Арбитман, Эмилий Николаевич
Эмилий Николаевич Арбитман (1930—2002) — советский историк искусства, художественный критик и организатор музейной науки Саратова. Награждён в 1967 году медалью за трудовое отличие.
Биография
Родился в селе Гранов Гайсинского района Виницкой области УССР. Среднюю школу окончил в Гайсине. По окончании Харьковского юридического института по обстоятельствам эпохи был вынужден работать учителем истории в сельской школе на Украине, по семейным обстоятельствам переехал летом 1956 в Саратов. Учился заочно на историческом факультете Саратовского университета. Защитил дипломное сочинение «Художники ГДР» (1960).
Работал в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, научным сотрудником (с 1956), заместителем директора по научной работе (1964—1980). Преподавал историю изобразительного искусства на историческом факультете СГУ и в Саратовской консерватории. Кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС. Круг научных интересов Русское искусств XIX и XX веков. Искусство Саратова XX века, отечественное и зарубежное искусство тоталитарной эпохи, теоретические проблемы искусства.
Сын — Роман Эмильевич Арбитман. Писатель, литературный критик.
Библиография
Э. Н. Арбитман Художник-саратовец Василий Коновалов. Саратовское книжное издательство. Саратов. 1962.
Э. Арбитман Этюды. Приволжское книжное издательсво. Саратов. 1964. (1 «Ночь у моря» Константина Богаевского. 2. Об одном произведении художника Богданова-Бельского. 3. Памятник борцам революции 1905 года в Саратове).
Э. Арбитман Русский рисунок Х!Х — начала ХХ века //СГХМ им. А.Н Радищева. Материалы и сообщения. Приволжское книжное издательство. Саратов. 1966.
Э. Н. Арбитман Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Приволжское книжное издательство. Саратов. 1972.
Э. Арбитман О картине «Виленские евреи» М. П. Клодта (Искусствоведческий этюд) // СГХМ им. А. Н. Радищеа. Статьи и публикации. Выпуск 2-3.// СГХМ Приволжское книжное издательство. Саратов 1974.
Э. Н. Арбитман Выставки товарищества передвижных художественных выставок в Саратове // / СГХМ им. А. Н. Радищева. Статьи и публикации. Выпуск 4. Издательство СГУ. Саратов 1977.
Э. Н. Арбитман Проблема. современности в изобразительном искусстве. М., Общество «Знание» РСФСР. 1979.
Э. Арбитман Нравственные искания Н. Н. Ге // Искусство. 1981 № 10.
Э. Арбитман Памяти А. И. Савинова. Рецензия на книгу А. И. Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Л. 1983 // Искусство. 1984 № 10.
Э. Арбитман Алексей Петрович Боголюбов. К 160-летию со дня рождения // Искусство1985. № 3.
Э. Арбитман Борис Давыдов // Советская живопись. Выпуск 8. М.1986.
Э. Арбитман Евгений Яли // Советская живопись. Выпуск 9. М. 1987.
Э. Арбитман. Рецензия на книгу А. Г. Верещагиной. Николай Никколаевич Ге. Л., «Художник РСФСР» // Волга. 1990. №.1.
Э. Арбитман Чехов и Серов (К типологии творчества писателя и современных ему русских художников) // Типология русского реализма второй половины 19 века. М., Наука. 1990.
Э. Н. Арбитман Земля Анатолия Учаева // Искусство. 1990. №. 2.
Э. Арбитман рецензия на книгу Милашевский Вчера. Позавчера М. 1989 // «Волга». 1990. №.4.
Н. Н. Арбитман К истории экспонирования за рубежом картины Н. Н. Ге «Что есть истина?» // Панорма искусств 13. М., «Советский художник». 1990.
Э. Н. Арбитман Творчество и проблемы прогресса искусств. // Философские проблемы теории творчества //. Издательство СГУ. Саратов. 1992.
Эмилий Арбитман Творчество Н. М. Гущина" // «Авторское право» 2 июля 1993. года.
Эмилий Арбитман Рецензия на книгу Левады «Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 1990-х.» М..1996 //Волга. 1994 № 11-12.
Эмилий Арбитман Рецензия На книгу «Беседы с Шнитке. М. 1994 / Волга. 1995. № 10.
Эмилий Арбитман Изобразительное искусство в художественном мире Саратова на рубеже 19 и 20 веков // Государственный институт искусствознания. Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб.. 1997 Э. Н. Арбитман Рецензия на книгу В. Паперного Культура два. М. 1996. // Волга 1997. №. 1-2.
Эмилий Арбитман Рецензия на книгу: Г. Г. Поспелов. Русское искусство Х1Х века. М., „Искусство“ 1997 // Волга. 1998. № 7.
Э. Н. Арбитман Н. С. Лесков и Н. Н. Ге // Литературное краеведение Поволжья. Выпуск 2. Саратов.,1999.
Э. Н. Арбитман Рецензия Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 1998. № 2.
Э. Н. Арбитман Рецензия АЛЕКСЕЙ ТРУБЕЦКОВ. Чужие письма: Графика. Саратов, 1998 // Волга 1999.
Эмилий Арбитман Рецензия: Суриковские чтения / Научно-практическая конференция. Красноярск, 1998 // Волга. 1999. № 4.
Эмилий Арбитман Рецензия Художественный журнал. 1998 № 19-20 / Волга. 1999 №.5.
Арбитман Э.Н Рецензия: Г.Г. Поспелов. Русское искусство 19 века. Очерки. М. 1997 // Волга.1998. №. 7Эмилий Арбитман К метаморфологии искусства Возрождения. Рецензия на книгу М. Н. Соколов. Мистерия соседства, К метаморфологии искусства Возрождения. М. Прогресс — Традиция, 1999. // Волга. 200. № 4.
Э. Н. Арбитман К содержанию понятия „Саратовская школа“ // СМГХМ. им. А. Н. Радищева. В. Э. Борисов-Мусатов и „Саратовская школа“. Саратов. 2001.
Э. Н. Арбитман Школа Н. М. Гущина // Краеведение в школе и в вузе. Выпуск 4. Саратов. 2002.
Э. Н. Арбитман Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Волгоград : ПринТерра, 2007. ISBN 978-5-98424-061-1
В приложениях к этому существенно дополненному переизданию монографии о жизни и творчестве Н. Н. Ге повторно публикуются малотиражные статьи „Н. С. Лесков и Н. Н. Ге“, А. П. Чехов и В. А. Серов», Алексей Петрович Боголюбов". «О картине М. П. Клодта „Виленские евреи“ и микромонография „Художник-саратовец Василий Конововалов“, а также две неопубликованные при жизни статьи: „Раннее произведение Г. Г. Мясоедова“ и „Художник М. В. Нестеров: поиски духовной сущности“). А в качестве послесловия перепубликована статья Е. Водоноса „Уходя оставить след…“ Эмилий Николаевич Арбитман — историк искусства и художественный критик», достаточно подробно прослеживающая саратовский период его жизни и творчества.
Добавить комментарий!