27.03.2022

Цветы и птицы


Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь huā niǎo huà, палл. хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге.

Зарождение

Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками.

Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение.

Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи, живший в VIII веке. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань.

Расцвет: X—XVII века

Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века). Художники Хуан Цюань и Сюй Си, творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生, пиньинь xiě​shēng, палл. сешэн; и рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства, кит. трад. 寫意, упр. 写意, пиньинь xiě​yì, палл. сеи. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу.

Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта».

Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями. Неоконфуцианский термин «ли», означающий первопринцип, суть вещей, стал крайне важен для жанра хуаняо: «ли» считался неделимым, а следовательно, вполне возможно интуитивное изображение Великого предела, недостижимого для логического знания.

В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло. Направления сешэн и сеи окончательно разделились, различия между ними сохранились и в XX столетии. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины.

Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками.

Начиная с XIII века на пейзажах становится модно размещать стихи, иногда это низводило их до уровня иллюстрации к тексту, но зачастую становилось мощным средством выражения политического протеста или идеалов художника. Юаньские авторы зачастую намеренно усложняли образность произведений, адресуя их узкому кругу «посвящённых». Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань.

Политическая картина Цянь Сюаня, изображающая захватчиков-монголов в виде наводнивших луг стрекоз

Новое время

Период Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能, пиньинь yì shén​ miào néng). В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»).

Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи.

Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна, У Чаншо, Жэнь Боняня. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние.

Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши.

  • Картина императрицы Цыси, «Птица и фрукты» (кит. трад. 鳥與水果)

  • Сосна и глициния, Ли Шань

  • Цветы мэйхуа. У Чаншо

Мотивы

Китайская живопись вообще глубоко символична, принятый символизм используется и в жанре «цветы и птицы»: пион означает знатность и богатство, лотос — духовную чистоту, позволяющую пройти через соблазны, сочетание бамбука, сосны и сливы-мэйхуа — крепкую дружбу. Творческий метод китайских живописцев требовал глубокого изучения деталей изображаемого предмета с целью как можно более точного изображения его на листе.

Одним из излюбленных мотивов в жанре «цветы и птицы» было изображение четырёх времён года с кульминацией в день зимнего солнцестояния и вообще зимний пейзаж.

В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка», изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, снискавший огромную популярность. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь, однако изображали они их совершенно по-разному. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук — конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма.

Изображение бамбука особенно удачно выходило у Су Ши, Вэнь Туна и Хуан Тинцзяня; его части уподобляли иероглифам и писали каллиграфическими штрихами. Процесс рисования бамбука в период Сун представлялся художникам философским и мистическим действом, но уже начиная с периода Мин художники в основном фокусировались на технических аспектах. В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью — по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука. В период Юань изображение бамбука становится необычайно важной темой — бамбук символизирует идеал учёного, которого не согнуть невзгодам. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня.

Символом несгибаемости и благородной чистоты стала цветущая дикая слива — мэйхуа. Художники и поэты восхищались её способностью оставаться живой даже в мороз, а также символизмом цветов-ян, растущих на дереве, корни которого уходят в землю-инь и так далее; о мэйхуа говорили, что она должна сочетать в себе чистоту бамбука и стойкость сосны.

Хризантемы — символ отрешённости, возвышенного одиночества — в китайском искусстве были излюбленным поэтическим сюжетом, поэт Тао Юаньмин создал множество высоко оценённых стихов о хризантеме.

«10 хризантем». Фрагмент. Чжао Мэнфу

Похожие новости:

Хуажуй

Хуажуй
Хуажуй (кит. 花蕊, пиньинь Huāruǐ, палл. Хуажуй, буквально: «венчик цветка», 940—976) — псевдоним китайской поэтессы эпохи Поздняя Шу и династии Тан. Уроженка Сычуани. Происходит из семьи Сюй, имя

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун
Сюй Бэйхун (кит. 徐悲鸿, пиньинь Xú Bēihóng; 19 июля 1895 — 26 сентября 1953), китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные

Сёстры Сун

Сёстры Сун
Сёстры Сун (кит. упр. 宋家姐妹, пиньинь Sòngjiā Jiěmèi, палл. Сунцзя Цземэй) — три сестры, сыгравшие значительную роль в истории Китая в XX веке. Каждая из них была женой крупного политического деятеля.

Киёхара Юкинобу

Киёхара Юкинобу
Киёхара Юкинобу (яп. 清原雪信, род. 1643 г. — ум. 1682 г.), также известная как Кано Юкинобу — японская художница, одна из первых и выдающихся живописцев-женщин Японии. Художница ассоциировалась
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Воздушные компрессоры: разновидности, особенности использования
Воздушные компрессоры: разновидности, особенности использования
Компрессоры применяются в промышленной сфере и имеют широкое распространение. С их помощью можно...
Котел с водяным контуром — оптимальное решение для отопительного сезона
Котел с водяным контуром — оптимальное решение для отопительного сезона
Котел с водяным контуром предназначен для отопления и горячего водоснабжения небольших жилых,...
Расшифровка кабеля ВВГнг(A)-LSLTx
Расшифровка кабеля ВВГнг(A)-LSLTx
Электрокабеля данного типа нужны, чтобы транспортировать и распределять электрическую энергию для...
Все новости