01.11.2022

Олег (голосовой помощник)


«Олег» — виртуальный голосовой помощник в сфере финансов и лайфстайл-услуг, разработанный группой «Тинькофф». Он работает в мобильном приложении «Тинькофф». Общаться с ним можно с помощью голоса или используя мобильную клавиатуру. Чтобы запустить голосового помощника нужно сказать: «Привет, Олег» или «Слушай, Олег».

Голосовой помощник может переводить деньги, бронировать столики в ресторанах, покупать билеты в кино, искать скидки на товары и услуги, консультировать по финансовым вопросам. Он интегрирован в различные сервисы группы «Тинькофф». Голосовой помощник может регистрировать страховое событие для владельцев полисов каско и ОСАГО от «Тинькофф Страхования» или выступать в роли личного голосового консьержа в «Тинькофф Мобайле»: принимать звонки, переводить их в текст, разговаривать с собеседником или шутить.

Цель голосового помощника — экономить человеку время и деньги.

Дата запуска

О том, что «Тинькофф» разработал голосового помощника по имени «Олег», сообщила газета «Ведомости» в декабре 2018 года, ссылаясь на выступление основателя и председателя совета директоров «Тинькофф» Олег Тинькова на новогоднем корпоративе компании. Помощник начал работать в июне 2019 года. У клиентов он появляется поэтапно. В момент запуска им можно было поделиться с другим пользователем, переведя с помощью него деньги в мобильном приложении. В момент запуска «Олега» на рынке уже были голосовые помощники у крупных технологических компаний — Siri от Apple, Google Assistant, Alexa от Amazon, Алиса от Яндекса. Над своим виртуальным ассистентом работал Mail.ru Group.

Имя и характер

«Олег» — тезка основателя «Тинькофф» Олега Тинькова. Имя было выбрано из нескольких вариантов общим голосованием среди сотрудников «Тинькофф». В числе других вариантов были Лев, Макс, Ватсон.

Прототип «Олега» — мужчина от 25 до 40 лет. Он вежливый, не любит панибратства, и, если нужно, может быть настойчивым. У него есть чувство юмора, и он не учит пользователя жизни, пока тот не попросит, объясняет компания. В иррациональных ситуациях он может выразить несогласие или даже неодобрение. Разработчики хотели, чтобы с «Олегом» было интересно общаться.

В момент запуска пользователи отметили своенравный характер «Олега» и его нетривиальный стиль общения. На первых этапах использования были случаи, когда «Олег» употреблял грубые выражения. Его шутки и нетривиальные ответы не раз широко обсуждались в соцсетях и в СМИ. В компании это объяснили тем, что помощник учится на открытых данных.

В ноябре 2019 года шутка «Олега» снова стала предметом широкого обсуждения в СМИ и соцсетях: он посоветовал одной из клиенток «отрезать пальцы» в ответ на жалобу о том, что в банке не проходит идентификация по отпечатку пальца. Компания сообщила, что провела с голосовым помощником разъяснительную работу и он обещал так больше не делать. Озвучил «Олега» актёр Никита Прозоровский, который записал 30 часов реплик, на основе которых синтезируются все высказывания помощника.

Функции

Голосовой ассистент состоит из нескольких основных компонентов: технологии синтеза и распознавания речи, а также движка, в основе которого находится нейросеть, обученная на открытых данных общения пользователей в рунете.

Голосовой помощник может распознавать и интерпретировать запросы пользователей, задавать уточняющие вопросы и беседовать на разные темы.

Олег может выполнять следующие функции:

  • Совершать денежные переводы на счета в Тинькофф и Сбербанке;
  • Пополнить баланс мобильного телефона;
  • Бронировать столики в ресторанах;
  • Покупать билеты в кино с кэшбэком;
  • Искать спецпредложения с кэшбэком или рассрочкой;
  • Общаться на свободные темы;
  • Давать полезные советы и лайфхаки из «Тинькофф Журнала»;
  • Консультировать по банковским вопросам и акциям;
  • Изменять личные данные в экосистеме «Тинькофф»;
  • Заказывать и отправлять на почту электронные документы (например, справку для посольства).

Олег интегрирован в сервис «Тинькофф Мобайл». В рамках сервиса он может отвечать на звонки абонентам «Тинькофф Мобайла», если те заняты или находятся вне сети. Если абонент не хочет отвечать, он может сбросить вызов — за него ответит «Олег». Помощник переведет аудио сообщение звонившего в текст и отправит его абоненту по СМС.

Голосовой помощник также может зафиксировать факт страхового случая клиентов «Тинькофф Страхования». Для этого он задаст несколько вопросов: когда, в какое время и где произошло ДТП, нужна ли клиенту медицинская помощь, нет ли пострадавших в аварии, кто виновник столкновения. Также он сориентирует, как правильно сделать фото повреждений автомобиля и какие документы нужно загрузить в чат. В следующих версиях сервиса он сможет консультировать клиента о статусе рассмотрения страхового случая и выдать направление на экспертизу или ремонт автомобиля на технической станции.

«Олег» будет интегрирован в другие сервисы экосистемы «Тинькофф», такие как «Тинькофф Инвестиции», «Тинькофф Путешествия» и др.

Технологии

В момент голосового запроса система распознавания речи преобразовывает звуковой сигнал в текст. Это происходит в несколько этапов. Сначала сигнал отфильтровывается, потом оцифровывается, происходит анализ сигнала и выявление шаблонов данных. В основе голосового ассистента — технология распознавания и синтеза речи Tinkoff VoiceKit, которая разрабатывалась в группе «Тинькофф» с 2016 года. При её разработке было использовано более 15 тысяч часов аудио из свободных источников и десятки тысяч часов звонков колл-центра. Технология правильно определяет до 95 % произнесенных слов и использует для обучения терабайты данных и десятки тысяч часов человеческой речи. Она может понимать как шумную речь, так и чистую, полученную из качественных источников. Технология может быть использована для создания голосовых помощников, программных роботов для автоматизации работы колл-центра, записи аудиокниг и озвучки видеороликов, перевода звуковых записей публичных выступлений в текстовый формат.

В 2019 году «Тинькофф» начал продавать технологию Tinkoff VoiceKit другим компаниям. Для образовательных учреждений и студентов технология предоставляется бесплатно. Для коммерческих компаний тариф составляет 40-45 копеек за распознавание минуты двухканального аудио. Технология для внешнего использования доступна только в виде API.

Синтез речи, который используется в голосовом помощнике, разрабатывали на основе нейросетевых моделей WaveNet, Tacotron, Deep Voice. Вся работа по созданию синтеза речи заняла около девяти месяцев, но для этого потребовались знания и экспертиза, накопленные специалистами компании за два года.

Суперкомпьютер «Колмогоров»

Для обучения голосового помощника «Тинькофф» использует суперкомпьютер «Колмогоров», названный в честь российского математика Андрея Колмогорова. Суперкомпьютер состоит из 10 вычислительных серверов и двух — для хранения данных. Вся система помещается в один новый арендованный зал. С его помощью команда разработчиков обучает нейросетевые модели, собранные за 14 лет работы компании, для распознавания речи, синтеза речи, обработки естественного языка и общения на свободные темы. Пиковая производительность машины — 0,65 петафлопсов, достигнутая — 0,42 петафлопса. Он входит в десятку самых производительных компьютеров в рейтинге российских суперкомпьютеров, составленном МГУ и РАН. На оборудование для компьютера компания потратила около $1 млн.

С помощью суперкомпьютера компания планирует развивать не только голосового помощника, но и предиктивную аналитику (прогнозирование поведения клиентов). В частности, суперкомпьютер используется для переобучения модели, которая рассчитывает вероятность продажи услуг «Тинькофф». На стандартных мощностях этот процесс может занимать от полугода, на суперкомпьютере — несколько дней.


Похожие новости:

Лёвин, Олег Анатольевич

Лёвин, Олег Анатольевич
Олег Анатольевич Лёвин (26 июня 1975, Орёл) — российский футболист, игрок в мини-футбол, вратарь, тренер. Биография В 1992 году стал выступать за «Спартак» Орёл во второй лиге. За команду,

Миндлин, Антон Витальевич

Миндлин, Антон Витальевич
Антон Витальевич Миндлин (9 июля 1985, Хабаровск) — российский шоссейный и трековый велогонщик, выступал на профессиональном уровне во второй половине 2000-х годов. В составе таких команд как

Елизаров, Илья Елизарович

Елизаров, Илья Елизарович
Илья Елизарович Елизаров (род. 27 января 1963) — действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. С 2012 года занимает должность помощника Председателя Правительства Российской

Директор по коммуникациям Белого дома

Директор по коммуникациям Белого дома
Помощник президента по коммуникациям, также известный как директор по коммуникациям Белого дома (англ. Assistant to the President for Communications, White House Communications Director) —
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
В чем преимущества платформы BIMEND?
В чем преимущества платформы BIMEND?
BIM-технология – это современная методика проектирования сооружений, в которой объединено 3D...
Новостройки Москвы и области, как выбрать?
Новостройки Москвы и области, как выбрать?
Новостройки заполняют категорию недвижимости интересными и выгодными предложениями, на сегодняшний...
Alex Service - высококачественный ремонт бытовой техники
Alex Service - высококачественный ремонт бытовой техники
В случае выхода из строя бытовой техники, необходимо обратиться ближайший сервисный центр, где...
Все новости