26.06.2022

Назаревский, Александр Владимирович


Александр Владимирович Назаревский (1876 — после 1919) — российский искусствовед, приват-доцент историко-фиолологического факультета Московского университета, старший хранитель, учёный секретарь (?—1916) Музея изящных искусств имени императора Александра III. Ученик Ивана Владимировича Цветаева.

Биография

По окончании в 1904 году историко-филологического факультета Московского университета провёл пять лет за границей, где слушал лекции по искусству в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Вернувшись в 1910 году в Россию, он был прекрасно осведомлён в новейших по тем временам тенденциях европейского искусствознания. Один из первых представителей школы чистого вольфианства, модной тогда в Москве.

В 1910 году был назначен хранителем создающегося в Москве музея изящных искусств. Будучи учеником и доверенным лицом И. В. Цветаева, Назаревский часто посещал дом семьи Цветаевых в Трёхпрудном переулке, 8, оставив о себе яркие воспоминания у Марины и Анастасии.

Он как-то подходил к нашему дому, вошел, как домой, в его затаённую сказочность. Хоть и говорил обычно с папой о раскопках на Крите или же об экспозиции зал и о музейском хозяйстве, рабочих и о текущих делах... Назаревский часто бывал у нас, к нам с Мариной был очень внимателен. Папа не мог нахвалиться им — за эрудицию, разностороннее образование и неутомимость. У нас он сделался своим человеком, был бодрым и преданным помощником папы. Огромный, полный, с окладистой бородой, в которой уж сверкало серебро. Лицо его казалось неестественно большим, глаза навыкате, и весь он был точно увеличенный в лупу, — Анастасия Цветаева.

В 1910—1912 годах в экспозиционных залах будущего Музея Б. А. Тураев, В. К. Мальмберг и А. В. Назаревский читали публичные лекции. Назаревский был блестящим оратором, его занятия пользовались популярностью у публики. В 1910 году одной из его слушательниц была скульптор Анна Голубкина. В 1911 году она создала несколько портретов А. В. Назаревского, которые сегодня входят в собрания музеев России: Государственный Русский музей, Третьяковскую галерею и Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Голубкина выполнила свой замысел: она сделала характерную, умную, сильную голову. Но изумительная психологическая сила ее таланта помогла ей раскрыть в портрете Назаревского те глубоко отрицательные черты, о которых она, казалось бы, не должна была подозревать, зная его только как превосходного лектора и ученого. Однако в личной жизни Назаревского черты эти выступали с непреодолимой силой: эгоизм, самодурство, чувственность и до самолюбования доходившее довольство собой, — О. В. Киприянова.

Примечательно, что первая персональная выставка Анны Голубкиной «В пользу раненых» открылась в декабре 1914 года именно в залах Музея изящных искусств. На ней экспонировался и бюст А. В. Назаревского.

В апреле 1911 года Назаревскому было поручено поехать за коллекцией В. С. Голенищева в Санкт-Петербург.

Получил командировку в Петербург энергичный, здоровый, полный сил Назаревский... В подмогу ему послан один из наших служителей, прежний кавалерист, человек расторопный и очень толковый... голенищевская кладь перевозится ныне из Эрмитажа преображенцами до Николаевского вокзала, и в полночь Назаревский со служителем садятся в товарно-пассажирский поезд, который через 2 ночи и день...привезёт кладь и их в Москву. 224 ящика весят свыше 1300 пудов, — И. В. Цветаев в письме Ю. С. Нечаеву—Мальцеву, Москва, 4 апреля 1911 года.

После открытия Музея в 1912 году наплыв в него был колоссальный. Коллектив был небольшой, поэтому на первых порах при входе в музей первые объяснения посетителям давали его непосредственные организаторы: И. В. Цветаев, В. К. Мальмберг, Б. А. Тураев, Н. А. Щербаков, и А. В. Назаревский.

В декабре 1916 года в результате ревизии, выявившей растрату денежных средств музея, Назаревский и заведующий хозяйственной частью музея Киприани по распоряжению министра народного просвещения были уволены. Дела о них были переданы в прокурорский надзор. В связи с этим происшествием Назаревский был устранён на время суда из приват-доцентов Московского университета. Внёс 12 тысяч рублей на покрытие произведённой им растраты.

В 1918 году находился в Бутырской тюрьме, где разделял тяготы заключения в одной камере с профессором А. И. Соболевским, А. Б. Нейдгардтом и подпоручиком Д. А. Сидоровым, написавшим впоследствии воспоминания об этом эпизоде своей жизни.

Режим царил суровый. В дверях был поставлен пулемёт, предупредительно направленный на нас. Латыши были всюду. Они не отставали от нас даже в туалете.

— Думал ли я, — говорил, улыбаясь, приват–доцент Назаревский, — что доживу до такого почёта, когда даже до известного места меня будут сопровождать два красногвардейца?

Дальнейшая судьба неизвестна.

В 1924 году книги из библиотеки А. В. Назаревского вошли в собрание научной библиотеки Музея изящных искусств.

Семья

Жена — Ольга Васильевна (1877—1960), урождённая Шумаровская, во втором браке — Киприянова (муж — Киприянов Сергей Павлинович (1874(5)—1932), юрист, смотритель здания и делопроизводитель музея с 1909 г.; заведующий библиотекой и хозяйственной частью с 1912 по 1916 год. Дочь Мария (1920—?) ).
Дети: сын Трифон и дочь Людмила (1905—?). Внук — Иван Анатольевич Передельский (сын известного советского радиобиолога Анатолия Александровича Передельского).
Братья: Владимир Назаревский (1870—1919), профессор, преподаватель истории в Катковском лицее, председатель Московского цензурного комитета в 1895—1909 годах, руководитель издательства книг по русской истории. Борис Назаревский (?—не ранее 1917), литератор (псевд. Бэн) и общественный деятель, активный участник право-монархического движения в Москве.

Родословная жены

Отец: Василий Александрович Шумаровский. Дед: Александр Шумаровский, дядя: Владимир Александрович (ок. 1843—?) (жена Софья Александровна).

Мать: Екатерина Фёдоровна Шидловская (12.05.1855—?).
Дед: Фёдор Васильевич Шидловский (1818—1897), воспитывался в Дворянском полку и в 1-м Московском кадетском корпусе, штабс-капитан, владел 582 десятинами земли в Ефремовскогом уезде, почетный мировой судья этого уезда в 1868, 1872, 1876 годах, мировой посредник уезда — 1868, гласный Тульского губернского земского собрания (1868), гласный Ефремовского уездного земского собрания (1868). Тётя: Елизавета Фёдоровна (в замужестве Захарьева), дяди: Александр Фёдорович и Дмитрий Фёдорович (1956—1917). Прадед: Василий Филиппович Шидловский (1786—1848), чиновник (10 класс) Военного ведомства.

Избранные труды

  • Назаревский А. В. Пейзаж и папа Пий II [Текст] [Б. м.] : [б. и.], [19--]. Отт. из: Сборник в честь проф. В. К. Мальмберга. С. 95—103.
  • Назаревский А. В. Из воспоминаний об И. В. Цветаеве // И. В. Цветаев создаёт музей. М.: Галарт, 1995.
  • Новое в Музее Александра III (Беседа с А. В. Назаревским) // «Голос Москвы». 1912. 22 января.

Похожие новости:

Краснокутский, Василий Александрович

Краснокутский, Василий Александрович
Василий Александрович Краснокутский (в некоторых источниках отчество указано как Андреевич, 1873 — после 1948) — русский и советский правовед, специалист по гражданскому праву и гражданскому

Лахницкий, Циприан

Лахницкий, Циприан
Циприан Лахницкий (польск. Cyprian Lachnicki; 1824, с. Лахнов Гродненской губернии — 27 декабря 1906, Варшава) — польский коллекционер, художник-аматёр, многолетний директор Рисовальной школы (ныне

Гольдингер, Екатерина Васильевна

Гольдингер, Екатерина Васильевна
Екатерина Васильевна Гольдингер (30 ноября (12 декабря) 1881, Москва — 18 ноября 1973, Москва) — русская советская художница, искусствовед. Мемуаристка. Биография Приёмная дочь семьи известных

Окунев, Николай Львович

Окунев, Николай Львович
Николай Львович Окунев (22 апреля (5 мая) 1885, Варшава — 22 марта 1949, Прага) — русский искусствовед, историк искусства и архитектуры. Биография Происходил из семьи военного дипломата,
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Оборудование и особенности обустройства скважин на воду
Оборудование и особенности обустройства скважин на воду
Отсутствие центрального водоснабжения, а точнее, невозможность подключить к нему частную...
На что обратить внимание при покупке гидравлической тележки?
На что обратить внимание при покупке гидравлической тележки?
Слаженная работа и производительность в условиях склада любой компании зависят от используемой...
Резиновая крошка – лучший материал для создания практичных покрытий
Резиновая крошка – лучший материал для создания практичных покрытий
Существует достаточно много различных полимерных материалов, которые могут применяться в процессе...
Все новости