Теория символической конвергенции


Теория символической конвергенции (англ. Symbolic convergence theory) — коммуникационная теория, описанная почётным профессором Университета Миннесоты Эрнестом Борманном, согласно которой общие фантазии внутри одной группы людей способны сплотить её, создать общую социальную реальность. Теория объясняет возникновение консолидации внутри группы, в которой люди разделяют общие эмоции, мотивы и значения.

Возникновение теории

Борманн впервые выдвинул теорию в 1972 году, в ежеквартальном академическом журнале Национальной Ассоциации Коммуникаций (англ. National Communication Association) «Quarterly Journal of Speech», издаваемом британским издательским домом Routledge, в статье «Фантазии и риторическое видение. Риторическая критика социальной реальности». (англ."Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality").

Спустя 10 лет, в 1982 году Борманн публикует в том же журнале статью под названием «Фантазия и риторическое видение: десять лет спустя» (Fantasy and rhetorical vision: Ten years later).

В дальнейшем, вместе с коллегами Джоном Крейганом и Дональндом Шилдсом, Борманн публикует несколько работ в поддержку своей теории.

Особенности

Темы фантазий

Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.

Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.

Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.

Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».

Внутренние шутки

Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.

Типы фантазий

Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.

Структурные компоненты

Риторическое видение

Риторическое видение представляет собой единое сочетание различных общих сценариев, которое обеспечивает более широкий взгляд на социальную реальность культуры. Риторическое видение часто объединяется с помощью основной аналогии, которая объединяет различные элементы.

Риторическое сообщество

Риторическое сообщество состоит из людей, которые участвуют в риторическом видении. Члены риторического сообщества разделяют «внутренние шутки» и будут стремиться реагировать на сообщения теми способами, которые соответствуют их риторическому видению.

Сага

Сага — подробный рассказ о достижениях и событиях в жизни человека, группы, сообщества, организации или нации. Например, сага обеспечивает общие символические связи, которые связывают участников с официальной организацией и обеспечивают символические аспекты организационной культуры и обычаев. Чтобы функционировать, сага, как и фантазия, должна разделяться членами группы. До тех пор, пока все члены организации или большинство не будут разделять некоторые общие фантазии, то есть, до тех пор, пока у них нет организационной саги, как приверженность членов организации, так и их способность создавать совместный коммуникативный климат будут слабыми.

Применения теории

Теория символической конвергенции применялась для изучения движения пуритан , католического движения «Рыцари Колумба» , а также в исследовании Холодной войны, процесса принятия решений во время Войны во Вьетнаме.

В исследовании под названием «Выжившие после изнасилований во время Второй конголезской войны: взгляд через призму теории символической конвергенции» («War rape survivors of the Second Congo War: A perspective from symbolic convergence theory») показано то, как жертвы насилия использовали теорию символической конвергенции, чтобы справится с тем, что случилось с ними. Конголезские женщины делились рассказами, чтобы смириться с реальностью изнасилования во время войны и ориентироваться в современном обществе. Посредством тем фантазии женщины подбадривали себя, чтобы путешествовать в новые места. Мало кто согласился принять статус жертвы. Теория символической конвергенции позволяет объяснить как выжившие после изнасилования находят способы смягчить свои страдания.

Критика

Эмм Гриффин в своей книге «Первый взгляд на коммуникационную теорию» выделил четыре критерия теории символической конвергенции, которые делают ее объективной:

1. Теория объясняет, что происходит и почему это происходит: она может помочь разобраться в хаотичных групповых дискуссиях, когда члены группы говорят одновременно и допускают красочные отступления. Согласно теории, красочные отступления и шумные разговоры не являются признаками ошибочного процесса: скорее, они являются свидетельством того, что группа выстраивает цепочку фантазий и развивает групповое сознание. Сильной стороной теории является именно объяснение того, как группы становятся сплоченным. Гриффин, говоря о первом критерии, тем не менее, ссылается на критику профессора по коммуникациям Бостонского колледжа Джеймса Олуфовотта. В ответной критике, нацеленной на усовершенствование теории, Олуфовотт утверждает, что теория не в полной мере объясняет, почему люди склонны преувеличивать реальность и делиться фантазиями.

2. Теория предсказывает, что произойдет. Теория символической конвергенции ясно предсказывает, что как только у членов группы выстроится цепь фантазий, возникнет символическая конвергенция. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не будет никакой сплоченности.

3. Теория разъясняет ценности людей: она подчеркивает ценности риторического сообщества, путем создания общего языка, сближения умонастроений и эмпатической коммуникации. Однако эта теория объясняется на примере бесконфликтных групп, игнорируются различия между членами одной и той же группы, не рассмотрено внутреннее напряжение, которое ощущает член группы, когда множественные риторические видения, которые он испытывает, не попадают в общую цепь.

4. Теория предлагает новое понимание людей. Исследователи тем фантазий раскрывают риторическое видение, столь же разнообразное, как и изучаемые сообщества. Гриффин отмечает, что, прочитав хорошо написанный анализ тем фантазий, он стал глубже понимать невероятное разнообразие человеческого рода.

Сам Борманн утверждал, что теория не позволяет контролировать человеческое общение.


Похожие новости:

Дифференциальная теория Галуа

Дифференциальная теория Галуа
Дифференциальная теория Галуа — раздел математики, который изучает группы Галуа дифференциальных уравнений. Предпосылки и основная идея В 1830-х годах Лиувилль создал теорию интегрирования в

Назаров, Вадим Иванович

Назаров, Вадим Иванович
Вадим Иванович Назаров (23 августа 1933—16 декабря 2009) — советский и российский учёный, доктор биологических наук. Эволюционист, критик синтетической теории эволюции. Биография В 1957 году

Стиглер, Джордж

Стиглер, Джордж
Джордж Джозеф Стиглер (англ. George Joseph Stigler; 17 января 1911, Рентон, штат Вашингтон — 1 декабря 1991, Чикаго) — американский экономист и педагог. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1982

Экономические очерки

Экономические очерки
Экономические очерки — книга российского экономиста В. К. Дмитриева, одно из наиболее значимых произведений в истории российской экономической науки. Структура Книга включает три так называемых
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Клинкерная брусчатка — это не только практичный, но и красивый материал для отделки тротуаров,...
Все новости