Плюшар, Александр Иванович


Александр Иванович Плюшар (фр. Pierre Paul Alexandre Joseph Pluchart; 1777, Валансьен, Франция — 15 (27) августа 1827, Онфлёр, Франция) — типограф, литограф, художник, издатель в Санкт-Петербурге в правление Александра I.

Отец российского издателя Адольфа Плюшара (1806—1865) и художника Евгения Плюшара (1809 — ок. 1880).

Биография

В 1805 г. приехал из Брауншвейга (где имел, вместе с Fauché, типографию) в Россию, куда был вызван для управления типографией при Министерстве Иностранных Дел. Министерство предприняло тогда издание «Journal du Nord», преобразованного впоследствии в «Journal de St.-Pétersbourg».

Поступив 23 декабря 1805 на службу директором типографии Иностранной Коллегии, Плюшар, по указу 15 июля 1806 г., стал получать по 3000 p. в год жалованья из Кабинета, а 29 декабря 1808 г. перешел директором в Сенатскую типографию, где служил еще в конце 1814 г., получив в 1811 году чины XIV класса и губернского секретаря.

Кроме того, в 1810 г. (4 января), «за успешное отпечатание Учреждения о судоходстве по реке Волге», 29 августа «за труды по случаю винного откупа» и в 1812 г. (4 января) «за скорое отпечатание Литовского статута» — получил по бриллиантовому перстню.

Будучи знатоком типографского дела и хорошим рисовальщиком и литографом, Плюшар со временем открыл в Петербурге и свою типографию (она существовала уже в 1813 году), в которой печатались книги на русском и разных европейских языках, и которая вскоре сделалась одной из лучших; кроме того, для более успешной продажи печатавшихся им изданий он открыл книжную лавку.

Деятельность Генриетты Плюшар

После смерти А. И. Плюшара в 1827 году типографией заведовала его вдова Генриетта (на книгах M-me veuve Pluchart) с сыном Адольфом Плюшаром (1806—1865). Генриетта Плюшар издаёт ламартиновский «Nouvelles meditations poetiques», 1-е издание «Гамлета» в переводе Висковатова, «Альманах Комета Белы» (1833), роман Булгарина «Иван Выжигин» (1829) и смирдинское издание «Новоселья», (1833). В 1833 А. П. Башуцкий (1801-1876) начитнает печатать в типографии Плюшара неоконченное издание «Панорамы Петербурга».

С 1831 года типография именуется «Вдовы Плюшар с сыном» (Imprimerie de m-me veuve Pluchart et fils), а иногда даже только «Адольфа Плюшар» (см., например, Зотов Р. М. «Леонид, или черты из жизни Наполеона», с 4 гравюрами Галактионова, 1832 г.)

Около 1833 года Адольф полностью взял типографию в свои руки.

Семья

Семья А. И. Плюшара включала Генриетту Плюшар и двух сыновей: Адольфа и Евгения. Сыновья получили образование в образцовом петербургском пансионе пастора Муральта. Евгений стал художником и фотографом, академиком живописи и участвовал в росписи Исаакиевскаго собора. Адольф получил профессиональную подготовку типографа во Франции и унаследовал типографское дело отца, известен своим неоконченным 17-томным «Энциклопедическим лексиконом».


Похожие новости:

Цеэ, Андрей Богданович

Цеэ, Андрей Богданович
Андрей Богданович Цеэ (Иоганн-Генрих Цеэ, нем. Johann Heinrich Zeeh; 24 мая 1781, Рига — 12 [24] декабря 1842, Санкт-Петербург) — российский медик, доктор медицины и хирургии, автор ряда

Чанов, Фёдор Фёдорович

Чанов, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Чанов (? — не позднее 1862) — российский педагог. Биография Уроженец Ярославской губернии, сын поручика. Учился в гимназии при Московском университете (для дворян), откуда в 1804

Ланской, Сергей Николаевич

Ланской, Сергей Николаевич
Сергей Николаевич Ланской (1774—1814) — генерал-лейтенант русской императорской армии, погибший во время войн с Наполеоном. Биография Из дворян Ланских Галичского уезда Костромской губернии. Сын

Крамской, Николай Иванович

Крамской, Николай Иванович
Николай Иванович Крамской (1865—1938) — русский архитектор, старший сын художника Ивана Крамского. Служил архитектором при Министерстве императорского двора. Биография Николай Крамской родился 1
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
В мире садового дизайна существует множество материалов для создания уникальных и стильных террас....
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Все новости