11.08.2022

Акименко, Фёдор Степанович


Фёдор Степанович Акименко (Якименко; 8 [20] февраля 1876, село Пески, Харьковская губерния — 3 января 1945, Париж) — украинский композитор, пианист и педагог. Родной брат украинского композитора Якова Степового (псевдоним Якова Якименко).

Биография

В 10 лет был отобран в Придворную капеллу в Петербурге, где получил начальное музыкальное образование (воспитанник регентского класса). Занимался под руководством А. К. Лядова и М. А. Балакирева. В петербургской консерватории (1896—1900) Акименко окончил курс по классу профессора теории композиции Н. А. Римского-Корсакова.

С 1897 года работал учителем на дирижёрских курсах Придворной капеллы. Впоследствии — дирижёр музыкальной школы в Тифлисе (1901—1903), директор музыкальной школы в Ницце (Франция, 1903—1906), затем — директор Харьковского отделения императорского русского музыкального общества. Профессор Петроградской консерватории (1919—1923). Сотрудничал в «Русской музыкальной газете»: «Автобиографические заметки» (1911, № 11—12); «Лист и Данте» (1911, № 40); «Сфера музыки» (1911, № 49); «О мире златострунном Рихарда» (1913, № 15—16); «Искусство и война» (1914, № 13); «Из воспоминаний о М. А. Балакиреве» (1915, № 19/20).

Среди его учеников — выдающийся композитор XX века Игорь Стравинский, 3. Лиско, Н. Колесса и другие.

С 1923 года жил во Франции (Ницца, Париж). С 1924 года — профессор музыкального отдела Украинского высшего педагогического института имени М. Драгоманова (Прага). Кроме педагогического труда, Акименко выступал как концертирующий пианист и хоровой дирижёр. В те годы был написан его труд «Практический курс науки гармонии в двух частях с задачником» (Прага, 1926).

В 1932 был избран вице-директором Русской нормальной консерватории в Париже, состоял в ней профессором по классу фортепьяно.

Музыка

Труды Акименко-композитора были изданы ведущими русскими и зарубежными музыкальными издательствами: «Belaieff», «Bassel», «Jurgenson», «Leduc», «Rouart-Lerolle». У Беляева изданы вокальные и инструментальные произведения (ор. 1—21 вкл.), у Юргенсона — (ор. 22—43), а именно: 25 романсов на тексты преимущественно русских поэтов, 3 хора для смешанных голосов, трио для скрипки, альта и виолончели; «Лирическая поэма» (посвящённая Н. А. Римскому-Корсакову) для большого оркестра; сочинения для скрипки, виолончели, «Пастушеская песня» для английского рожка, или альта, или скрипки, романс для альта, идиллия для флейты, «Ноктюрн» для валторны, «Баллада» для кларнета, «Consolation» для арфы; много сочинений для фортепиано, прелюдии, эскизы, три идиллических танца, семь технических этюдов и несколько тетрадей программных песен.

Сочинения Акименко обнаруживают солидную композиторскую технику, изящный вкус, выдержанность стиля, поэтичность и искренность настроения. Талант его, преимущественно лирический, высказался, главным образом, в мелких формах. В сочинениях последних лет (главным образом, фортепианных) заметны влияния французских композиторов-модернистов. Влияние это выразилось как в техническом складе сочинений, в изысканности гармонии, в преувеличенной иногда простоте стиля, так и в замыслах автора, в его склонности к мистическому («Uranie», «Reves etolies» и прочие пьесы для фортепиано), к неопределенным настроениям, в стремлении воскресить музыкальную манеру древних, что сказывается до некоторой степени в его интересных «Идиллических танцах» для фортепиано.

Произведения

  • Опера «Фея снегов», балет (название невод.);
  • «Лирическая поэма» для оркестра, (Poema lirico per orchestra);
  • Увертюра для оркестра (Ouverture per orchestra);
  • Две пьесы для скрипки и фортепиано (2 Morceaux pour violon et piano), Op. 9;
  • Эклог ( Éclogue en fa mineur pour cor anglais (ou alto, ou violon et piano), Op. 12 (1900);
  • Романс ми-минор для альта с фортепиано ( Romance en mi mineur pour alto et piano), Op. 13 (1902);
  • Маленькая баллада для кларнета с фортепиано (Petite Ballade for Clarinet and Piano) (1903);
  • «Идиллия» для флейты и фортепиано ( Idylle pour flûte et piano), Op. 14;
  • «Колыбельная» для фортепиано ( Berceuse pour piano), Op. 15;
  • «На краю огня» для фортепиано ( Au coin du feu pour piano), Op. 28;
  • «Два Фантастические эскизы» для фортепиано ( 2 Esquisses fantastiques pour piano), Op. 33;
  • Соната для скрипки и фортепиано (Sonates pour violon et piano);
  • Пьесы для фортепиано (Pièces pour piano seul);
  • «Фантастическая соната» для фортепиано (Sonata fantastica per pianoforte) .

Похожие новости:

Бершадская, Татьяна Сергеевна

Бершадская, Татьяна Сергеевна
Татьяна Сергеевна Бершадская (род. 4 июля 1921, Петроград) — советский и российский музыковед, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор

Адамов, Михаил Прокофьевич

Адамов, Михаил Прокофьевич
Михаил Прокофьевич Адамов (27 октября 1874, Лапотково — 27 октября 1946, Москва) — российский трубач и педагог, артист оркестров Большого и Мариинского театров, профессор Московской консерватории,

Галковский, Константин Михайлович

Галковский, Константин Михайлович
Константин Михайлович Галковский (Галкаускас) (лит. Kostantinas Galkauskas; 1875—1963) — советский литовский музыкант: композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Народный артист Литовской ССР (1955).

Гайгерова, Варвара Андриановна

Гайгерова, Варвара Андриановна
Варвара Андриановна Гайгерова (4 (17) октября 1903 1903, Орехово, Московская губерния, Российская империя — 6 апреля 1944, Москва, СССР) — российская советская пианистка и композитор. Биография
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Черепица — проверенный материал для кровли дома
Черепица — проверенный материал для кровли дома
Металлочерепица — один из востребованных материалов для монтажа кровли. Это металлические пластины,...
Керамическая плитка – преимущества использования для ванной
Керамическая плитка – преимущества использования для ванной
Керамическая плитка – один из самых популярных и востребованных отделочных материалов....
Преимущества аренды контейнера
Преимущества аренды контейнера
Аренда контейнера для хранения вещей — это инновационная услуга, которая в нашем государстве стала...
Все новости