23.02.2022

Амаглобели, Сергей Иванович


Сергей (Серго) Иванович Амаглобели (1899, Амаглеба — 13 февраля 1938) — советский театральный деятель, театровед, драматург, организатор кинопроизводства, редактор. Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР.

Биография

Родился 11 июля 1899 года (по другим сведениям в 1898 году) в селе Амаглеба Озургетского уезда Кутаисской губернии в грузинской семье дворян. Учился в сельской школе, затем в Кутаисской грузинской гимназии. В 1919 году поступил в Тбилисский университет, учился на юридическом и социально-экономическом факультетах. Будучи студентом, регулярно печатался в газете «Трибуна», увлёкся театром, работал суфлёром в Тбилисском государственном театре драмы. Член РКП(б) с 1923 года. После окончания университета в 1924 году читал лекции в Тбилисском университете, Тбилисской консерватории и Закавказском коммунистическом университете, занимался литературной деятельностью. В 1925 году был назначен директором Театра имени Шота Руставели.

В 1926—1927 годах — председатель АО «Госкинпром Грузии». Сыграл роль в короткометражном фильме «Гоги Ратиани» (1927). Участвовал в создании 2-го Государственного драматического театра в Кутаиси (1928).

С 1928 работал в Москве в Государственной академии художественных наук (ГАХН), в Коммунистической академии при ЦИК СССР. Заместитель заведующего учебной частью, член бюро научной работы, учёный секретарь и член президиума ГАХН. Состоял членом Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

В 1931—1932 годах — директор и художественный руководитель Нового театра. Входил в состав совета, президиума и секретариата Всероскомдрама; секретарь секции критиков, ответственный секретарь секции драматургов Всероскомдрама.

В 1933—1936 годах — директор и художественный руководитель Малого театра. Избирался делегатом (с совещательным голосом) Первого съезда советских писателей, член секции драматургов при оргкомитете ССП СССР. В октябре 1934 года вместе с А. Я. Таировым участвовал в Международном театральном конгрессе в Риме, выступил с докладом «О творческих путях советского театра». Был инициатором приезда Гордона Крэга в Москву в 1935 году с целью постановки Шекспира в Малом театре, вёл переписку с Роменом Ролланом. Член редколлегии журнала «Театр и драматургия», «Пролетарское кино». Руководитель лаборатории по изучению творчества актёра Всероссийского театрального общества. В июле 1936 года Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР удовлетворил просьбу Амаглобели об освобождении от обязанностей руководителя Малого театра ввиду его работы над пьесой к ХХ годовщине Октябрьской революции, отметив в специальном приказе работу руководства Малого театра.

Автор пьес «Хорошая жизнь» (1934), «Сбор мандаринов» (1935), ряда критических и теоретических статей о театре и кино. Работая над пьесой «Хорошая жизнь», драматург ставил перед собой задачу «не только создать конкретное драматическое произведение, но и положить хоть один кирпич в дело формирования определенного театрального стиля — театра социального оптимизма как театра, выражающего дух победившей революции». Член Союза советских писателей СССР.

В 1937 году был арестован. 11 июля 1937 года в газете «Советское искусство» была опубликована статья «В парторганизации Малого театра», в которой бывшие руководители театра Л. М. Лядов и С. И. Амаглобели были обвинены во вредительстве и названы врагами народа. 8 февраля 1938 года приговорён Тройкой при НКВД Грузинской ССР по статьям 58-8, 58-10, 58-11 УК Грузинской ССР за участие в террористической организации и подготовке терактов над руководителями ЦК ВКП(б) и Советского правительства к ВМН. 13 февраля 1938 года расстрелян.

Реабилитирован.

Семья

  • жена — Лидия Павловна Амаглобели, входила в Совет жён писателей при СП СССР.

Библиография

  • Грузинский театр (основные этапы развития). — М.: ГАХН, 1930. — 150 с.
  • Классовая борьба в грузинском кино // Пролетарское кино : журнал. — 1931. — № 4. — С. 36—39.
  • Искусство народов СССР. Лекции 1, 2 и 3. — М.: Учпедгиз, 1932. — 76 с.
  • Театр социального оптимизма // Драматургия. Первый дискуссионный сборник автономной секции драматургов оргкомитета ССП / под ред. Б. Алперс и др. — М.: Советская литература, 1933. — С. 129—146. — 237 с.
  • Драматургия великих боев. Оборона и драматургия. — М.: Советская литература, 1934. — 103 с.
  • Дальние родственники // Искусство кино : журнал. — 1936. — № 5. — С. 54.

Звания

  • Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР.

Комментарии

  • ↑ В «Театральной энциклопедии» под ред. С. С. Мокульского, изданной издательством «Советская энциклопедия» в 1961 году, указаны дата рождения Амаглобели 12 (24) мая 1899 года, дата смерти — 13 апреля 1946 года.

  • Похожие новости:

    Дигмелов, Александр Давидович

    Дигмелов, Александр Давидович
    Александр Давидович Дигмелов (настоящая фамилия — Дигмелашвили; 1884—1958) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1945). Лауреат Сталинской премии первой степени

    Покровский, Александр Васильевич

    Покровский, Александр Васильевич
    Александр Васильевич Покровский (1886—1963) — советский актёр и театральный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Биография Родился 9 марта (21 марта по новому стилю) 1886 года. Учился

    Аладжалян, Семён Иванович

    Аладжалян, Семён Иванович
    Аладжалов (Аладжалян) Семён Иванович (6 августа 1902, Баку — 1987, Москва) — армянский советский театральный художник, график и плакатист. Заслуженный деятель искусств АрмССР (1962). Биография С

    Кристоферсен, Эрлинг

    Кристоферсен, Эрлинг
    Эрлинг Кристоферсен (норв. Erling Christophersen, 1898—1994) — норвежский ботаник, географ и дипломат. Биография Родился в Кристиании 17 апреля 1898 года в семье Мадса Виля Кристоферсена и
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Какой материал смесителя лучше?
    Какой материал смесителя лучше?
    Идеальная ванная для каждого своя. Кто-то предпочитает броские цвета, а кто-то – монохромные...
    Ручная рокла – преимущества, виды и особенности складской техники
    Ручная рокла – преимущества, виды и особенности складской техники
    Гидравлическая тележка или рокла – это конструкция, используемая для транспортировки поддонов....
    Клеевые и клеепереносящие ленты
    Клеевые и клеепереносящие ленты
    Клейкие ленты производят на основе специальных материалов. Параметр адгезии их является важным,...
    Все новости