07.05.2022

Лётно-испытательная база им. Ю. А. Левита


Лётно-испытательная база им. Ю. А. Левита (ЛИБ) — лётно-испытательное подразделение филиала «Нижнетагильского института испытания металлов» федерального казенного предприятия «Национальное испытательное объединение «Государственные боеприпасные испытательные полигоны России» (филиал «НТИИМ» ФКП «НИО «ГБИП России»), расположена на аэродроме Салка в пригороде Нижнего Тагила. Основная сфера деятельности — испытание авиационных боеприпасов и систем вооружения.

История

21 октября 1959 года на основании распоряжения № 3005-Р Совета Министров СССР при Нижнетагильском артиллерийском полигоне на военном аэродроме Салка для испытания авиационных боеприпасов и систем вооружения была сформирована лётно-испытательная база. Первоначально это была лётно-испытательная станция (ЛИС) Госкомоборонпрома (п/я 44), которая позже была преобразована в лётно-испытательную базу (п/я А-3628). Изначально личный состав ЛИС был сформирован из семи человек летного и технического состава, откомандированных с Софринского полигона. На основании распоряжения Главного Штаба ПВО от 13/15.09.1960 года № 461201 местом базирования ЛИС определён аэродром «Салка».

В 1961 году на базе ФКП «НТИИМ» был основан отдел авиационных испытаний и измерений № 15. Натурные испытания в воздухе проводились на нижнетагильском полигоне ФКП «НТИИМ», в посёлке Старатель. В дальнейшем лётно-испытательная база вошла в состав нижнетагильского института испытания металлов, в качестве цеха № 3.

С 1959 по 1973 годы ЛИБ возглавлял военный лётчик-испытатель, ветеран Вооружённых Сил, подполковник Яковенко Алексей Филиппович.

На 1 января 1976 года численность личного состава ЛИС составляла 103 человека, самолётов и вертолётов 20 единиц.

В 1977 году лётно-испытательная станция переименована в лётно- испытательную базу (ЛИБ).

С 1977 по 2005 годы в ЛИБ работал и с 1992 года возглавлял заслуженный военный лётчик-испытатель России, подполковник Левит Юрий Александрович. В 2005 году по просьбам коллектива ЛИБ правительством Свердловской области лётно-испытательной базе было присвоено имя Левита Ю. А.

В 2005 году начальником ЛИБ стал Воронюк Владимир Иванович.

21 апреля 2005 года аэродром Салка был передан из ведения Министерства обороны Российской Федерации в собственность ФКП «НТИИМ».

В 2006 году аэродром был аттестован, получено «Свидетельство о годности к эксплуатации аэродрома экспериментальной авиации Нижний Тагил («Салка») и его государственной регистрации» в Государственном Реестре аэродромов экспериментальной авиации под регистрационным номером 23.

С 2018 года начальником ЛИБ является Штейнмиллер Юрий Александрович.

Авиапарк

В разное время лётно-испытательная база эксплуатировала более 60 воздушных судов 25 типов:

  • МиГ-15;
  • МиГ-17;
  • МиГ-19;
  • Миг-21;
  • 2 х Ту-16 (один сгорел на стоянке во время заправки в 1990 году);
  • Ил-28 и Ил-28у (один был потерян — во время испытаний в полёте взорвалась бомба, самолёт спасти не удалось, погибли 2 из 3х членов экипажа);
  • В 1974 году появился Су-7БКЛ;
  • С 1976 года появились 12 х Су-17 (один разбился 17.04.1996);
  • В 1976 года появился один Су-24 (изд. Т-6);
  • В 1989 года появился один Су-24М (разбился 29.09.1992);
  • С 1988 года появились 2 х Су-25;
  • С 1995 года появились 2 х МиГ-29 и 2 х МиГ-29УБ.

ЛИБ эксплуатировала транспортные самолёты и вертолёты:

  • Ли-2;
  • Як-12;
  • Ил-14СЛЛ (бортовой номер СССР-48106, летал до 1993 года);
  • Ми-4;
  • В 1974 году появился Ми-8Т;
  • Ми-17;
  • В 1987 году появился Ми-24Д
  • В 1990 году появился Ан-24РТ (бортовой номер RA-46710);
  • В 1994 году появились 4 х Ан-12.

В ноябре 1988 года для проведения испытаний системы наведения ракет «Дельта» 765-й истребительно-авиационным полком был выделен МиГ-23УБ. Полёты выполнял лётчик-испытатель Арендаренко Пётр Михайлович.

В конце 1990 года был арендован Ил-76, в марте 1991 года экипажем ЛИБ был выполнен первый самостоятельный полёт.

В 1995 были налажены регулярные транспортные рейсы на самолёте Ан-24Т по маршруту Нижний Тагил – Белоярский.

В ноябре 2012 года были выполнены первые полёты БЛА типа «Форпост» и «Застава».

Лётный состав

За время работы лётной базы погибло 10 лётчиков.

В разное время в составе ЛИБ трудились лётчики:

  • Агапов А.
  • Акимов А. В.
  • Арендаренко Пётр Максимович
  • Бабилюлько Сергей Владимирович
  • Гревцев Игорь
  • Диздерёв В. С.
  • Капкаев Алим Абубекерович, разбился на Су-24М, 29.09.1992
  • Киселёв А. В.
  • Киященко А. М.
  • Коротких Владимир
  • Левит Юрий Александрович
  • Носов Иван Алексеевич
  • Олишевский Сергей Аликович, разбился на Авиатика-МАИ-890, на аэродроме Уктус, 19.05.2005
  • Полигас В.
  • Топоров Сергей Витальевич, разбился на Су-17УМ, 17.04.1996
  • Чукланов Дмитрий Игоревич
  • Шевченко Борис, разбился на Су-9У, в конце 1970-х годов
  • Шишкин М. П.
  • Яковенко Алексей Филиппович

Похожие новости:

Руссиян-Губанова, Татьяна Владимировна

Руссиян-Губанова, Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна Руссиян-Губанова (1930—2012) — советская спортсменка (вертолётный спорт), рекордсменка мира. Мастер спорта СССР международного класса (1967), судья всесоюзной категории (1991).

Верников, Яков Ильич

Верников, Яков Ильич
Яков Ильич Верников (31 октября 1920, Спас-Деменск, Калужская губерния — 30 сентября 1993, Москва) — Герой Советского Союза (18 ноября 1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20 сентября 1960),

М-12 «Касатик»

М-12 «Касатик»
М-12 «Касатик» — российский лёгкий многоцелевой самолёт. Описание М-12 «Касатик» — лёгкий многоцелевой самолёт с двумя двигателями с толкающими винтами. Высокоплан классической схемы с

Руссиян-Губанова, Татьяна Владимировна

Руссиян-Губанова, Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна Руссиян-Губанова (1930—2012) — советская спортсменка (вертолётный спорт), рекордсменка мира. Мастер спорта СССР международного класса (1967), судья всесоюзной категории (1991).
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Электрическая самоходная тележка – чем лучше гидравлики
Электрическая самоходная тележка – чем лучше гидравлики
Гидравлический механизм считается один из самых надежных, эффективных и доступных....
Защита водопровода от промерзания
Защита водопровода от промерзания
Как известно, в нашей стране зимы бывают очень долгими и холодными, поэтому для нас всегда...
Критерии выбора манжеты шевронной
Критерии выбора манжеты шевронной
Манжета шевронная ГОСТ 22704-77, купить которую можно у производителя, широко востребована для...
Все новости