08.06.2022

Маарив


Маарив (áрвит) (ивр. ‏ערבית‏‎ от ‏ערב‏‎ эрэв — «вечер») — вечернее богослужение в иудаизме.

Происхождение

В Мишне время молитвы названо «эрэв», в Талмуде — «эрэв» и «арвит», сегодня — «маарив». Поскольку молитвы в иудаизме соответствуют жертвоприношениям, а жертвы приносили только днём, евреи вечером изначально на общественную молитву не собирались. При этом обязательным было вечером после выхода звёзд читать Шма. Тем не менее, уже в эпоху Мишны начал складываться общепринятый ныне обычай читать молитву Амида не 2 раза в день (по количеству ежедневных жертвоприношений), а трижды, о чём свидетельствует упоминание в Дан. 6:10: «И он три раза в день преклонял колени и молился своему Богу». В настоящее время этот обычай принят во всех общинах, из чего и сложилось вечернее общественное богослужение. Традиция связывает вечернюю службу со сжиганием на жертвеннике остатков принесённых днём жертвоприношений, а также с именем Иакова. В Торе написано (Быт. 28:11), что Иаков после того, как был вынужден уйти из родного дома «Пришёл на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце»; здесь глагол «пришёл» (ויפגע) может иметь значение «умолял» и в этом случае фразу можно истолковать так, что Иаков молился при захождении солнца.

Время

Поскольку вечерняя молитва не соответствует храмовому жертвоприношению временной диапазон для её чтения установлен достаточно широко — её можно читать в течение всей ночи, до рассвета. Оптимальным временем для молитвы является период от выхода вечерних звёзд до полуночи. Если трудно собрать миньян поздно вечером, то вечернюю молитву можно читать и до захода солнца, присоединяя её к Минхе, в некоторых общинах — это обычно; особенно в пятницу вечером, потому что таким образом молящиеся раньше времени начинают Шаббат, тем самым выполняя заповедь добавлять от будничного к святому. Однако, если молитва прочитана до выхода звёзд, то Шма после выхода звёзд нужно повторить.

Состав

Общий порядок

Состав молитвы различается в некоторых деталях в зависимости от принятого в общине нусаха и содержит ряд дополнений в начале и на исходе Шаббата и в некоторых других случаях. Общий порядок таков:

  • Вступительная часть содержит в основном стихи из псалмов и существенно отличается в различных канонах. В пятницу вечером этому предшествует отдельное богослужение — Каббалат шаббат («принятие субботы»).
  • Центральная часть богослужения — чтение молитвы Шма с двумя благословениями в начале и двумя в конце.
  • Молитва Амида. В богослужении имеется несколько элементов, указывающих на то, что эта молитва в принципе — необязательна и имеет более низкий ранг, чем Амида, прочтённая в дневное время. Хаззан, в отличие от других случаев, не повторяет эту молитву вслух. После Амиды не читают Таханун. Кроме того, Амида не следует сразу за Шма, как утром, а отделена от неё чтением Кадиша (а в ашкеназском каноне — и другими вставками).
  • Дополнительные чтения — в тех случаях, когда они положены.
  • Молитва Алейну ле-шабеах и кадиш. В сефардском каноне перед этим читают псалом 121 (здесь и далее нумерация — масоретская).

Дополнительные чтения

После молитвы Амида в вечерней службе могут добавлять дополнительные чтения.

  • Вечером в пятницу читают молитву освящения субботы. Все хором произносят посвящённый субботе отрывок из Торы (Быт. 2:1—3), а затем хаззан читает Хавинену — сокращённый вариант повторения молитвы Амида, ввиду святости наступающего дня, хотя вечером повторение молитвы Амида не положено.
  • На исходе субботы читают конец псалма 90, псалом 91 и молитву У-ва ле-Цийон без первых двух стихов. Эти вставки обозначают переход к будничной деятельности.
  • В период между праздниками Песах и Шавуот, в соответствии с Лев. 23:15, 16, отсчитывают очередной день от одного праздника до другого. При этом читают соответствующее благословение, псалом 67, каббалистическую молитву Ана бе-хоах и некоторые другие, в зависимости от канона.
  • В Пурим в этом месте читают свиток Эстер, а в пост девятого ава — книгу Эйха и кинот (плачевные песни).
  • На Рош ха-шана во многих общинах читают псалом 24.
  • В Йом кипур читают молитвы раскаяния (Слихот) и Авину малкейну.
  • В Симхат Тора устраивают танцы со свитками Торы хакафот — это один из самых весёлых моментов еврейского года.

Похожие новости:

Авину малкену

Авину малкену
Авину малкену (Абину-Малкену) (ивр. ‏אבינו מלכנו‏‎ — «отец наш царь наш») в талмудическом иудаизме — покаянная молитва, которую произносят в течение «10 дней покаяния», начиная от

Гиль, Яаков (раввин)

Гиль, Яаков (раввин)
Яаков Гиль (ивр. ‏יעקב גיל‏‎; урождённый Лифшиц — ивр. ‏ליפשיץ‏‎; род. 1908 год, Тверия, Османская Палестина — 20 октября 1990 года, Израиль) — израильский раввин

Временный государственный совет (Израиль)

Временный государственный совет (Израиль)
Временный государственный совет (ивр. ‏מועצת המדינה הזמנית‏‎) — временный законодательный орган Израиля, действовавший в период провозглашения независимости Израиля до избрания

Курантин

Курантин
Курантин (идиш ‏קורנטין‏‎) — первая газета на идиш и первая газета и первая газета с еврейским шрифтом и содержанием. Выходила в Амстердаме, начиная с 9 августа 1686 года до 5
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Как выбрать добросовестную компанию по поверке счетчиков?
Как выбрать добросовестную компанию по поверке счетчиков?
Законодательством регулируется все, что связано с подачей и оплатой воды для населения. При этом...
Клей для газосиликатных блоков – характеристики, применение
Клей для газосиликатных блоков – характеристики, применение
Клей для блоков – относительно новый строительный материал, применяемый для возведения конструкций...
Особенности кредитования малого бизнеса в России
Особенности кредитования малого бизнеса в России
Во все времена главной проблемой малого бизнеса считался острый дефицит оборотных средств....
Все новости