25.12.2021

Кереки


Кереки (самоназвания аӈӄалҕакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 человека (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.

Язык

Говорят в основном по-чукотски и по-русски, пассивно сохранялся также керекский язык, который относится к чукотско-камчатской семье. Близок к корякскому языку, часто считается одним из его диалектов. В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского. Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954—1956 годах материалов. Им же записано несколько текстов на керекском языке. Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым.

История

Археологи выделяют древнекерекскую археологическую культуру (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом (Н. Н. Диков).

К моменту выхода русских на побережье Берингова моря (XVII век) территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки (по археологическим данным, следы древних керекских поселений прослеживаются и южнее — до мыса Олюторский). Кереки занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. В XVIII веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками, кереки оказались между двух огней: они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин. Кереки, не будучи способными оказать активное сопротивление, пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах. Следствием потерь от военных набегов, а также от эпидемий, прокатившихся по краю в конце XVIII века, стало резкое сокращение численности керекского этноса; В. В. Леонтьев писал: «Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке».

Выделялись группы северных (наваринских, или мейныпильгынских, самоназвание ыйулалҕакку — верхние) и южных (хатырских, самоназвание иутылалҕакку — нижние) кереков. В XIX—XX веках кереков обычно относили к корякам. По переписи 1897 года насчитывалось 102 керека.

В XX веке кереки были почти полностью ассимилированы чукчами. В 1991 году по-керекски говорило всего три человека: Иван Увагыргын (хатырский диалект), Николай Етынкэу и Екатерина Хаткана (мейныпильгынский диалект). В 2000 году кереки были включены в перечень коренных малочисленных народов России.

Традиционная культура

В XX веке материальная и духовная жизнь были близки чукотским.

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство. Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.

Распространённым оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потеснённые впоследствии огнестрельным оружием. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.

Зимние поселения включали 1—3 большие землянки, в каждой — по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду. Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.

Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Кукки (Кутхе).


Похожие новости:

Зилинский, Иван Михайлович

Зилинский, Иван Михайлович
Иван Михайлович Зилинский (укр. Іван Михайлович Зілинський; настоящая фамилия — Кобаса; 22 мая 1879 года, Красна — 23 апреля 1952 года, Прага) — украинский диалектолог и фонетист. Профессор восточной

Населённые пункты Чукотского автономного округа

Населённые пункты Чукотского автономного округа
Чукотский автономный округ включает следующие населённые пункты: 8 городских населённых пунктов с городским населением (в списке выделены оранжевым цветом), в том числе: 3 города; 5 посёлков

Западно-Палянское месторождение

Западно-Палянское месторождение
Западно-Палянское месторождение — крупное ртутное месторождение, расположенное в пределах Чаунского района Чукотского автономного округа, в 160 км восточнее Певека. История Западно-Палянское

Багулалы

Багулалы
Багулалы ( багвалалы, багвалин(ы) («богатыри»), багулал, гаитляло) — субэтнос аварцев. Численность — от 1 тыс. до 10 тыс. чел. Живут в Западном Дагестане. Верующие — мусульмане-сунниты. Багулалы
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Монтаж и настройка системы пожарной безопасности
Монтаж и настройка системы пожарной безопасности
Монтаж и настройка работы пожарной сигнализации на крупном объекте осуществляется только после...
Стеллажные системы для производственных предприятий
Стеллажные системы для производственных предприятий
В условиях промышленного производства, в отличие от специализированных складских комплексов,...
Бурение скважин на воду
Бурение скважин на воду
Профессиональное бурение скважин — это быстро, недорого и качественно. Специальное оборудование...
Все новости