15.07.2022

Ван Симэн


Ван Симэн (кит. 王希孟; родился около 1096 года — умер около 1119 года) — китайский художник.

В китайских литературных источниках о Ван Симэне не сохранилось никаких сведений, поэтому точные даты его рождения и смерти неизвестны. Из всего его творчества до наших дней дошёл лишь один свиток, на котором оставил свой колофон Цай Цзинь, премьер-министр правительства императора Хуэйцзуна (1101—1125). Это единственный источник сведений о художнике. В нём Цай Цзинь сообщает, что свиток «Горы и воды на тысячу ли» был создан в 1113 году Ван Симэном, которому тогда было около 18 лет, и что художник через несколько лет после этого скончался совсем молодым. Он являлся студентом Художественной академии, учреждённой императором Хуэйцзуном, который сам был хорошим живописцем и предъявлял весьма высокие требования к пейзажной живописи. Вполне вероятно, что Ван Симэн находился под его высочайшим покровительством, поскольку картина написана в полном соответствии с основными художественными принципами Хуэйцзуна. Эти принципы в значительной мере отличались от эстетики пейзажа X — начала XI веков, выраженной в работах таких мастеров как Фань Куань, Гуань Тун, Го Си, своим тяготением к декоративности и изяществу. Некоторые исследователи считают, что превосходный свиток, созданный художником, был чем-то вроде экзаменационной работы в ходе учёбы в Академии. Много веков имя Ван Симэна было практически забыто; истинная величина его дарования была раскрыта только в XX веке.

«Горы и воды на тысячу ли»

Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли. 51,3 х 1191,5 см; Гугун, Пекин.

Свиток размером около 12 метров в длину и более полуметра в ширину представляет собой одну из самых больших картин, созданных за всю историю китайской живописи. Художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем так называемого сине-зелёного пейзажа, выработанным во времена династии Тан аристократами из царствовавшего семейства Ли. Этот стиль с характерным использованием глубоких синих и зелёных пигментов и золота как символ аристократизма и изысканности был перенят от танского императорского дома Ли представителями сунского императорского семейства Чжао, и поддерживался ими даже после падения своего государства (об этом свидетельствуют работы Чжао Мэнфу). Живопись свитка исполнена детальным стилем (гунби), она в большой мере отличается от бытовавшей в среде интеллектуалов той поры техники туманного пейзажа, который выполнялся размывами туши, делающими очертания гор и прочих предметов нечёткими. Художник дал картину грандиозности мироздания, отчётливо выразив изначальную суть китайского пейзажа «шань-шуй» — гармонию противоположностей: горной тверди и текучести воды, вечного и переменчивого, инь и ян. Ван Симэн тончайшей кистью выписал множество явлений жизни, порождённых этой гармонией, изобразил людей, зверей и птиц, воду в разных состояниях, детали быта, деревья, и лодки рыбаков, дома и великолепный мост с крытыми террасами, где путники могут передохнуть и так далее. Художник соединил классичность старинного сине-зелёного стиля с изящным реалистическим рисунком, характерным для периода Сун, и светящейся золотистой атмосферой, придающей пейзажу глубокую поэтичность. Это произведение можно считать светским, и, может быть, несколько поверхностно-детальным прочтением глубокой философско-религиозной сути китайского пейзажа «шань-шуй», который всегда был выражением фундаментальной духовной идеи.

Детали свитка в высоком разрешении.

Библиография

  • Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв. — М.: Наука, 1976 стр. 89
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия, т.6, М. 2010. стр. 535
  • Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997. pp. 124—125
  • 1 2 Ximeng Wang // Faceted Application of Subject Terminology

  • Похожие новости:

    Лю Цун

    Лю Цун
    Лю Цун (кит. трад. 劉聰, упр. 刘聪, пиньинь Líu Cōng, ? — 318), взрослое имя Сюаньмэнь (玄門), по прозвищу Цзай (載), посмертное имя Чжаоу-хуанди (昭武皇帝), храмовое имя Ле-цзун (烈宗) — император хуннского

    Ефрем (епископ Ростовский)

    Ефрем (епископ Ростовский)
    Епископ Ефрем (XI—XII века) — епископ Русской церкви, Ростовский и Суздальский. О жизни и деятельности преосвященного Ефрема сведений сохранилось очень мало. На пост архипастырского служения он

    Бернардус ван Бик

    Бернардус ван Бик
    Бернардус ван Бик (30 января 1875 года, Амстердам — 3 марта 1941 года, деревня Кортенхоф (Kortenhoef)) — голландский художник пейзажист. Бернардус ван Бик принадлежал к художественной школе

    Сергин, Валерьян Алексеевич

    Сергин, Валерьян Алексеевич
    Валерьян Алексеевич Сергин — российский художник, академик Российской Академии художеств (2019), Народный художник РСФСР (1991), член комиссии по живописи Союза Художников России, действительный член
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Декоративные кашпо — комфорт растений — радость владельцев
    Декоративные кашпо — комфорт растений — радость владельцев
    Цветы и растения — это радость в каждом доме. Но для того, чтобы они радовали как можно дольше,...
    Критерии выбора зимней спецодежды
    Критерии выбора зимней спецодежды
    Зимняя спецодежда должна быть не только теплой, но и удобной, практичной, комфортной. При ее выборе...
    M-Cond: монтаж и обслуживание климатического оборудования
    M-Cond: монтаж и обслуживание климатического оборудования
    M-Cond — один из лидеров отечественного рынка, предоставляющий услуги по установке, обслуживанию и...
    Все новости