Музыкантши


«Музыкантши» — картина нидерландского художника XVI века, известного под условным именем Мастер женских полуфигур, из собрания Государственного Эрмитажа с авторскими повторениями из замка Рорау и Музея искусств округа Лос-Анджелес.

Картина написана в мастерской неизвестного художника, работавшего в Антверпене в первой половине XVI века и условно называемого Мастером женских полуфигур. Его имя не установлено, а работы характеризуются индивидуальным, присущим только ему и его ученикам, «почерком».

На картине изображены три молодые девушки, дающие домашний концерт — сюжет, получивший большое распространение в нидерландской живописи с начала XVI века. Они находятся в комнате с резными деревянными панелями, у окна. В центре за столом сидит девушка, играющая на флейте, перед ней лежит раскрытая нотная книга и дальше ещё две закрытые книги, возле которых расположен двойной футляр для флейты. Справа за флейтисткой стоит девушка, играющая на лютне; слева — поющая девушка, которая держит в руках лист с нотной записью. На стене висит футляр от лютни. В правом нижнем углу красной краской нанесены цифры 2809 — они соответствуют номеру картины в эрмитажном каталоге 1797 года.

Раскрытая нотная книга содержит арию на французском языке, музыка Клодена де Сермизи, стихи Клемана Маро, опубликованные в Париже в 1529 году. Текст гласит (последняя строка стихотворения на картине отсутствует и помещена в скобках для связности текста):

Jouissance vous donneray
Mon amy et vous maineray
Là où pretend votre espérance
Vivante ne vous laissaray
Encore quand morte seray
(L’esprit en aura souvenance.)

Я дам вам радость,
Мой друг, и поведу вас туда,
Куда стремится ваша надежда;
Пока я жива, я не покину вас,
Даже когда я умру,
(Душа моя сохранит о вас память).

Советский и российский музыкант А. Е. Майкапар изучил нотную запись на картине и пришёл к выводу, что «у певицы партия сопрано, флейтистка играет по теноровой партии, а лютнистка аккомпанимирует по памяти, не глядя в ноты».

При исследовании картины в инфракрасных лучах под живописным слоем было выявлено изображение чернильницы, располагавшейся на краю стола левее нот . Пятно на месте чернильницы заметно и невооружённым глазом.

Картина написана после 1529 года либо самим Мастером женских полуфигур, либо кем-то из его учеников, когда было опубликовано стихотворение Маро, и не позже середины XVI века, поскольку работы Мастера женских полуфигур после этого времени неизвестны. История картины также неизвестна, она поступила в Эрмитаж между 1763 и 1773 годом из неустановленного источника.

В каталоге собрания императрицы Екатерины I 1773 года картина значилась как работа Ганса Гольбейна-младшего; в каталоге Эрмитажа 1863 года автором указан неизвестный художник фламандской школы; Г. Ф. Вааген в 1864 году счёл, что это работа «современника Яна Мостарта»; П. П. Семёнов-Тан-Шанский предположил что автором был Ян ван Хемессен; в каталоге 1902 года значится неизвестный художник нидерландской школы XVI века. И, наконец, начиная с каталога Эрмитажа 1916 года картина значится работой Мастера женских полуфигур.

Картина выставляется в здании Малого Эрмитажа в зале 262 (бывшая Романовская галерея)

В Музее искусств округа Лос-Анджелес имеется авторское повторение картины, отличающееся от эрмитажной работы деталями. В частности, позы девушек немного изменены, на стене вместо футляра от лютни висит сама лютня, через открытое окно виден пейзаж, на столе лежат три закрытых нотных книги. Эта картина находилась в коллекции Вари и Ханса Конов и в 1991 году была подарена ими музею.

Ещё один авторский вариант имеется в коллекции графов Гаррахов и выставляется в замке Рорау, Австрия. Эта картина гораздо ближе к эрмитажной и отличается более светлым колоритом, деталями одежды и головными уборами девушек, также присутствует чернильница, закрашенная в эрмитажной версии. Н. Н. Никулин считал этот вариант лучшим из всех существующих.

Советский искусствовед Н. Н. Никулин в своём обзоре нидерландского искусства XV—XVI веков писал об эрмитажном варианте картины:

Картина «Музыкантши» является одной из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Изящные позы музицирующих женщин, грациозные движения тонких нежных пальцев, нарядные платья, сшитые по моде XVI века, драгоценные украшения, а также колорит — блестящие, несколько холодные краски, напоминающие эмаль, — всё это придаёт облику музицирующих изысканность и элегантность.


Похожие новости:

Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер

Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер
«Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер» (итал. Madonna con Bambino in trono) — картина, приписываемая кисти греко-венецианского художника Андреоса Рицоса (итальянизированное

Срывайте розы поскорей

Срывайте розы поскорей
«Срывайте розы поскорей» (англ. Gather Ye Rosebuds While Ye May) — картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в 1909 году (точная датировка была неизвестна до недавнего

Гадающая Светлана

Гадающая Светлана
«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему

Состязание Аполлона и Марсия

Состязание Аполлона и Марсия
«Состязание Аполлона и Марсия» — картина флорентийского художника Аньоло Бронзино из собрания Государственного Эрмитажа. Сюжет Сюжет картины является синтезом двух мифологических эпизодов,
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Зачем ремонтировать общественные здания? Этот вопрос волнует многих, ведь общественные здания – это...
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
В современном мире, где угрозы личной безопасности и сохранности имущества становятся все более...
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
При обустройстве интерьера дома или офиса одним из самых важных аспектов является выбор мебели....
Все новости