Василики


Базилики, василики (др.-греч. τὰ Βασιλικά) — используемое с XI века название византийского законодательного свода из 60 книг, работа над которым была начата в правление императора Василия I и закончена при его сыне Льве Мудром. Данный свод включал как светское, так и церковное законодательство.

Возникновение

Предпосылки

Одним из следствий происходившей в VIII веке в Византии борьбы иконопочитателей и иконоборцев, завершившейся Вторым Никейским собором в 787 году, стал застой во всех науках, в том числе и в правоведении. Некоторый перелом наступил при Михаиле Менисте благодаря усилиям кесаря Варды. Вместе с тем последний законодательный памятник предшествующего иконоборческого периода, Эклога Льва III Исавра, утратил своё значение. Таким образом юристы снова вернулись к законодательству Юстиниана, формально не отменённому, из которого в судебной практике в аутентичном тексте продолжали использоваться только новеллы.

Использование этого законодательного материала было сопряжено с трудностями. К рассматриваемому периоду оригинальное законодательство Юстиниана было вытеснено греческими переводами и толкованиями юристов времён Юстиниана. Поскольку между ними существовали противоречия, не помогало даже преимущественно использование трудов какого-то одного автора (так, среди комментаторов Институций имел вес Феофил, Дигест — Стефан и Дорофей, Кодекса — Фалелей), так как не существовало запрета использовать труды других комментаторов. В результате в ходе судебного процесса стороны могли прибегать к авторитету разных комментаторов. Другой причиной были терминологические трудности — к IX веку латинский язык начал выходить из употребления в судопроизводстве, и понятия, использовавшиеся юристами VI века, были не понятны. Разбросанное по четырём сводам законодательство Юстиниана было неудобно в использовании. И, наконец, многие его положения были либо отменены, либо устарели.

Реформа законодательства Василия I и Льва VI

Вскоре после вступления на престол Василий Македонянин, видя, по выражению Д. И. Азаревича, «всё безотрадное положение тогдашнего законодательства», поставил следующие цели по его реформированию: отменить устаревшие законы, предпринять т. н. «Ревизию древних законов» (греч. Ανακάθαρσις τών παλαιών νομων) с целью устранения противоречий в оставляемых законах и составить руководство к праву для облегчения его изучения. В результате деятельности по достижению этих целей между 870 и 878 годами было обнародовано Руководство к познанию законов. Одновременно с этим происходила «ревизия», завершившаяся изданием не дошедшего до нашего времени свода из 40 книг.

В период между 884 и 886 годами вышло второе издание Прохирона под названием Эпанагоги. Позднее, в первые годы правления Льва Мудрого, вышло новое издание «Ревизии», которое получило название Василики. В начале одной из рукописей Василик (cod. Paris gr. 1352) приводится указ императора Льва, в котором он порицает Юстиниана за то, что тот разделил законодательный материал на четыре части. Этот недостаток Лев попытался устранить, собрав все законы в один шеститомный свод, состоящий из 60 книг. Тот факт, что в предисловии к Василикам «Ревизия» не упоминается, служил для некоторых исследователей основанием утверждать, что последняя не была закончена и обнародована. В любом случае, уже к 920 году память об этом проекте императора Василия была утрачена.

Структура

Основной текст

Помимо деления на шесть томов, из которого известно из предисловия к Василикам, есть упоминания и о другом, вероятно, неофициальном, делении, на четыре тома. Далее эти тома делились на 60 книг. Добавление 20 книг по сравнению с 40 книгами «Ревизии» проистекало не только из-за того, что был добавлен новый материал, но и потому, что одни и те же предметы излагались в разных книгах. При этом некоторые предметы в Эпанагоге не рассматривались, а другие рассматривались в Василиках в меньшем числе книг. Отдельные книги распадаются на титулы (греч. τίτλα), число которых в различных книгах различно, а общее количество составляло 630. Титулы, в свою очередь, состоят из глав (греч. κεφάλαια), которые часто, следуя примеру, заданному юристами Юстиниана, подразделяются на параграфы (греч. θέματα). В некоторых случаях отдельные параграфы Дигест опущены в Василиках.

«Василики» не отражают нормы Свода законов Юстиниана, которые по мнению создателей не имеют практическое применения (например титулы Дигест 1 и 2 о правосудии и происхождении права). При этом в целом переработка и оптимизация правовых институтов ранее, отраженных в Эклоге и Своде законов Юстиниана, проведены недостаточным образом. Так в «Василики» отражены не актуальные и устаревшие должности (например римские консулы, императорские легаты), а также наименование областей давно не входящих в состав Византии (например Египет и Скифия).

Значительное количество норм в «Василики» занимают нормы публичного и церковного права (книга 6 — о государственных должностях, книги 1,2-5 — о церкви). При этом, нормам частного права и правому положению различных лиц уделяется большее место (книга 46 — о статусе свободных людей, книга 48 — о рабах, книга 55 — о крестьянах). В судебной практике Византии зачастую использовались нормы «Василик», регулирующие обязательственные отношения (книга 19 — о купле-продажи, книга — о поручительстве).

Издание «Василик» отнюдь не означало утрату силу Свода законов Юстиниана, которой при этом использовалось все реже. Начиная с конца XII в. «Василики» остались единственным действующим сводом законов византийского права. В полном виде «Василик» не сохранились.

Ряд книг в том числе книга 50 — о праве собственности и владении сохранились лишь частично. Рубрики отдельных титулов различны в разных рукописях Василик, поэтому восстановление оригинального оглавления Василик представляет некоторую трудность.

Во многие рукописях «Василик» наряду с текстом норм самих также встречаются схолии (пояснения византийский юристов).

Схолии

Текст Василик снабжён схолиями, которые могут быть разделены на две группы — так называемые «древние» схолии, представляющие собой отрывки из сочинений юристов VI века, и поздние схолии, основанные на трудах юристов XI—XII веков. К последним относят Евстафия Романа, Иоанна Номофилакса, Калокира Секста, Патцеса и др.. Несмотря на то, что схолии не имели официального значения, они зачастую использовались византийскими судьями.


Похожие новости:

Палата представителей Египта

Палата представителей Египта
Палата представителей (араб. مجلس النواب‎) — законодательный орган, нижняя палата двухпалатного парламента Арабской Республики Египет. Состоит из 596 представителей, избираемых на 5 лет.

Музалоны

Музалоны
Музалоны (греч. Μουζάλων, мн.ч. Μουζάλωνες) — византийский род XI—XV вв., из которого вышел ряд должностных лиц и высших сановников Византийской империи. Он достиг расцвета в 1250-х при

Тимофей из Газы

Тимофей из Газы
Тимофей из Газы (греч. Τιμόθεος ὁ Γαζαῖος; V—VI века) — византийский грамматик, зоолог, автор сочинения «О животных». Биография О жизни Тимофея известно немного. Кроме того факта, что он был

Солид

Солид
Солид (от лат. solidus «твёрдый, прочный; массивный») — римская золотая монета, выпущенная в 309 году н. э. императором Константином. Весила 1⁄72 римского фунта (4,55 г). Она заменила в качестве
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
В мире садового дизайна существует множество материалов для создания уникальных и стильных террас....
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Все новости