16.11.2022

История транспорта (скульптурные композиции)


«История транспорта» — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти. Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти. Фигуры установлены в 1977—1979 годах на улице Революционной.

История транспорта: Паровоз

Композиции представляют собой стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз, воздушный шар.

«Воздушный шар» напоминает фантастический летательный аппарат, сочетающий в себе шар, паруса, гондолу с аэронавтами. Композиция высотой до 10 м кажется стремящейся вверх, удерживаемой якорем и верёвочными растяжками. Лёгкая, ажурная конструкция крепится на тяжёлом фундаменте в форме призмы.

«Первый пароход» состоит из узнаваемых деталей водного транспорта: корпус, мачта, реи, паруса, якоря, флаг, и т. д. Пароход с чертами паровой машины (привод колёс-лопастей, трубы с дымом) также обладает элементами парусника. На символической палубе находится романтическая пара: мужчина в цилиндре и женщина с зонтиком.

«Первый пароход» также существенно отличается от реальных проектов, содержит много декоративных, чисто художественных деталей.

По оценкам специалистов, композиции прекрасно спроектированы и в антивандальном плане.

Выполнены из чёрного металла (ковка, литьё, сварка) на массивных железобетонных постаментах и известняковых плитах. Размеры скульптур

  • воздушный шар — 10 × 6 × 6 м;
  • первый паровоз — 10 × 6 × 2,5 м;
  • пароход — 10 × 6 × 3 м.

Авторами являются Андрей Васнецов, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, и архитектор ЦНИИЭП жилища Е. Иохелес.

В 2011 году из-за бездеятельности сотрудников мэрии Тольятти земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частной собственности. В материалах судебного дела сказано, что мэрия Тольятти не сумела доказать, что скульптуры из серии «История транспорта» являются объектом культурного наследия. Скульптуры оказались под угрозой сноса. В ответ, мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил:

Фигуры сносить мы не собираемся. Есть решение суда о том, что этот земельный участок принадлежит одной компании, но это ещё ничего не значит. В любом случае мы сделаем все возможное, чтобы эти фигуры были сохранены и создавали своеобразный видеоряд о нашем городе. Возможно, скульптурные композиции будут перенесены в другое место

— В Тольятти не будут сносить исторические фигуры (неопр.). tltnews.ru. Дата обращения: 13 июля 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.

В 2014 году в связи с продажей участка дискуссия о месте, на которое будут перенесены скульптуры, продолжилась. Так, среди возможных площадок назывались сквер семейного отдыха 19 квартала, территория перед краеведческим музеем, парк Победы др.

Осенью 2014 года в московском Музее архитектуры им. Щусева в рамках посвященной Тольятти выставки была представлена копия памятника пароходу из серии «История транспорта» в уменьшенном масштабе.

По состоянию на 2019 год земельный участок оставался незастроен и скульптуры все ещё находились на прежнем месте, однако их дальнейшая судьба оставалась неопределённой.


Похожие новости:

Боец (пароход)

Боец (пароход)
«Боец» — буксирный пароход Отдельного кавказского корпуса, затем Черноморского флота Российской империи. Считался одним из самых надежных пароходов Кавказской флотилии. Описание парохода Винтовой

Матюшин, Владимир Алексеевич

Матюшин, Владимир Алексеевич
Владимир Алексеевич Матюшин (род. 9 июня 1945, Алатырь, Чувашская АССР) — советский и российский инженер, кандидат технических наук (1975). Биография Окончил Алатырский железнодорожный техникум

Усердный (пароход, 1839)

Усердный (пароход, 1839)
«Усердный» — колёсный пароход Балтийского флота Российской империи. Описание парохода Длина парохода составляла 36,58 метра, ширина без обшивки — 6,7 метра, осадка — 3,28 метра. На пароходе была

1936 год в истории общественного транспорта

1936 год в истории общественного транспорта
В этой статье перечисляются основные события из истории общественного транспорта (прежде всего трамваев, троллейбусов и автобусов) в 1936 году. Информация об истории метрополитенов и железнодорожного
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Мачтовый подъемник: необходимость аренды
Мачтовый подъемник: необходимость аренды
Строительно-монтажные работы не могут проводиться лишь с применением человеческого труда для...
Важно ли оформление стройки с точки зрения будущих продаж
Важно ли оформление стройки с точки зрения будущих продаж
Строительный сегмент развивается очень активно, спрос на недвижимость растет, что способствует...
Как выбрать безопасный микрозайм?
Как выбрать безопасный микрозайм?
Микрозайм – это строго ограниченная сумма денег, которую потребитель может получить буквально за...
Все новости