31.03.2022

Петербургский трамвайно-механический завод


Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ) — предприятие по производству трамваев, находившееся в городе Санкт-Петербурге. Единственный завод в СССР и постсоветской России, занимавшийся только трамваестроением, на протяжении нескольких десятилетий (до 1981 года) являлся единственным поставщиком подвижного состава для трамвайной системы Ленинграда/Санкт-Петербурга.

С 2012 ОАО «ПТМЗ» и ЗАО «Вагонмаш» испытывали финансовые трудности, производство было практически остановлено, в результате в 2013 году оба завода признаны банкротами.

Последние два трамвайных вагона 71-153 были построены и отправлены в Мариуполь в октябре 2012 года.

История

В 1928 году был разработан технический проект вагоноремонтного завода (ВАРЗ); закладка завода на Чугунной улице состоялась в 1929 году. Строительство шло трудно. Пуск планировался на 1 января 1934 года, но в строй завод вступил лишь весной. В 1933 году ВАРЗ перепрофилирован на производство трамваев для города Ленинграда. Выпускал трамваи ЛМ и ЛП.

До пуска завода на Чугунной улице производство располагалось в Центральных ремонтных мастерских Трамвайного парка № 2, где в 1933 году и были построены первые четырёхосные вагоны ЛМ-33.

15 мая 1934 года состоялось открытие ВАРЗ на Чугунной улице. На церемонии выхода из цеха первого трамвая присутствовал С. М. Киров. За предвоенные годы было построено 232 моторных и столько же прицепных вагонов.

С началом Великой Отечественной войны ВАРЗ был перепрофилирован для выпуска боеприпасов и ремонта двигателей. С 1944 года вновь выпускает трамваи.

В 1966 году на заводе построен первый сочленённый шестиосный трамвай в СССР — ЛВС-66. С 1986 года начинается серийное производство сочленённых шестиосных вагонов ЛВС-86.

В 1970-80-х годах носил название завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ), с 1989 по 1993 годы — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод (ЛТТЗ).

В 1981 году, после успешного испытания троллейбусного поезда, состоящего их двух троллейбусов ЗиУ-9 соединённых по системе Владимира Веклича в Алма-Ате, на ЗРГЭТ были переданы рабочие чертежи системы и по ним была разработана конструкторская документация и началось их производство. Троллейбусные поезда изготовленные самим заводом или из его комплектующих использовались более чем в десяти городах бывшего СССР. Только в Ленинграде экономический эффект от их использования составлял 4 962 рубля на один поезд в год, а суммарный экономический эффект от их внедрения в городе на 1990 год составил 2,51 миллиона рублей (лучший результат для троллейбусных поездов ЗиУ-9 и второй для троллейбусных поездов в СССР (в Киеве 12,676 млн.руб)). На начало 1990 года ЛТТЗ произвёл только для предприятий «Ленгорэлектротранса» 111 поездов.

В 1993 году предприятие было акционировано и получило современное название — «Петербургский трамвайно-механический завод».

В 2000 году был разработан проект трамвая ЛМ-2000 для нужд системы Московского трамвая, который имел нестандартные для продукции ПТМЗ габариты. Был построен 1 вагон.

С 2003 года входит в группу «Дедал» и с 2005 года управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод»).

С 2000 года по 2004 год завод разработал и производил малыми сериями одиночные троллейбусы моделей ПТЗ-210 и ПТЗ-5283 (с модификацией ПТЗ-5283Ю) необычной для отечественного троллейбусостроения 4-дверной компоновки, которые эксплуатируются в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Петрозаводске.

В июне 2006 года ПТМЗ построил опытный образец вагона ЛВС-2005, прототип новой линейки частично низкопольных вагонов.

В сентябре 2007 года завод заключил экспортный контракт с КП «Одессагорэлектротранс» на поставку 11 четырёхосных трамвайных вагонов ЛМ-99 ЭМН. Однако далее дело не пошло и вагоны не были построены.

В 2008 году началось производство и опытная эксплуатация трамвая модели ЛМ-2008. В этом же году завод судился по поводу возможного нарушения авторских прав на изобретение с автором токоприемника ТПБ, устанавливавшегося на модели ЛМ-99 и ЛМ-2008.

В апреле 2008 года завод выиграл открытый конкурс на поставку трамвайных вагонов для государственных нужд Петербурга. Заключение контракта анонсировано на конец апреля, предполагается заключить два контракта на общую сумму более 645 млн рублей. Из заказанных ГУП «Горэлектротранс» 45 вагонов:

  • 16 шестиосных вагонов модели 71-152,
  • 29 четырёхосных вагонов модели 71-134А.

Летом 2008 года ПТМЗ выиграл конкурс на поставку двух трёхсекционных вагонов вместимостью по 350 человек для второй очереди Волгоградского скоростного трамвая. Первый экземпляр был выпущен в декабре 2008 года, второй — в мае 2009 года.

Летом 2008 года петербургскими чиновниками было заявлено, что в 2009 году ПТМЗ может лишиться права поставки трамваев для Санкт-Петербурга, так как продукция завода вызывает ряд нареканий, однако этого не состоялось. Летом 2009 года было поставлено 9 четырёхосных вагонов модели ЛМ-2008 в Петербург и один односторонний восьмиосный вагон модели 71-154М в Киев. Осенью состоялась поставка ЛМ-2008 в Москву и ЛВС-2005 в Барнаул. Зимой — ЛМ-2008 в Москву, Санкт-Петербург и Донецк.

В 2011 году было объявлено о строительстве на площадке ПТМЗ нового производственного комплекса специально для серийного выпуска вагонов метро и трамваев нового поколения.

7 мая 2013 г. по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области ПТМЗ признан несостоятельным (банкротом). Имущество завода в июне 2014 года продано на торгах за 992 млн руб.

В 2015 году 31 марта, огонь вспыхнул в производственном одноэтажном кирпичном здании размером 30 на 40 метров. Летом этого же года цех был снесён.

На осень 2015 года на территории завода производится сдача в аренду помещений, вывоз оставшегося оборудования и металлолома. Перспектива территории и зданий не ясна. Ранее планировалось разместить в бывших цехах завода овощехранилище.

По состоянию на май 2016 года здания завода частично разрушены, недостроенные вагоны для Волгограда и Санкт-Петербурга утилизированы.

В августе 2017 года снос цехов продолжился. К началу 2018 года половина остававшихся цехов была снесена. В первые месяцы 2018 года были снесены бывший малярный цех, кузнечный цех, в результате чего от некогда обширных цехов осталась лишь совсем незначительная часть.

По состоянию на конец 2018 года территория бывшего завода отдана под жилую застройку.

На 2021 год площадка бывшего завода представляет собой заросший пустырь.

Трамвайные вагоны производства завода


Похожие новости:

Ленинградский Сталепрокатный завод

Ленинградский Сталепрокатный завод
Ленинградский Сталепрокатный завод — предприятие металлургической промышленности в Санкт-Петербурге. История завода Санкт-Петербургский завод («Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена»),

Стахановский завод технического углерода

Стахановский завод технического углерода
Стахановский завод технического углерода, промышленное предприятие в городе Стаханов Луганской области. История Сажевый завод был построен на юго-западной окраине города Кадиевка в соответствии с

Минский завод игристых вин

Минский завод игристых вин
ОАО «Минский завод игристых вин» (ранее — Минский завод шампанских вин; белор. ААТ «Мінскі завод пеністых він») — белорусская компания, расположенная в Минске. Завод производит 70% игристых вин в

Уралэлектротяжмаш

Уралэлектротяжмаш
«Уралэлектротяжмаш» (ранее — «Уралэлектроаппарат») — советский и российский завод в Екатеринбурге. История Завод начал строиться в Свердловске в 1932 году вдоль Верхотурского тракта. 16 июля 1934
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Тепловые пункты: преимущества установок и где заказать их изготовление
Тепловые пункты: преимущества установок и где заказать их изготовление
Тепловой пункт представляет собой комплекс устройств, предназначенных для поставки тепловой энергии...
Где купить качественную спецодежду в Москве
Где купить качественную спецодежду в Москве
Спецодежда играет важную роль для сотрудников любой компании или частных специалистов и выполняет...
Какой материал смесителя лучше?
Какой материал смесителя лучше?
Идеальная ванная для каждого своя. Кто-то предпочитает броские цвета, а кто-то – монохромные...
Все новости