Афшары


Афшары (азерб. Əfşarlar) — тюркоязычный народ или группа племён, одно из 24 первоначальных огузских племён.

Исторически афшаров относят к туркоманам; современные афшары, по мнению некоторых источников — субэтнос азербайджанцев. Большая российская энциклопедия отмечает, что «афшары сев.-зап. Ирана близки к азербайджанцам, в других районах Ирана и Афганистана — к туркменам».

Название

Впервые афшары упоминаются в «Диван лугат ат-турк» («Собрание тюркских наречий») тюркского филолога XII века Махмуда ал-Кашгари. Персидский энциклопедист XIV века Рашид ад-Дин в своём историческом труде «Джами ат-таварих», основываясь на огузских легендах, изложенных в «Огуз-Наме», указывает, что название племени произошло от имени основателя племени Афшар-хана, внука Огуз-хана. Слово «афшар» означает «покорный», «послушный». Согласно «Огуз-Наме» Рашида ад-Дина (1247—1317), слово «авшар» означает проворный в деле и страстный охотник. В своём эпическом историческом труде «Родословная туркмен» хивинский хан и историк Абу-ль-Гази указывает на то, что наименование племени афшар означает «проворный в работе».

Афшары переселились из Средней Азии в Переднюю Азию в XIII—XIV веках.

Общее описание

Язык

Мнения насчёт классификации афшарского языка разнятся. Часть относят афшарский язык в качестве отдельного языка к южной группе огузской ветви тюркских языков. Согласно другим афшарский является диалектом азербайджанского языка. Сами афшары называют свой язык «азери». Распространён в Иране и Афганистане.

Часть афшаров Афганистана владеет также монгольским языком. Изучавшему язык моголов Афганистана венгерскому востоковеду Л. Лигети в первой половине XX века удалось обнаружить среди тюркского племени афшаров людей, говорящих на монгольском языке. Все афшары, сохраняющие монгольский язык, — двуязычны. Монгольский диалект афшаров подвергся сильнейшему влиянию персидско-таджикских говоров. Распространение монгольского этнического компонента и языка в регионе В. М. Массон и В. А. Ромодин связывали с монгольскими завоеваниями XIII века.

Расселение

Проживают в Иранском Азербайджане, на севере Ирана (а также в некоторых других его районах), в Турции, в Азербайджане (в Агджебединском районе), в Туркменистане (являются родом в составе туркмен-алили) и в Афганистане (под Кабулом). В 1960-х годах численность афшаров превышала 350 тыс. человек.

Религия

Афшары исповедуют ислам, преимущественно шиитского толка. Туркменские афшары исповедуют ислам сунитского толка.

Быт

Афшары ведут полуоседлый образ жизни, живущие к югу от Кермана — кочевой и полукочевой. Население в основном занимается отгонным скотоводством и земледелием.

Кланы

Названия основных кланов афшаров следующие: алплу, арашлу, бекешлу, гюндюзлю, имирлю, кёсе ахмедлу, папалу, касемлу, кереклу и кирклу. Клан имирлу, вероятно, связан с племенем Имир, одним из первоначальных огузских племён. Ветви родов айналлу (иначе: инанлу, иманлу), усалу (иначе: усанлу) и устаджлу также относят к афшарам.

История

Будучи одним из 24 огузских племён, относились к крылу Бозок или Бузук (серая стрела), колена Юлдуз. Афшары, участвуя в походах и завоевании Ближнего Востока огузами, под главенством династии Сельджуков, расселились по всему региону. В XII веке Афшары известны как сельджукские наместники в Хузестане. В течение XIII—XIV веков этноним афшар не употреблялся в источниках, причиной этого вероятно является то, что в исторических трудах того времени вместо конкретных этнонимов обычно использовался туманный термин «туркоман (туркмен)» для любых и всех тюркских племён.

Вновь название афшаров стало употребляться с XIV—XV веков, к этому времени они расселились по значительной территории Ирана, а их вожди были опорой вначале династии Кара-Коюнлу, а затем — Ак-Коюнлу. При Сефевидах афшары играли значительную роль в племенных объединениях кызылбашей и шахсевенов, которые представляли собой главную военную опору правящей власти. В сефевидском государстве из их числа также вышли несколько курчи-баши (командующих шахской гвардии) и многочисленные войсковые командиры и чиновники в провинциях. Для защиты Хорасана от туркмен Аббас I переселил афшаров и каджаров из Азербайджана. В частности, 4500 семейств афшаров из Урмии было переселено в Абивард и Деррегез.

В период Сефевидов, несмотря на видную роль в жизни государства, племя афшаров продолжило рассеиваться. Занимая должности в различных уголках державы, вожди племени, переселяясь туда, брали с собой свою собственную племенную свиту в качестве слуг и телохранителей.

В 1736 году афшар Надир Кули Бек (Надир-шах), свергнув сефевидского шаха Тахмаспа II и его малолетнего сына Аббаса III, провозгласил себя шахом Ирана, основав новую правящую династию Афшаридов. Чтобы привлечь на свою сторону кочевавших в районе Урмии афшаров, Надир-шах подкупил племенную верхушку, «именуя их (вождей племени) своими одноаульцами». Ещё в 1729—1731 годах Надир-шах переселил в Хорасан 12 000 семейств афшаров, из которых 2000 принадлежали к клану кырклу. Однако вскоре после гибели Надир-шаха эти племена снялись с новых стоянок и ушли обратно. В XIX веке французский путешественник Гаспар Друвиль описывал афшаров Урмии:

«Первое — они туркоманы, и по этой причине гораздо более привычны к воинскому ремеслу, чем собственно персы; второе — как соседи по границе, они были бы подвержены вторжениям курдов и турков, если бы они не оборонялись уверенно и были бы способны навязать борьбу своим соседям. И наконец, пользуясь с незапамятных времён заслуженной репутацией лучших и храбрейших кавалеристов в Персии, они обладают страстью к подтверждению этого мнения в их отношении, и скорее пожертвуют самым необходимым, чем покажутся с обычными конями и вооружением. Роскошь, которую они демонстрируют в этих предметах, часто составляет всё их состояние. Однако нужно отметить, что боязнь потерять их часто парализует отвагу даже храбрейших воинов».

Дворянские династии

К племени афшар принадлежали следующие шахские, ханские и бекские династии:

  • Афшариды — шахская династия в Персии, правившая в 1736—1750 годах.
  • Караманиды — беки государства Караманидов на юге Малой Азии.
  • Джаванширы — династия ханов Карабаха.
  • Ашурбековы — бекский род, владевший обширными нефтеносными землями в окрестностях Баку.
  • Гермийаногуллары
  • Ханы Урмии
  • Зенгиды — атабеки Мосула (и Леванта)

Похожие новости:

Утуб

Утуб
Утуб — арабский клан или племя, относящийся к племенному союзу аназа. Наиболее известными семьями, происходящими из этого клана, являются Аль Сабах (династия эмиров Кувейта), Аль Халифа (династия

Мухаммед Али-бек Мехфи

Мухаммед Али-бек Мехфи
Мухаммед Али-бек Мехфи (азерб. Məhəmmədəli bəy Məxfi; 1832—1892) — азербайджанский поэт. Писал под псевдонимом Мехфи. Жизнь Поэт, писатель-историк Мухаммед Али-бек Мехфи представитель известного

Ушины

Ушины
Ушины, уушины (монг. Үүшин) — одно из племён, входивших в дарлекинскую ветвь монголов. Потомки этого древнего монгольского рода в настоящее время проживают на территории Монголии и Внутренней

Бродячее слово

Бродячее слово
Бродячее слово, миграционный термин, реже странствующее слово, скитающееся слово, миграционное слово, вандерворт (нем. Wanderwort) — слова, которые заимствуются в многочисленные языки и культуры,
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Как выбрать дизайнерскую мебель: руководство для изысканных интерьеров
Как выбрать дизайнерскую мебель: руководство для изысканных интерьеров
При создании стильного и утонченного интерьера каждая деталь играет важную роль. Одним из ключевых...
Психология сексуальности и терапия сексуальных расстройств
Психология сексуальности и терапия сексуальных расстройств
Сексология, как наука, охватывает широкий спектр аспектов человеческой сексуальности - как...
Профессиональный монтаж жалюзи с креплением на раму окна
Профессиональный монтаж жалюзи с креплением на раму окна
Жалюзи с креплением на раму окна представляют собой не только стильное и функциональное дополнение...
Все новости