19.11.2022

Самуйленков, Дмитрий Фёдорович


Дмитрий Фёдорович Самуйленков (18 февраля 1895 — 15 мая 1962) — советский педагог, психолог, педолог. Кандидат психологических наук (1927). Основатель и первый заведующий кафедры психологии Смоленского педагогического института (1930—1938). Автор известной монографии «Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя».

Биография

Родился 18 февраля 1895 года в деревне Дубровка (ныне — Починковского района Смоленской области).

Окончив с отличием Соболево-Воробьевский педагогический техникум работал учителем в сельских школах.

В 1927 году окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, защитил кандидатскую диссертацию по психологии. Известно, что в 1924-1925 годах являлся слушателем лекций читанных профессором А.В. Гервером в Институте педологии и дефектологии Психоневрологической академии.

Преподавал в Смоленском педагогическом институте, где с 1930 по 1938 год основал и возглавлял кафедру психологии и педологии , создал получившую широкую известность психофизическую лабораторию, в которой создавал психотехнический инструментарий и методики по педологическому и личностному измерению способностей и возможностей индивида и группы.

В 1938 году уволен института вместе с группой преподавателей во главе с директором института Грищенко-Меленевским:

«На протяжении 1936-37 учебного года кафедра на основе самокритики очистилась от ошибок в преподавании педагогических дисциплин, а затем освободилась от вражеских элементов, в свое время приложивших грязную руку к делу преподавания педагогических дисциплин (Грищенко, Самуйленков)».

— из отчета кафедры педагогики за 1938 год за подписью завкафедрой Данилова

Арестован в апреле 1938 года, за «контрреволюционную деятельность» по ст. 58—10 осуждён на 5 лет ИТЛ. Срок отбывал в Кулойлаге в Архангельской области (в 1956 году реабилитирован).

Участник Великой Отечественной войны. С апреля 1943 года в РККА, с сентября 1943 года принимал участие в боях на Воронежском, 2-Украинском и 3-Украинском фронтах.

Служил санитаром-носильщиком эвакуационного взвода 82-го отдельного медсанбата 93-й гвардейской стрелковой дивизии, под конец войны — сержант, старший писарь.

Не считаясь с временем отдыха, круглыми сутками переносил раненных … перенеся до 600 человек, отечески заботился о них. Как санитар: серьезный, чуткий, отзывчивый и внимательный. Образец самоотверженного труда и добросовестного отношения к уходу за раненными и больными войнами Красной Армии.

— из наградного листа на медаль «За боевые заслуги» от 26 марта 1944 года, за подписью командира 82-го омсб

Как специалист по психологии оказывал психологическую помощь раненным:

В тяжёлые минуты боя и когда в медсанбате были большие наплывы раненных, тов. Самуйленков как профессор психологии вёл с личным составом беседы по психологии.

— из наградного листа на Орден Красной Звезды, за подписью дивизионного врача майора Щербакова

Награждён медалями «За боевые заслуги» (1943), «За победу над Германией» (1945) и Орденом Красной Звезды (1945).

После войны вернулся на работу в Смоленский педагогический институт на кафедру психологии, которую в скором времени возглавил, однако, в марте 1953 года отстранен от заведования кафедрой.

Умер 15 мая 1962 года. Похоронен на Братском кладбище в Смоленске.

Труды

Автор более 100 научных работ, в том числе нескольких монографий.

Широкое признание в научной среде и у учителей-практиков получила его монография «Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя».

В дважды изданной (1959, 1961) монографии автор, полагая, что характер учителя оказывает определенное влияние на учащихся, впервые сделал попытку связать воедино педагогический этикет, мастерство и авторитет учителя. Работа остаётся востребованной и спустя 50 лет.

Д. Ф. Самуйленков в книге «Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя» ставит своей задачей раскрыть психологические и педагогические основы мастерства учителя, установить то общее, что характеризует работу лучших учителей, проследить психологические черты и наметить пути их формирования.

— Журнал «Народное образование», 1960 год

Вопросы педагогического мастерства, такта и авторитета учителя недостаточно разработаны и освещены в советской психолого-педагогической литературе. Поэтому книга Д. Ф. Самуйленкова представляет несомненный интерес. Автор говорит о культуре поведения учителя, об огромном влиянии морально-политического облика учителя на качество его работы; указывает на основные высоконравственные черты его личности — прямоту, честность, справедливое отношение к учащимся, критическую оценку собственных поступков; подчеркивает значение общей культуры и личного примера учителя.

— Журнал «Советская педагогика», 1960 год

Некоторые работы

  • К. Д. Ушинский об учителе // «Ученые записки Смоленского государственного пединститута», вып. 1 за 1949 год
  • Психология педагогического мастерства учителя // «Ученые записки Смоленского педагогического института» вып. 4 за 1957 год
  • О педагогическом такте и авторитете учителя // «Ученые записки Смоленского педагогического института», вып. 5 за 1957 год
  • Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя — Смоленск: Книжное издательство, 1959. — 147 с.
  • Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя — 2-е изд., испр. и доп. — Смоленск: Книжное издательство, 1961 — 214 с.

Похожие новости:

Бонь, Митрофан Демьянович

Бонь, Митрофан Демьянович
Бонь Митрофан Демьянович (4 июня 1906, Амурская область, Приамурское генерал-губернаторство — неизвестно, неизвестно) — советский учёный-химик. Директор Криворожского государственного педагогического

Юревич, Андрей Владиславович

Юревич, Андрей Владиславович
Андрей Владиславович Юревич (род. 13 августа 1957 года) — советский и российский учёный, доктор психологических наук (1993), член-корреспондент РАН (2006), заместитель директора Института психологии

Васецкий, Григорий Степанович (философ)

Васецкий, Григорий Степанович (философ)
Григорий Степанович Васецкий (1904—1983) — советский философ, специалист по истории русской философии. Доктор философских наук, профессор. Биография Окончил Херсонский педагогический институт

Национальная академия педагогических наук Украины

Национальная академия педагогических наук Украины
Национальная академия педагогических наук Украины (укр. Національна академія педагогічних наук України) — государственная академия, объединяющая учёных Украины, работающих в сфере образования и
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Цветные окна Rehau в черной ламинации
Цветные окна Rehau в черной ламинации
Черные окна — стильное решение для интерьера в светлых тонах. Также они станут идеальным...
Краткий обзор подоконников ведущих производителей: Кристаллит и Moeller
Краткий обзор подоконников ведущих производителей: Кристаллит и Moeller
При заказе оконной системы завершающим, но очень важным штрихом становится выбор подоконника....
Рекомендации по выбору металлического сайдинга
Рекомендации по выбору металлического сайдинга
Металлический сайдинг приобрел популярность благодаря прочности, долговечности и...
Все новости