28.11.2022

Хукбальд Сент-Аманский


Хукбальд Сент-Аманский (лат. Hucbaldus Elnonensis, Ubaldus, Hubaldus, Hucboldus etc.; ок. 840, Фландрия (северная Франция) — 20 июня 930, Эльнон) — монах-бенедиктинец Сент-Аманского аббатства, поэт, агиограф, теоретик музыки.

Очерк биографии и творчества

Учился в школе Сент-Аманского аббатства, которую возглавлял его дядя Милон Сент-Аманский. После рукоположения в сан священника (880) работал в монастырской школе до норманнского вторжения в 883 году. Во второй половине 880-х гг. жил и работал в Бертинском аббатстве (другое название — Sithiu) в Сент-Омере. В 893 году был призван в Реймс, где совместно с Ремигием Осерским занимался реформой церковного образования. Около 906 г. вернулся в Сент-Аман.

Изучал и знал античную литературную традицию, о чём свидетельствуют сохранившиеся поэтические творения Хукбальда, в том числе «Эклога о лысых» (лат. Ecloga de calvis), в 54 гекзаметрических стихах, все слова эклоги начинаются на букву «c»; стихотворения «De sobrietate» (посвящённое Карлу Лысому) и «Versus de diebus Aegyptiacis». Считается также автором литургической поэзии (латинской гимнографии) — гимнов, секвенций, тропов.

Дидактическую направленность имеет труд Хукбальда «Музыка» («Musica»; по Герберту — «De harmonica institutione»), который датируется не позже 885 г. В нём Хукбальд попытался приложить античное музыкально-теоретическое учение (усвоенное по Боэцию, которого автор уважительно величает титулом «doctor mirabilis») к нуждам современной ему церковно-певческой практики. Интервалику григорианской монодии Хукбальд ясно описывает как миксодиатоническую (диатонический звукоряд с двойной ступенью B/H), иллюстрируя (в отличие от Боэция) свои теоретические конструкции многими примерами совершенно конкретных песнопений (приводит инципиты антифонов, респонсориев и т. д.). Хукбальду принадлежит одно из первых в истории описаний ладовой системы григорианики; из трёх Боэциевых синонимов для обозначения ладовых звукорядов (tonus, modus, tropus) он предпочитает «тон» (tonus) и устанавливает финалисы четырёх тонов (одно название для каждой автентической/плагальной пары): d, e, f, g.

Вследствие миксодиатоники во многих григорианских мелодиях исполнение их на музыкальных инструментах (которые, очевидно, настраивались строго диатонически) Хукбальд полагал невозможным. Отмечая звуковысотную неопределённость невменной нотации, Хукбальд предлагал использовать для уточнения звуковысотности некоторые символы греческой нотации (в модифицированной форме строчных букв), располагая их над невмами. Он также разработал тип дидактической нотации с 6-линейным нотным станом, над линейками которого записывались слоги песнопения. Интервальные расстояния между линейками, соответствующие тону либо полутону, он предлагал уточнять латинскими буквами T и s, располагая их впереди нотоносца на манер современных ключей.

Из агиографических сочинений Хукбальда подлинными считаются «Vita longior Amati», «Passio S. Cassiani», «Passio SS. Cyriaci et Iulittae», «Vita S. Ioanati», «Vita S. Lebuini», «Vita S. Rictrudis».

О долгой посмертной славе Хукбальда свидетельствуют две сохранившиеся эпитафии XI века; в них (среди прочего) он почитается как «учёный, цвет и честь — и клира и [простых] монахов» (doctor, flos et honos tam cleri quam monachorum).

Псевдо-Хукбальд

Перу Хукбальда Мартин Герберт приписал ряд трактатов второй половины IX—X веков, содержащих важнейшие для истории музыки примеры раннего многоголосия (органум), записанного в особой, так называемой дасийной нотации. Важнейшие из этих трактатов носят заглавия лат. Musica enchiriadis (Учебник музыки) и лат. Scolica enchiriadis (Схолии к учебнику музыки), датируемые IX веком.

Учёные XX века сочли все трактаты группы Enchiriadis анонимными, условно называя автора музыкально-теоретического учения Псевдо-Хукбальдом. Ныне в качестве автора трактатов «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» рассматривается аббат (898—902) верденского монастыря Хогер. Критическое издание всех трактатов группы Enchiriadis осуществил в 1981 году Ганс Шмид (см. библиографию).

Трактаты «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» получили большой резонанс в истории европейской музыкальной науки. Материал обоих трудов ассимилировал (вплоть до точных цитат) среди прочих Гвидо Аретинский, а через него — многие другие средневековые учёные музыканты.


Похожие новости:

Хилтон, Роджер

Хилтон, Роджер
Роджер Хилтон CBE (англ. Roger Hilton, 30 апреля 1911, Миддлсекс, Лондон — 23 февраля 1975, Сент-Джаст, Корнуолл) — британский художник-абстракционист, один из крупнейших представителей этого

Николя II де Сент-Омер

Николя II де Сент-Омер
Николя II де Сент-Омер (Nicolas II de Saint-Omer) (ум. 1294) — сеньор половины Фив с 1258, бальи княжества Ахайя (1287—1289). Родился после 1240 года. Сын Белы де Сент-Омера и Бонны де ла Рош, сестры

Ферганский фронт

Ферганский фронт
Ферганский фронт — Местный фронт Туркреспублики, во время Гражданской войны. Образован 23 февраля 1919 приказом РВС Туркестанской советской республики для руководство борьбой с басмачеством в

Робертсон, Дэвид (дирижёр)

Робертсон, Дэвид (дирижёр)
Дэвид Робертсон (англ. David Robertson; род. 19 июля 1958, Санта-Моника) — американский дирижёр. Окончил лондонскую Королевскую академию музыки, где изучал композицию, дирижирование и игру на трубе.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Использование защитных ограждений в строительстве
Использование защитных ограждений в строительстве
Ограждения часто применяются при строительных и ремонтных работах - это делается для того, чтобы...
Вилочные погрузчики Polar Badger CPQD25 для эксплуатации на строительной площадке
Вилочные погрузчики Polar Badger CPQD25 для эксплуатации на строительной площадке
В сфере строительства используются погрузчики российского производства Polar Badger CPQD25. Они...
Как не разочароваться в выборе дверей
Как не разочароваться в выборе дверей
Приобретая недвижимость или планируя ремонт в квартире, доме, офисе, владелец задумывается о...
Все новости