности не может рассматриваться как некоторое конечное состояние, к которому стремится развитие и которым оно оканчивается. Социальная ситуация развития: человек в этом возрасте уже достиг вершин профессионального мастерства и некоторого положения в обществе, у него накоплен профессиональный опыт и опыт общения с людьми, однако этот опыт еще не идет в сравнение с жизненным опытом старцев. Ведущая деятельность: наставничество.

  • В первом периоде эпохи зрелости человек реализует потребность передать опыт последователю, в результате чего становится наставником на жизненном или профессиональном пути своего ученика.
  • Во втором периоде эпохи зрелости статус ведущей деятельности приобретает коллективное творчество.

В эту эпоху, как и в другие эпохи взрослости и переходного возраста, встаёт вопрос о смысле жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитых лет. Личностное новообразование эпохи зрелости — чувство ответственности за людей.

Эпоха зрелости оканчивается переломным моментом 50 лет — переходом к старости, который характеризуется как нормативный кризис, связанный с переворотами в социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма, а также осознанием их и приданием им того или иного личностного смысла.

Эпоха старости (55 лет — свыше 90 лет)

Эпоха старости — завершающая эпоха человеческой жизни, её естественная и здоровая часть, которую можно и нужно сделать счастливой для человека и полезной для общества. Социальная ситуация развития: выход на пенсию, который ограничивает/исключает трудовую деятельность человека и предоставляет ему пассивный отдых. Ведущая деятельность: общение, воспоминания и, наконец, самообслуживание. Авторы периодизации разделяют эту эпоху на три периода.

  • Первый период эпохи старости — пожилой возраст (55 — 75 лет). Пожилые люди образованны, энергичны, с высокими запросами, стремлением к самоутверждению, активному участию в общественной жизни, высокой творческой активностью. Ведущей деятельностью этого периода является общение, в процессе которой реализуется передача другим накопленного опыта, а также удовлетворяются потребности в коллективе, уважении и самоутверждении.
  • Ведущей деятельностью второго периода эпохи старости — старческого возраста (75 — 90 лет) — становится деятельность по самообслуживанию, которая необходима для обеспечения более плавного перехода и облегчения адаптации к новой ситуации, связанной с выходом на пенсию. Пожилые люди способны к творческому приспособлению и развитию. Они используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся способностей на должном уровне и для переработки их в новые способности, что помогает им справиться с несоответствием между общественной природой человеческой личности, которая многие годы находила своё наиболее полное выражение в труде, и теми узкими возможностями, которыми располагает теперь сам по себе пассивный отдых или участие в семейной жизни.
  • Третий период эпохи старости — долгожительство (свыше 90 лет).

Личностные новообразования эпохи старости — чувство нужности людям, мудрость и спокойствие.

Критика периодизации развития зрелой личности В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачёвой

Наиболее уязвимым местом построенной периодизации является её гипотетический характер. К числу более частных замечаний относятся проблематичность выделения таких видов деятельности, как самореализация, специализация и т. д., выдвинутых в качестве форм ведущей деятельности для разных возрастов; предельный формализм при характеристике социальной ситуации развития; нормативность схемы в целом, не предполагающей каких-либо отклонений в процессе социализации личности, деформаций этого процесса.

В связи с тем, что взгляды В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачёвой во многом сохраняют преемственность с периодизацией Д. Б. Эльконина, они наследуют и её слабости, к которым относятся жёсткая нормативность, то есть «привязанность» к сложившейся системе воспитания и образования, а также отсутствие гендерной специфики и учета таких феноменов эмоциональной сферы, как дружба, любовь, так или иначе предопределяющих изменения брачно-семейного статуса индивида (что является важным этапом в процессе социализации).


Похожие новости:

Марцинковская, Татьяна Давидовна

Марцинковская, Татьяна Давидовна
Татьяна Давидовна Марцинковская (род. 29 июля 1951) — российский психолог, доктор психологических наук (1995), профессор (1998). Специалист в области методологии и истории психологии, философии и

Лейтес, Натан Семёнович

Лейтес, Натан Семёнович
Натан Семёнович Лейтес (26 июня 1918 года, Екатеринослав — 6 ноября 2013 года, Москва) — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор. Специалист в области

Зинченко, Владимир Петрович

Зинченко, Владимир Петрович
Владимир Петрович Зинченко (10 августа 1931, Харьков — 7 февраля 2014, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик РАО (1992). Один из

Продолжительность стадии куколки вольфартовой мухи

Продолжительность стадии куколки вольфартовой мухи
Опыты по определению сроков развития стадии куколки проводили на 213 куколках. Сроки развития куколок варьировали в широких пределах — от 9 до 135 суток. Данные исследований представлены в таблице 16.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Виды и особенности работы молочного сепаратора
Виды и особенности работы молочного сепаратора
Цельное молоко – один из ключевых продуктов, добываемых человеком для последующего использования....
Финишные шпаклевки Knauf — трендовый отделочный материал
Финишные шпаклевки Knauf — трендовый отделочный материал
Финишная шпаклевка — это один из самых популярных материалов, который применяется в строительстве и...
Защитная одежда электрика: требования и особенности выбора
Защитная одежда электрика: требования и особенности выбора
Защитная одежда и дополнительная экипировка электрика приобретается с учетом требований и норм...
Все новости