10.08.2022

Железнодорожный (Балашиха)


Железнодорожный — микрорайон города Балашиха Московской области России, до 2015 года самостоятельный город и муниципальное образование со статусом городского округа. Железнодорожный носил статус города с 1952 года, города областного подчинения с 1960 года.

Станция Железнодорожная на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от МКАД.

Площадь территории города Железнодорожный на момент включения составляла 2408 гектаров. Население — 151 985 чел. (2015). Бывший город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать входивший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.

После включения Железнодорожного в состав Балашихи на (расширенной в 2004 году) его территории в 2015 году было утверждено 8 микрорайонов: Железнодорожный (центральная часть упразднённого города), Керамик, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Новое Павлино и Саввино.

Название

Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка. Название Обираловка происходит от фамилии Обиралов.

Современные просторечные наименования — Железка или Желдор, ЖД.

История

Территория Железнодорожного, до его объединения с городом Балашихой, включала в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка».

Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 году создан Аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.

В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.

В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 году в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).

7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения, а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 года) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

В июле 2004 года в черту города Железнодорожного был включён упразднённый дачный посёлок (пгт) Купавна, получивший статус микрорайона.

С 2006 до 2015 год как город областного подчинения образовывал самостоятельное муниципальное образование городской округ Железнодорожный

С 10 января 2015 года город областного подчинения Железнодорожный был упразднён как административно-территориальная единица и включён в состав города областного подчинения Балашиха, а городской округ Железнодорожный был также упразднён как муниципальное образование и включён в состав городского округа Балашиха.

Планы объединения Балашихи и Железнодорожного вызвали протесты их жителей. Результаты проведённого голосования по вопросу объединения имеют сомнительную достоверность.

Население

ЖелезнодорожныйЖелезнодорожный на карте Балашихи

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек — второй по численности населения в Московской области.

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.

Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирёва», керамический завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует моторвагонное железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретён польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.

Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых).

В июле 2011 года «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра».

8 сентября 2011 года, в рамках государственного визита в Россию, город Железнодорожный посетила королева Дании Маргрете II. Целью визита стал построенный на территории города в 1999 году завод по производству каменной ваты, принадлежащий датской компании Rockwool. Громким событием воспользовалась группа активистов, в день визита развернувших плакаты у здания завода, пытаясь тем самым обратить внимание королевы на проблему коррупции в городе.

Транспорт

Несмотря на то, что ближайшая станция метро расположена примерно в 10 километрах от станции, время в пути до Новокосино по Носовихинскому шоссе в часы пик занимает до полутора часов, ширина дороги преимущественно около 7 метров, в основном двухполосная, опасны обгоны — часты лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Носовихинское шоссе отделяет город от железнодорожных платформ, но по состоянию на конец июня 2014 года в Железнодорожном нет ни одного подземного перехода. В районе платформы Кучино на расстоянии в 200 метров друг за другом расположены 3 светофора, пробки от которых растягиваются до нескольких километров. В середине «Носовихи» расположен печально известный светофор, который создаёт пробки как в область (от строительного рынка или от самой станции Новокосино), так и в Москву, от платформы Кучино. Нередки случаи, когда сервис Яндекс пробки оценивает ситуацию в целом по Москве в 1—2 балла, а Носовиха при этом на 70—80 % красная в обе стороны. Наиболее быстрый способ попасть в Москву — поездка на электропоезде. Поездка от платформы Кучино до платформы Реутово (м. Новокосино) занимает 7—9 минут. Поездка от платформы Кучино до платформы Серп и Молот (м. Площадь Ильича) занимает 23—25 минут.

Железнодорожный будет конечным пунктом МЦД-4, запуск которого запланирован в конце 2024 года.

Достопримечательности

В микрорайоне Кучино построен Храм новомучеников и исповедников Российских в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр. Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.

Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.

Краеведческий народный музей.

Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.

В 2011 году на городском бульваре на Пролетарской улице открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому — учёному, известному трудами в области гидроаэродинамики, на территории имения которого был основан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт.


Похожие новости:

Пуршево (городской округ Балашиха)

Пуршево (городской округ Балашиха)
Пуршево — деревня в городском округе Балашиха Московской области России, в 27 км к востоку от Москвы. На севере граничит с микрорайоном Саввино Балашихи, на востоке — с деревней Соболиха, на юге — с

Городские населённые пункты Липецкой области

Городские населённые пункты Липецкой области
В Липецкой области России выделяются 8 городских населённых пунктов — все они города, среди которых выделяются: 2 города областного значения (в списке выделены оранжевым цветом) — в рамках

Бывшие посёлки городского типа Челябинской области

Бывшие посёлки городского типа Челябинской области
Бывшие посёлки городского типа Челябинской области — посёлки городского типа (рабочие и дачные), потерявшие этот статус в связи с административно-территориальными преобразованиями. А Агаповка —

Отрожка

Отрожка
Отрожка — микрорайон Воронежа, административно входящий в Железнодорожный район города. Связан с остальными районами города автобусными маршрутами, а также пригородными поездами. Основные улицы
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Покупаем шкаф-купе: важные нюансы
Покупаем шкаф-купе: важные нюансы
Выбор шкафа-купе для дома, офиса, дачи – серьезная и ответственная задача. Нужно просчитать все до...
Какими бывают кровельные герметики
Какими бывают кровельные герметики
Кровля – один из основных элементов строения любого типа, принимающий на себя ключевую нагрузку....
Купить ворота в Ставрополе
Купить ворота в Ставрополе
Купить ворота в Ставрополе — отличное решение для тех, кто предпочитает иметь надежную защиту от...
Все новости