Подпоручик Киже (балет)


«Подпоручик Киже» — одноактный балет в постановке Ольги Тарасовой и Александра Лапаури на музыку Сергея Прокофьева из симфонической сюиты «Поручик Киже» (op. 60 1934 года) и балета «Стальной скок». Либретто Андрея Вейцлера, Александра Мишарина, Ольги Тарасовой и Александра Лапаури по мотивам одноимённой повести Юрия Тынянова, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис. Премьера состоялась 10 декабря 1963 года на сцене Большого театра.

История создания

Симфоническая сюита Сергея Прокофьева «Поручик Киже», созданная им в 1934 году из собственной музыки к одноимённому кинофильму, дважды в истории становилась основой для балетного спектакля. Первым к ней обратился в 1941 году Михаил Фокин, поставив балет «Русский солдат», который оказался творческим завещанием мастера — через семь месяцев после премьеры он скончался. Фокин оставил в стороне сатирическую повесть Юрия Тынянова, которая легла в основу фильма, и сперва посвятил балет «всем страждущим воинам», а в окончательной редакции — «храбрым русским солдатам второй мировой войны».

Второе обращение к этой музыке произошло в 1962 году, когда Большой театр запланировал новый спектакль к 10-летию со дня смерти Сергея Прокофьева. Либреттисты Андрей Вейцлер и Александр Мишарин расширили темы повести, создав двух не существовавших у Тынянова персонажей — Фрейлину и Перо. Музыкальный редактор партитуры композитор Н. Яковлев дополнил сюиту фрагментами из балета Прокофьева «Стальной скок», написанного в 1925 году. Спектакль стал первой работой в балете театрального художника Бориса Мессерера.

Сценическая жизнь

Большой театр

Премьера спектакля состоялась 10 февраля 1963 года.

Исполнители:

  • Павел — Георгий Бовт (затем Эсфандьяр Кашани, Валерий Антонов, Владимир Васильев)
  • Фрейлина — Раиса Стручкова (затем Римма Карельская, Наталья Рыженко)
  • Адъютанты — Алексей Закалинский, Герман Ситников, Николай Черничкин
  • Перо — Людмила Богомолова (затем Наталья Филиппова, Нина Сорокина)
  • Перья — Ида Васильева и Светлана Иванова
  • Дама — Елена Ванке
  • Аристократка — Тамара Тучнина
  • Аристократ — Александр Бегак (затем Александр Лавренюк)
  • Советник — Николай Симачёв
  • Генерал — Андрей Крамаревский (затем Василий Ворохобко)

Спектакль прошёл 26 раз, последнее представление прошло 31 марта 1966 года. 18 декабря 1977 года состоялось возобновление на сцене Кремлёвского дворца съездов (в то время — филиал Большого театра).

Исполнители:

  • Павел — Борис Акимов (затем Алексей Лазарев)
  • Фрейлина — Раиса Стручкова, участница премьеры (затем Светлана Адырхаева, Татьяна Бессмертнова, Ирина Холина)
  • Перо — Татьяна Попко (затем Мария Былова, Людмила Романовская)

Спектакль прошёл 13 раз, последнее представление прошло 6 декабря 1978 года.

В других театрах

Свою постановку Ольга Тарасова и Александр Лапаури перенесли на сцены нескольких театров СССР:

  • 1964 — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля;
  • 1964 — Киевский театр оперы и балета;
  • 1967 — Одесский театр оперы и балета.

Библиография

  • Шереметьевская Н. Подпоручик Киже // Музыкальная жизнь : журнал. — М., 1963. — № 1.
  • Рославлева Н. На правильном пути // Советский артист : газета. — М., 1963. — № 1 марта.
  • Сабинина М. «Подпоручик Киже» в балете // Советская музыка : журнал. — М., 1963. — № 7.
  • Львов-Анохин Б. По-прокофьевски // Театральная жизнь : журнал. — М., 1963. — № 22.
  • Илупина А. Возвращение «Подпоручика Киже» // Вечерняя Москва : газета. — М., 1978. — № 3 января.
  • Истюшина М. Возвращение «Подпоручика Киже» // Труд : газета. — М., 1978. — № 7 января.
  • Тейдер В. Александр Лапаури. — М.: Искусство, 1980. — С. 77—101. — 220 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.
  • Тарасова О. От симфонической партитуры к балету (С. Прокофьев. «Поручик Киже») // Музыка и хореография современного балета. — сборник. — Л.: Музыка, 1982.
  • Беляева-Челомбитько Г. Впервые... // Раиса Стручкова. — М.: Редакция журнала «Балет», 2002. — С. 162—168. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901818-03-2.
  • Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. — СПб.: Гиперион, 2004. — С. 434—436. — 496 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89332-099-9.
  • Шереметьевская Н. Переломный период: Балетмейстерские дебюты // Длинные тени. — М.: Редакция журнала «Балет», 2007. — С. 250—255. — 490 с. — 1000 экз. — ISBN 5-901818-09-9.
  • Мессерер А. Борис Мессерер. Смелость и независимость художника. Интервью // Чайка : журнал. — США, 2011. — № 18.

Похожие новости:

Маскарад (Хачатурян)

Маскарад (Хачатурян)
«Маскарад» — балет в 3 актах 15 картинах, с прологом и эпилогом на музыку Арама Хачатуряна: оркестровой сюиты 1943 года (музыка к спектаклю «Маскарад» в Театре им. Е. Вахтангова, 1941) и музыки к

Былова, Мария Владимировна

Былова, Мария Владимировна
Мария Владимировна Былова (род. 20 января 1956, Москва) — советская и российская артистка балета, педагог, народная артистка России. Биография Мария Владимировна Былова родилась 20 января 1956

Золушка (балет)

Золушка (балет)
Золушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Переложение для фортепиано в 2 руки сделал Л. Т. Атовмян. 26 июня 1946 года за этот балет

Борис Годунов (музыкально-драматическое представление)

Борис Годунов (музыкально-драматическое представление)
«Борис Годунов» — музыкально-театральное представление, созданное на основе оригинального текста Пушкина и музыки Сергея Прокофьева. Поставлено в Санкт-Петербурге через 74 года после создания.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Клинкерная брусчатка — это не только практичный, но и красивый материал для отделки тротуаров,...
Все новости