29.11.2020

ГЗА-651


ГЗА-651 — советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) с 1949 года.

История модели

В 1952 году производство автобуса ГЗА-651 было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. Первые 5 автобусов собраны 5 августа 1952 года.

С 1953 года к производству ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также подключился Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ, будущий РАФ). Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГАЗ-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А.

С 1957 года в серию пошла цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецфургонов:

Слева на право: КАвЗ-663, ГЗА-651, Аремкуз АКЗ-1 (автобусы Мосгортранса на показе около ВВЦ)
  • ПАЗ-651В (санитарный),
  • ПАЗ-657 (хлебный фургон),
  • ПАЗ-659 (автолавка),
  • ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория),
  • ПАЗ-661 (фургон для одежды),
  • ПАЗ-661Б (грузовой фургон),
  • ПАЗ-654 (штабной),
  • ПАЗ-655 (инкассаторский).

С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651А. Производство на ПАЗе продолжалось до 1961 года. С 1971 года по 1973 год в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651Б, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне.

На базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.

Внешние различия моделей

ГЗА-651 отличались от большей части автобусов ПАЗ и КАвЗ и непосредственно от грузовика ГАЗ-51 закруглённой обтекаемой решёткой радиатора и «носатым» капотом.

Характерным отличием машин выпуска до 1956 года (базировавшихся на шасси ГАЗ-51) было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на «Победе»), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.

Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.

Галерея

  • КАвЗ-651 "Рица" на территории санатория в Сочи (1959)

  • Автобус Горьковского автозавода в музее в Эстонии (2012)

  • Автобус повышенной проходимости КАвЗ-663 на экспозиции Мосгортранса на ВВЦ, Москва (2015)

  • Курганский автобус КАвЗ-651А, выставка D.A.R.S., Днепропетровск (2013)

Памятник

Автобус КАвЗ-651 установлен в качестве памятника в городском посёлке Зельва (Белоруссия) и в российских городах Шадринск и Искитим.


Похожие новости:

Полтавский автоагрегатный завод

Полтавский автоагрегатный завод
Полтавский автоагрегатный завод (укр. Полтавський автоагрегатний завод, ПААЗ) — единственное на территории Украины предприятие по производству сложной тормозной аппаратуры для большегрузных

Daewoo Tico

Daewoo Tico
Daewoo Tico (в латиноамериканских странах Daewoo Fino) — городской автомобиль южнокорейской компании Daewoo. Выпускался с 1991 по 2004 год; в Польше и Румынии до 2001 года; в Узбекистане на

Уралэлектротяжмаш

Уралэлектротяжмаш
«Уралэлектротяжмаш» (ранее — «Уралэлектроаппарат») — советский и российский завод в Екатеринбурге. История Завод начал строиться в Свердловске в 1932 году вдоль Верхотурского тракта. 16 июля 1934

ГЗА-651

ГЗА-651
ГЗА-651 — советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) с 1949 года. История модели В 1952 году производство
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Преимущества порталов Alutech ALT SL 160
Преимущества порталов Alutech ALT SL 160
Подъемно-раздвижные двери можно смело назвать современным решением для остекления больших проемов...
Георешетка ОРМ: новейшая технология для укрепления грунта и дорожных покрытий
Георешетка ОРМ: новейшая технология для укрепления грунта и дорожных покрытий
Георешетка ОРМ - это инновационное решение в области строительных технологий, представляющее собой...
Круги полировальные для кромкооблицовочных станков: секрет совершенства в обработке кромок
Круги полировальные для кромкооблицовочных станков: секрет совершенства в обработке кромок
Круги полировальные для кромкооблицовочных станков являются важным компонентом в процессе обработки...
Все новости