15.05.2022

Рентабельность


Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный) — относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей - коэффициентов. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов.

Показатели рентабельности

Основные показатели:

  • Рентабельность собственного капитала (ROE Return On Equity) = Чистая прибыль / Собственный капитал
  • Валовая рентабельность = Валовая прибыль / Выручка
  • Рентабельность продаж (ROS Return On Sales) = Чистая прибыль / Выручка
  • Рентабельность активов (ROA Return On Assets) = Чистая прибыль / Активы или (Чистая прибыль + Процентный расход) / Активы

Дополнительные показатели:

  • Рентабельность основных средств = Чистая прибыль / Основные средства
  • Рентабельность персонала (ROL) = Чистая прибыль / сумма затрат на персонал (фот, и др. затраты связанные с работниками)
  • Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов. BEP = EBITDA/Активы × 100 %
  • Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу. ROIC = EBIT × (100 % — Ставка налога на прибыль) / Инвестированный капитал. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT × (100 % — ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу) / (собственный капитал+заемный капитал)
  • Рентабельность задействованного капитала (собственный капитал + долгосрочные займы) (ROCE)
  • Рентабельность суммарных активов (ROTA) = Прибыль до налогообложения / Совокупные активы
  • Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
  • Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
  • Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
  • Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
  • и пр. (см. коэффициенты рентабельности в финансовых коэффициентах)
  • Рентабельность Себестоимости (Profitability of the Cost of Sales) — отношение прибыли к закупочной стоимости.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж (англ. Return on Sales, ROS) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной денежной единице. Обычно рассчитывается как отношение операционной прибыли (прибыли до налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = (операционная прибыль / объём продаж)

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться вследствие влияния объёмов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность активов

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на среднюю величину активов организации за этот же период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объёма заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период.

R a = P / A {displaystyle Ra=P/A}

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.

Рентабельность активов отражает, сколько приходится прибыли на каждую денежную единицу, вложенную в имущество организации.

Рентабельность производства

Рентабельность производства рассчитывается как отношение общей суммы прибыли (балансовой прибыли) к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Формула расчета рентабельности производства имеет следующий вид:

Rпроизв = Пр / (ОФ + ОбС) × 100,

где:

Rпроизв — рентабельность производства;

ОФ — средняя для расчетного периода стоимость основных производственных фондов;

ОбС — средняя стоимость оборотных средств.

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учётной прибыли.

Формула Дюпон

При всей простоте, в методике отражены три важные составляющие: структура рисков бизнеса, динамика изменения рисков, дополнительная оценка стоимости капитала

ROE = (Чистая прибыль / Выручка) × (Выручка / Активы) × (Активы / Собственный капитал) = (рентабельность чистой прибыли (NPM)) × (оборачиваемость активов) × (коэффициент капитализации) = (Чистая прибыль / Собственный капитал)

Рентабельность подрядных услуг

Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.

Ру = (З0 — З1) / З1

При этом подразумевается, что непредоставленная услуга приведет к более значительным затратам организации, например на штрафы.


Похожие новости:

Ремонт в офисе - основные нюансы

Ремонт в офисе - основные нюансы
Для ведения собственного бизнеса обязательно необходим офис, правильная организация которого помогает существенно повысить производительность труда и рентабельность предприятия.

Выращивание картофеля на продажу

Выращивание картофеля на продажу
Выращивание картофеля всегда считалось выгодным делом. Рентабельность этого бизнеса зависит только от качества урожая, а спрос на него всегда есть.

В Минсельхозе РФ вводится новая двухступенчатая процедура отбора инвестиционных проектов для предоставления господдержки

В Минсельхозе РФ вводится новая двухступенчатая процедура отбора инвестиционных проектов для предоставления господдержки
Двадцать четвертого мая 2016 года прошла сессия конференции «Аграрный форум России» под названием «Российский Агропромышленный комплекс в условиях кризиса и контрсанкций».

Финансовые результаты сельхозпредприятий Рязанской области выросли в первом полугодии

Финансовые результаты сельхозпредприятий Рязанской области выросли в первом полугодии
Минсельхозпрод Рязанской области сообщает, что за первые шесть месяцев 2015 года аграрными предприятиями региона была получена прибыль в размере два миллиарда сто миллионов рублей.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Особенности кредитования малого бизнеса в России
Особенности кредитования малого бизнеса в России
Во все времена главной проблемой малого бизнеса считался острый дефицит оборотных средств....
Как выбрать ритуальную фирму для покупки памятника
Как выбрать ритуальную фирму для покупки памятника
Выбор надгробия нередко связан и с поиском фирмы, которая осуществляет их изготовление и оказывает...
Какие фасады выбрать для кухни
Какие фасады выбрать для кухни
Кухня ― место, где семья готовит еду, принимает пищу, нередко встречает гостей. По интенсивности...
Все новости