01.09.2022

Blackburn Skua


Блэкберн «Скьюа» (англ. Blackburn Skua) — британский палубный самолёт времён Второй мировой войны. Использовался Авиацией Королевских ВМС в роли пикирующего бомбардировщика и истребителя.

История создания

Великобритания в начале 20-го века владела огромным количеством территорий на всех пяти обитаемых континентах. Королевский военно-морской флот был мощнейшим инструментом обеспечения стратегических и политических интересов Великобритании. К началу Второй Мировой войны одним из самых современных видов вооружения передовых флотов мира стала палубная авиация. В составе Королевского флота было достаточное количество авианосцев, способных доставить английские самолёты в любую точку мирового океана.

Но могущественный авианесущий флот Великобритании был оснащён устаревшими тихоходными бипланами с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Министерство авиации Великобритании разработало техническое задание и в 1934 году объявило конкурс на создание нового многоцелевого палубного самолёта. Согласно заданию это должен был быть двухместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной экипажа и убирающимся шасси, способный выполнять функции пикирующего бомбардировщика и истребителя сопровождения.

На конкурс представили свои проекты несколько ведущих английских авиастроительных фирм. Победителем был признан проект фирмы Blackburn Aircraft Company, разработанный под руководством заместителя Главного конструктора фирмы Дж.Э.Петти. В апреле 1935 года, после согласования всех замечаний заказчика, с компанией был подписан контракт на строительство двух прототипов для проведения всесторонних испытаний.

9 февраля 1937 года первый опытный самолёт поднялся в воздух, полёт прошёл успешно. Самолёт получил официальное название Blackburn Skua. На первом прототипе была проведена полная программа испытаний, в том числе и полёты с авианосцев, после чего, в конструкцию внесли некоторые изменения. Второй прототип приступил к лётным испытаниям в мае 1938 года.

Перед началом войны потребность в новом истребителе-бомбардировщике для ВМС ощущалась настолько остро, что было принято решение о запуске самолёта в серийное производство ещё до завершения всего цикла испытаний. Серийное производство было организовано на заводе фирмы в городе Brough. С октября 1938 года по март 1940 года было построено 190 самолётов. В октябре 1938 года Blackburn Skua был принят на вооружение морской авиации Великобритании. Первые Skua получили авианосцы "Арк Ройал" и "Фьюриос".

Эксплуатация и боевое применение

После поступления серийных самолётов на вооружение Воздушных сил флота они активно эксплуатировались в течение первых двух лет войны на различных театрах боевых действий. Они применялись во время операций у берегов Франции, Норвегии и в Средиземноморье. 25 сентября 1939 во время воздушного эскортирования линкоров «Нельсон» и «Родни» лейтенант Б. С. Макъюэн (англ. B. S. McEwen) и петти-офицер Б. М. Сеймур (англ. B. M. Seymour) на самолёте «Скьюа», принадлежащим 803 эскадрилье авианосца «Арк Роял», сбили немецкую летающую лодку Дорнье Do-18. Тем самым «Скьюа» стала первым британским самолётом, сбившим вражеский самолёт во Второй мировой войне. 10 апреля 1940 года 15 бомбардировщиков «Скьюа» из 800 и 803-й бомбардировочных эскадрилий, базировавшихся на Оркнейские островах, атаковали повреждённый норвежскими береговыми батареями немецкий лёгкий крейсер «Кёнигсберг». В результате атаки «Кёнигсберг» получил 3 прямых попадания авиабомб и затонул. Это был первый в истории случай потопления крупного боевого корабля авиацией..

Самолеты Blackburn Skua привлекались к прикрытию эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка, работая в качестве пикировщиков и штурмовиков. С сентября 1940 года эти самолеты отражали атаки итальянских бомбардировщиков на английские корабли в Средиземном море. На этом боевые успехи Skua закончились и с марта 1941 года самолеты стали снимать с авианосцев и передавать в учебные и вспомогательные части. Окончательно они были сняты с вооружения в августе 1941 года.

В это время развитие мировой авиации шло очень высокими темпами и самолет, созданный по спецификации середины тридцатых годов, в начале сороковых уже полностью устарел. Также потери этих самолетов были высоки. Уцелевшие Skua еще несколько лет использовались в качестве тренировочных самолетов и буксировщиков мишеней-рукавов. Последние Blackburn Skua были списаны в марте 1945 года.

Модификации

Skua Mk I Прототип с двигателем Bristol Mercury IX (840 л.с.), построено 2. Skua Mk II Серийная модификация, двигатель Bristol Perseus XII (903 л.с.). Фюзеляж удлинён, законцовки крыла приподняты; построено 190.

Конструкция

Морской истребитель-бомбардировщик "Blackburn Skua" представлял собой свободнонесущий двухместный моноплан цельнометаллической конструкции классической компоновочной схемы с убирающимся шасси.

  • Фюзеляж - типа полумонокок круглого сечения. Силовой набор каркаса фюзеляжа состоял из набора лонжеронов, стрингеров и шпангоутов. В конструкции фюзеляжа были предусмотрены водонепроницаемые отсеки, которые обеспечивали возможность самолету оставаться на плаву, в случае если бы он был сбит над морем.

В носовой части фюзеляжа располагался мотоотсек, который отделялся от остальной части фюзеляжа противопожарной перегородкой. Двигатель крепился к мотораме. Моторама представляла собой ферменную конструкцию с кольцом в основании. За носовой частью размещалась кабина экипажа, выступающая над верхней поверхностью фюзеляжа. Двухместная кабина закрывалась общим фонарем.

В средней части фюзеляжа, в районе центроплана, под кабиной находился бомбоотсек, затем два топливных баков и различное оборудование. В бомбоотсеке было смонтировано специальное приспособление, в виде металлической трапеции, которое отводило бомбу, при сбросе ее с пикирования, за плоскость винта.

В хвостовой части фюзеляжа был предусмотрен отсек для уборки тормозного посадочного крюка.

  • Крыло - двухлонжеронное, трапециевидное в плане состояло из центроплана и двух консолей, которые крепились к центроплану при помощи шарнирного соединения. Консоли крыла, в стояночном положении самолетов на авианосце, складывались вручную назад с поворотом на 90 градусов вокруг своей оси. Крыло было оборудовано тормозными щитками, закрылками и элеронами.
  • Хвостовое оперение - однокилевое, классического типа. Стабилизатор располагался сзади по отношению к килю и рулю направления. Для облегчения вывода самолета из пикирования применялись рули высоты увеличенной площади.
  • Шасси - трехопорное с задним костыльным колесом. Основные стойки убирающиеся назад по полету, в ниши на консолях крыла, при помощи гидравлического механизма, крепятся к центроплану. Амортизация основных стоек воздушно-масляная. Костыльное заднее колесо неубираемое.
  • Силовая установка - девятицилиндровый однорядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Perseus XII мощностью 905 л.с. Двигатель крепился на мотораму в носовой части фюзеляжа. Воздушный винт De Havilland металлический трёхлопастный изменяемого шага диаметром 3,5 м. Топливо размещалось в двух основных топливных баках емкостью по 282 л. каждый, расположенных в средней части фюзеляжа. Перед кабиной пилота, в носовой части фюзеляжа, был установлен дополнительный бак емкостью 177 л.
  • Вооружение - стрелковое вооружение пулемета "Браунинг" калибра 7,7 мм, установленных в консолях крыла и один оборонительный пулемет "Льюис" калибра 7,7 мм, расположенный на шкворневой установке для обороны задней полусферы. Бомбовое вооружение - в центроплане находился бомбоотсек под одну бомбу калибра 226,8 кг, по бокам то центрального бомбоотсека располагались еще два бомбоотсека для боеприпасов меньшего калибра.

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации Mk.II. Источник данных: Jackson, 1989; Thetford, 1991.

Технические характеристики
  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,85 м
  • Размах крыла: 14,07 м
    • сложенное: 4,72 м
  • Высота: 3,81 м
  • Площадь крыла: 29,64 м²
  • Профиль крыла: корень: NACA 2416; законцовки: NACA 2409
  • Масса пустого: 2493 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3732 кг
  • Силовая установка: 1 × воздушного охлаждения Bristol Perseus XII
  • Мощность двигателей: 1 × 905 л. с.

(1 × 675 кВт)

  • Воздушный винт: трёхлопастный изменяемого шага
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 362 км/ч на 1981 м
    • у земли: 328 км/ч
  • Крейсерская скорость: 183 км/ч
  • Практическая дальность: 700 км
  • Практический потолок: 6157 м
  • Скороподъёмность: 8,03 м/с
  • Нагрузка на крыло: 128 кг/м²
  • Тяговооружённость: 180 Вт/кг
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 4 x 7,7-мм пулемёта Браунинг M1919 в крыле
    • 1 x 7,7-мм пулемёт Lewis или Vickers K в задней кабине
  • Бомбы: 1 x 227 кг под фюзеляжем

Эксплуатанты

Великобритания
  • ВВС Флота Великобритании (Fleet Air Arm) (до мая 1939 года часть ВВС): эскадрильи 755, 757, 758, 759, 760, 767, 769, 770, 771, 772, 774, 776, 778, 779, 780, 782, 787, 788, 789, 791, 792, 794, 797, 800, 801, 803, 806.
  • ВВС Великобритании: Подразделения противовоздушной обороны RAF

Похожие новости:

Blackburn Ripon

Blackburn Ripon
Блекберн Райпон (англ. Blackburn Ripon) — британский разедывательный самолёт, легкий бомбардировщик и торпедоносец. В варианте на поплавках строился по лицензии и применялся в финскими ВВС в годы

Куттельвашер, Карел Мирослав

Куттельвашер, Карел Мирослав
Карел Мирослав Куттельвашер (чеш. Karel Miroslav Kuttelwascher; прозвище — Кут (англ. Kut)) — чехословацкий лётчик-ас и самый результативный чешский пилот в составе ВВС Великобритании во время Второй

Nakajima A1N

Nakajima A1N
Nakajima A1N (яп. 三式艦上戦闘機), палубный истребитель флота, Тип 3) — японский палубный истребитель-биплан времён японо-китайской войны. Разрабатывался компанией «Накадзима» на основе британского

Комитет начальников штабов (Великобритания)

Комитет начальников штабов (Великобритания)
Комитет начальников штабов (англ. Chiefs of Staff Committee) состоит из наиболее высокопоставленных лиц вооружённых сил Великобритании. История Первоначально Комитет начальников штабов был
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Черепица — проверенный материал для кровли дома
Черепица — проверенный материал для кровли дома
Металлочерепица — один из востребованных материалов для монтажа кровли. Это металлические пластины,...
Керамическая плитка – преимущества использования для ванной
Керамическая плитка – преимущества использования для ванной
Керамическая плитка – один из самых популярных и востребованных отделочных материалов....
Преимущества аренды контейнера
Преимущества аренды контейнера
Аренда контейнера для хранения вещей — это инновационная услуга, которая в нашем государстве стала...
Все новости