21.07.2022

Военная дорога


Военная дорога, Этапный путь, Коммуникационная линия (Этапная линия) — пути сообщения для военных сообщений, постройка которых вызвана военными соображениями, используется как в мирное, так и в военное время, для обеспечения движения и перевозки войск (сил), вооружения и военной техники вооружённых сил, а также снабжения войск (сил) всем необходимым.

Военная дорога как система путей подвоза (этапы) всех видов снабжения для армии состоит из железнодорожного, водного (иногда) и грунтового участков.

История

Ещё в древние времена во многих государствах и странах строились военные дороги (viae militeres) например Аппиева дорога (Via Appia).

На Руси (России) ещё в древних походах войска вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству дорог и мостовым работам.

В 1809 году в Российской империи было издано «Учреждение об управлении водными и сухопутными сообщениями», по которому все водные и сухопутные пути сообщения империи разделялись на 10 округов, во главе которых назначались окружные начальники. Окружные начальники подчинялись главному директору, при котором был учреждён совет в составе трёх советников, являющихся генерал-инспекторами водных и сухопутных сообщений, а также экспедиция из трёх отделов, ведовшими:

  • 1-й — водными сообщениями;
  • 2-й — сухопутными сообщениями;
  • 3-й — торговыми портами.

Выбор почтовых трактов или других путей сообщения под военные дороги и приписка к ним соответствующей полосы земли производились на заседании у начальника главного штаба по докладу генерал-квартирмейстера и дежурного генерала. Это решение утверждалось главнокомандующим и поступало на исполнение к генерал-вагенмейстеру и директору военных сообщений.

Согласно «Общим правилам о военных дорогах», от 1812 года, они могли быть четырёх родов:

  • От армии в Империю;
  • От одной армии к другой;
  • От Главной квартиры, или от средоточия действий к разным пунктам операционной линии;
  • Военные дороги могут быть постоянные и временные.
  • Полоса военной дороги, в зависимости от условий, могла быть в ширину до четырёх миль или 28 вёрст. Снабжение провиантом, фуражом и иными ресурсами действующей и резервной армий осуществлялось по военным дорогам, которые избирались и пролегали по наиболее населённым землям империи, союзников или неприятеля. Управление военными дорогами осуществлял генерал-интендант армии. На военных дорогах через каждые 14 верст устраивались станция (этапная станция). Станции комплектовались провожатыми, конной тягой, подводами. На станциях содержалось в среднем около 1 200 лошадей, из которых «попеременно» использовалась 1/6 часть. 10 лучших лошадей отводились для курьеров. На станциях оборудовались помещения для содержания отрядов (партий), следующих в места назначения. Обеспечивалось их питание, медицинское обслуживание. На каждые три станции полагался офицер с караулом. На военных дорогах устраивались магазины. По военным дорогам запрещалось перемещение «больших отрядов» кавалерии, для них учреждались «особые дороги». К военным дорогам также относились и «водяные сообщения» — судоходные реки.

    Из военных дорог до сих пор сохранились:

    • Военно-Осетинская дорога;
    • Военно-Грузинская дорога;
    • Военно-Сухумская дорога;
    • и другие.

    С середины XIX века началось использование в военных целях железных дорог. Так, когда в 1847 году был открыт первый участок железной дороги Санкт-Петербург-Москва (между Петербургом и Колпино), то уже 4 июня следующего года по нему была перевезена направлявшаяся из Колпино в Санкт-Петербург партия рекрутов в количестве 250 человек, а 24—27 августа из Санкт-Петербурга в Колпино были перевезены три полка 1-й гренадерской дивизии в количестве 7 500 человек, следовавшие в Новгород по окончании лагерного сбора. 24 ноября 1851 года было издано первое циркулярное распоряжение военного министерства и приказ по генеральному штабу № 448 от того же числа о регулярном использовании железной дороги для воинских перевозок.

    Первые случаи использования железных дорог в военное время имели место уже в 50-е — 60-е годы XIX века. Во время франко-итало-австрийской войны 1859 года впервые по железной дороге были оперативно переброшены крупные войсковые формирования (железнодорожный манёвр). Это способствовало успешному наступлению войск.

    В 1868 году в России приказом военного министра был создан Комитет по передвижению войск, при Главном штабе и была учреждена должность заведующих передвижением войск на линиях железных дорог и водных. В районах, прилегающих к границам, по требованиям военных строилась более густая сеть железных дорог и сооружались рокадные линии для переброски войск с одних участков приграничной полосы на другие.

    В Тироле, между Боценом и Фондо в Нонсбергтале, в 1880—1885 годы, была проведена военная дорога Мендель (Mendel, Mendelpass).

    Несмотря на быстрый рост железнодорожной сети Российской империи, к началу Первой мировой войны число железнодорожных линий, выходивших к западной границе Российской империи от устья Немана до устья Дуная, составляло с российской стороны 13, а со стороны Германии и Австро-Венгрии — 32. Россия могла подавать к фронту ежесуточно 223 эшелона, Германия — 550, Австро-Венгрия — 226. Благодаря развитому железнодорожному транспорту Германия и Австро-Венгрия имели возможность закончить сосредоточение своих сил между 13-м и 15-м днями мобилизации, тогда как Россия могла это сделать только на 28-й день и то не полностью.

    В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений ЖДВ ВС России, было построено около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4 000 километров узкоколейных, восстановлено более 4 600 километров верхнего строения пути и почти 5 000 километров телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.

    Во время Второй мировой и Великой Отечественной войн выяснилось, что военный железнодорожный транспорт требует отвлечения больших сил для его защиты от авиации противника и из-за образования поврежденных участков железных дорог, мостов, перегрузочных районов, и может применяться лишь ограниченно на большом удалении от линии фронта. Автомобильный транспорт, который был главным средством перевозок во фронтовом, армейском и войсковом тылу, обладал большей живучестью по сравнению с железнодорожным на ВАД.

    Виды и типы

    К числу военных дорог, сооружаемых в мирное время, относятся дороги крепостные и военные улицы, в том числе и крепостные военные железные дороги, стратегические шоссе, автомобильные дороги специального значения — комплекс инженерных сооружений для безопасного движения вооружения и военной техники с расчётными скоростями и нагрузками.

    Узкоколейные полевые, крепостные военные железные дороги.

    В военное время использовались узкоколейные полевые и крепостные военные железные дороги, военно-автомобильные дороги (военная автомобильная дорога) и колонные пути.

    В военном отношении

    В военном отношении военные дороги подразделяются на:

    • маршевые, по ним войска могут двигаться в походном порядке: пехота по отделениям, кавалерия по три или по шести и артиллерия в колонне в одно орудие. Для этого маршевая дорога должна быть не уже двух саженей;
    • позиционные, должны быть много шире, по ним войска должны иметь возможность двигаться в резервных колоннах для перемещения резервов; для этой цели расчищают полосу не меньше 25 саженей. В позиционных дорогах нужно обращать особенное внимание на их маскировку.

    Формирования

    Для строительства, эксплуатации, ремонта и восстановления военных дорог использовались и используются специальные войска вооружённых сил государства:

    • Инженерные;
    • Дорожные;
    • Железнодорожные;
    • Трубопроводные.

    В вооружённых силах некоторых государств мира данный вид обеспеченья оказывают транспортные войска или их формирования, в видах ВС.


    Похожие новости:

    Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Гладкое»

    Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Гладкое»
    Узкоколейная железная дорога т/пр Гладкое — используется для перевозки торфа. Колея путей 750 мм. Её максимальная длина составляет 11 км, однако в настоящее время эксплуатируются только 7 км.

    Московско-Курская железная дорога

    Московско-Курская железная дорога
    Московско-Курская железная дорога — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 годы. Проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской

    Башмаково (станция)

    Башмаково (станция)
    Башмаково — железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги на линии Пенза — Ряжск (линия неэлектрифицирована), расположена в районном центре Башмаково Пензенской области, в 169 км от станции

    1895 год в истории железнодорожного транспорта

    1895 год в истории железнодорожного транспорта
    1895 год в истории железнодорожного транспорта События Февраль — открыты участки Ораны — Потаранцы (35 вёрст) Петербурго-Варшавской железной дороги и узкоколейная линия Шаропань — Чиатура (37
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Однорольные монтажные блоки GEARSEN – особенности разных серий
    Однорольные монтажные блоки GEARSEN – особенности разных серий
    Выполнение грузоподъемных и такелажных работ предусматривает необходимость использования...
    Юкам-Груп – эффективное конвейерное и автоматизированное оборудование
    Юкам-Груп – эффективное конвейерное и автоматизированное оборудование
    Каждое предприятие старается повысить эффективность своей деятельности. Для этого можно...
    Говорящий интерьер: главные черты и стилистические группы элитного дизайна квартир и загородных домов
    Говорящий интерьер: главные черты и стилистические группы элитного дизайна квартир и загородных домов
    Отказ от типовых решений, оформление в пользу уникальности и комфорта хозяев квартиры и...
    Все новости