Янтарь (судостроительный завод)
«Янтарь» — российский судостроительный завод в Калининграде. Полное наименование — акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“». Входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».
История
История развития современных территорий верфи ведётся от компании Union Giesserei Königsberg, занимавшейся выпуском машиностроительной продукции в Кенигсберге с первой половины 19 века. Территорию будущего завода «Янтарь» компания приобрела в 1907 году. В 1930 году немецкая судостроительная компания Schichau-Werke приобрела активы «Унион Гизерай» и продолжила развивать выпуск судов, военных кораблей и машиностроительной продукции.
В 1945 году территория Кёнигсберга перешла к СССР по итогам Второй мировой войны. 8 июля 1945 года, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР, на базе кёнигсбергской верфи «Ф. Шихау» был образован завод, 2 августа 1945 года получивший обозначение № 820. Завод был подчинён 3-му Главному управлению Наркомата Судостроительной промышленности СССР, 18 марта 1946 года реорганизованному в Министерство судостроительной промышленности СССР.
31 января 1966 года предприятие получило наименование «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“». В том же году за успешную деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В связи с распадом СССР и структурной перестройкой экономики 7 октября 1993 года Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» акционирован и преобразован в ОАО «ПСЗ „Янтарь“». 51 % акций завода осталось у государства.
В 2008 году ПСЗ «Янтарь» вошёл в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».
Руководство
Генеральный директор АО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» — Илья Сергеевич Самарин.
Производственные мощности завода
Производственные мощности завода «Янтарь» позволяют строить на нём корабли и суда спусковым весом до 12 000 тонн. Завод располагает двумя судостроительными комплексами («Янтарь» и «Буревестник»); в составе первого комплекса имеются 2 строительных места длиной 306 м и шириной 24 м, 2 30-тонных и 5 80-тонных кранов, в составе второго комплекса — 3 строительных места длиной 164 м и шириной 16 м, 2 20-тонных и 2 30-тонных крана.
Помимо судостроительных комплексов в состав завода входят:
- Заводоуправление;
- Судостроительный эллинг с четырьмя дорожками длиной 110 м и шириной 42 м;
- Кузнечный цех;
- Цех обработки, резки и гибки металла;
- Полный комплекс оборудования для очистки, порезки и гибки стали;
- Цех сборки секций;
- Цех судоремонта;
- Трубопроводный цех;
- Цех достройки;
- Цех формирования корпусов;
- Цех металлообработки, машиносборочный цех;
- Цех сборки конструкций из алюминиевых сплавов;
- Цех испытаний судового энергетического комплекса;
- 6 30-90 тонных кранов (высота под гаком крана 30 м);
- Плавдок № 8 длиной 150 м и шириной 29 м (грузоподъёмность 12000 тонн);
- Плавдок № 2 длиной 131 м и шириной 22,5 м (грузоподъёмность 6000 тонн);
- Причальные стенки длиной более 1500 м;
- Краны вдоль причальной стенки для обслуживания судов: 9 х 20 тонн;
- 4 буксира (2 мощностью 1200 л. с., по одному мощностью 160 л. с. и 150 л. с.;
- Плавкран: 100 тонн.
Деятельность
Стратегия развития предприятия охватывает четыре специализации судостроения:
- Военное кораблестроение.
- Гражданское судостроение.
- Военно-техническое сотрудничество.
- Судоремонт.
«Янтарь» является одним из поставщиков кораблей для ВМФ Российской Федерации, а ранее — для военно-морского флота СССР.
В период с 1945 г. по 2020 г. на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» построено: 161 боевой корабль (сторожевые, противолодочные, десантные корабли и фрегаты); более 100 крупных и 400 малых гражданских судов. Отремонтировано около 500 судов.
СССР
Большие противолодочные корабли проекта 1155.1
- «Адмирал Чабаненко»
Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»
Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник»
Сторожевые корабли проекта 1135М
Большие десантные корабли проекта 1174
- БДК «Иван Рогов»
- БДК «Александр Николаев»
- БДК «Митрофан Москаленко»
Сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб»
В конце 1980-х — начале 1990-х годов было заложено 3 корабля проекта 11540 «Ястреб». Третий корабль был утилизирован недостроенным.
- «Сторожевой корабль Неустрашимый»
- «Сторожевой корабль Ярослав Мудрый»
Российская федерация
Фрегаты проекта 11356
С 2007 года по настоящее время (2019 год) верфь строит серию кораблей типа «Тальвар» и проекта 11356 на экспорт в Индию и для ВМФ РФ.
- Фрегат «Teg» для ВМС Индии
- Фрегат «Tarkash» ВМС Индии
- Фрегат «Trikand» для ВМС Индии
- Фрегат «Адмирал Григорович»
- Фрегат «Адмирал Эссен»
- Фрегат «Адмирал Макаров»
Большие десантные корабли проекта 11711
С 2004 года по 2020 год верфь строила БДК проекта 11711
- БДК «Иван Грен»
- БДК «Пётр Моргунов»
Океанографические исследовательские суда проекта 22010
В 2010—2020 годах было построено два исследовательских судна проекта 22010. По состоянию на 2020 год ОИС «Алмаз» достраивается на плаву.
- ОИС «Янтарь»
- ОИС «Алмаз»
Другие суда
Траулеры-сейнеры проекта SK-3101R для Рыболовецкого колхоза им. Ленина (Камчатский край).
Ремонт
2 февраля 2009 года стало известно, что судостроительный завод выиграл конкурс на ремонт большого десантного корабля (БДК) «Александр Шабалин» и ещё пяти кораблей Балтийского флота. До конца 2009 года планируется провести плановый ремонт военных судов. Конкурсную кампанию проводило Главное техническое управление ВМФ России.
Автотор
В 1996 году завод организовал совместное предприятие ООО «KIA-Балтика» с автосборочной компанией «Автотор». В качестве паевого взноса завод передал СП часть своих производственных площадей. Спустя несколько лет в СП прошёл конфликт, связанный с низкой прибыльностью совместного предприятия для «Янтаря». В 2011 году «Янтарь» вышел из состава учредителей «KIA-Балтика», однако вернуть цеха судостроительный завод не смог и они продолжают эксплуатироваться «Автотором» как автосборочная площадка.
Добавить комментарий!