27.02.2022

Ялтинский гидротоннель


Ялтинский гидротоннель (Ялтинский водоводный тоннель) — гидротехническое сооружение тоннельного типа для водоснабжения Ялты из Счастливенского водохранилища, проложенное в 1959—1964 годах в недрах Главной гряды Крымских гор под Ялтинской яйлой.

История строительства

Для снабжения Южного берега Крыма в 1964 году в верховьях реки Бельбек, на северном склоне Главной гряды в районе сёл Счастливое и Ключевое были построены три водохранилища естественного стока: Счастливое — 1 и Счастливое — 2, которое расположено на северном лесистом склоне Ай-Петринской яйлы, в верховьях реки Бельбек и было создано на месте узкой V-образной долины реки Манатогра, а также Ключевское общим объёмом 11,8 млн м³. На реке Кача — Загорское водохранилище объёмом 27,85 млн м³. Все водохранилища соединены с водохранилищем Счастливое − 1, из которого вода поступает в Ялтинский гидротоннель длиной 7216 метров. Проектный расход составляет до 50 тыс. кубометров воды в сутки.

Водовод проходит под горным хребтом Ай-Петри и питает водой Ялту. Он строился с 1959 по 1964 годы. Проходка осуществлялась одновременно с двух строн: между бригадами проходчиков велось соцсоревнование. По окончании работ, победили «северные». Строительство тоннельного семикилометрового водовода было закончено в 1964 году и обошлось государству в 22 миллиона рублей.

Тоннель проложен сквозь Ялтинский горный массив на глубине 200—900 метров. Вода самотеком подается на южный берег Крыма из Счастливненского водохранилища на северной стороне горной гряды. Ход строительства контролировал лично первый секретарь Крымского обкома КПУ В. Г. Комяхов.

Строительство велось силами Харьковских метростроевцев. Ялтинский тоннельный водовод был построен по проекту института «Укргипроводхоз», генподрядчик — трест «Крымводстрой», а субподрядчик — севастопольское СУ-528. Поэтому на порталах установлена буква «М», в связи с чем, появилось народное название тоннеля «Ялтинское метро».

По другим данным, тоннель строил Московский метрострой:

Строительство Ялтинского гидротоннеля было прочно связано с кафедрой геофизики МГУ, которая совместно с Симферопольским институтом минеральных ресурсов осуществляла научно-методическое руководство инженерно-геологическими изысканиями. Ведь в стране (да и в мире!) ещё не было опыта проходки столь протяженных тоннелей глубокого заложения в сложных гидрогеологических и инженерно-геологических условиях. Проходка велась силами строителей Московского метрополитена, однако, в целях экономии средств проект предусматривал нестандартное сечение тоннеля, что исключало применение мощной проходческой техники. В процессе реализации проекта возникли непредвиденные трудности, надолго затянувшие сроки строительства.

Тоннель проложен сквозь Ялтинский горный массив на глубине 200—900 метров. В некоторых местах высота водовода достигает 1270 метров над уровнем моря. В процессе проходки гидротоннеля, были обнаружены карстовые воды разного химического состава; в том числе — минеральная вода, получившая известность под названием «Ялтинская».

Существует версия инициации начала строительства в результате визита в Крым короля Непала Махендра с супругой.

  • Счастливенское водохранилище

  • Впускное сооружение тоннеля около дороги между Счастливым и Многоречьем до реконструкции

Строительство второй очереди

Ведётся строительство второго водовода, параллельного первому, но большего диаметра; проходка с помощью проходческого щита начата в апреле 2021 года.

Старый водовод будет реконструирован; его ввод в эксплуатацию (после реконструкции) ожидается в 2025 году.

Параллельный новый тоннель через определённые отрезки будет соединяться со старым. По этим соединениям вода из старого тоннеля будет перепускаться в новый; в старом же, на участках, освобождённых от воды, будут вестись ремонтные работы.

На 23 апреля 2021 года проходческий щит вошёл в склон горы (произведена «загонка щита»); выработанная порода отвозится на площадку временного хранения на окраине села Счастливое. Начата укладка бетонных колец, из которых состоит тоннель. Щиту предстоит пройти около 7,5 км. Стоимость проекта около 8 млрд руб.

На сентябрь 2021 года, пройдено 1000 метров из 7,5 км. Диаметр нового гидротоннеля более 4 метров. Прогнозируемое время завершения строительства объекта ФЦП: к февралю 2024 года.


Похожие новости:

Большая Бердяшка

Большая Бердяшка
Большая Бердяшка (башк. Оло Бирҙәш) — река в Башкортостане, впадает в Павловское водохранилище. Физико-географическая характеристика Длина реки 67 км (от истока ручья Амур), площадь водосборного

Тимофеевское водохранилище

Тимофеевское водохранилище
Тимофеевское водохранилище — небольшое русловое водохранилище на реке Братеница (левый приток реки Ворскла). Расположено в Богодуховском районе Харьковской области, у села Тимофеевка. Водохранилище

Счастливое (Красноярский край)

Счастливое (Красноярский край)
Счастливое — деревня в Большеулуйском районе Красноярского края. Входит в состав Бычковского сельсовета. География Деревня находится в западной части края, в подтаёжно-лесостепном районе лесостепной

Зелёноярское водохранилище

Зелёноярское водохранилище
Зелёноярское водохранилище (укр. Зеленоярське водосховище, крымскотат. Taşlı Yar yapma gölü, Ташлы Яр япма голю) — расположено на Керченском полуострове. Завершает русло Северо-Крымского канала.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Какой материал смесителя лучше?
Какой материал смесителя лучше?
Идеальная ванная для каждого своя. Кто-то предпочитает броские цвета, а кто-то – монохромные...
Ручная рокла – преимущества, виды и особенности складской техники
Ручная рокла – преимущества, виды и особенности складской техники
Гидравлическая тележка или рокла – это конструкция, используемая для транспортировки поддонов....
Клеевые и клеепереносящие ленты
Клеевые и клеепереносящие ленты
Клейкие ленты производят на основе специальных материалов. Параметр адгезии их является важным,...
Все новости