» » Лимфоидный лейкоз

Лимфоидный лейкоз

09.04.2015

В основе лимфоидного лейкоза (лимфолейкоза, лимфаденоза) лежат лимфоидная гиперплазия (лимфатических узлов и селезенки) и метаплазия (костного мозга) кроветворных органов, сопровождающиеся лимфоидной инфильтрацией других органов и тканей. Усиленная пролиферация лимфоидных элементов приводит к наводнению ими периферической крови. Лимфолейкоз наиболее частая форма гемобластозов и описан почти у всех видов домашних и лабораторных животных.
Раннее гематологическое проявление лимфолейкоза у крупного рогатого скота отмечается часто в возрасте 3—5 лет при хроническом ее течении, а клинические симптомы — в возрасте 6 -10 лет. Продолжительность болезни не может быть ограничена какими-то определенными сроками, так как она находится в прямой зависимости от характера течения патологического процесса. При хроническом его течении наблюдается нарастание гематологических показателей до сублейкемического уровня с последующей стабилизацией лейкозного процесса на длительное время. В этой начальной стадии продолжительность болезни исчисляется 3—8 годами, а при острой, подострой и обостренной формах — 1—2 годами.
У крупного рогатого скота, как и у людей, хронический лимфолейкоз имеет медленное, среднее и быстрое течение, каждое из которых характеризуется соответственно легкой, средней и тяжелой формами течения патологического процесса. Ecли при быстром течении болезни отмечается тяжелая форма проявления процесса, то при медленном и среднем течении болезнь приобретает тяжелую форму при его обострении. Сопутствующие патологии (пневмония, плеврит, перитонит и др.) обостряют лейкозный процесс с быстрым проявлением клинических симптомов и патологоанатомических изменений.
Медленное, продолжительное течение болезни именуется «доброкачественной» формой, при которой па многие годы сохраняются продуктивность, воспроизводительная функция и удовлетворительное состояние животных. Лишь при последующем прогрессировании или обострении процесса течение болезни ускоряется, приобретая тяжелый характер.
Периферическая кровь. Картина крови характеризуется увеличением относительного, а затем и абсолютного количества лейкоцитов. По мере прогрессирования лейкозного процесса наблюдается чередование алейкемического, сублейкемического и лейкемического состава крови. У исследованных нами животных, по данным предубойных анализов, 56,7% имели сублейкемический, а 43,3% — лейкемический состав крови. При этом у 29,4% животных количество лейкоцитов находилось в пределах 20—30 тыс/мкл, а у 13,7% — свыше 100,0 тыс/мкл. В лейкоцитарной формуле в 21,6% случаев отмечали умеренное повышение процента лимфоцитов (65,5—80,0%), а в остальных число их составило 80—100%. Если сублейкемический уровень лейкоцитоза (лимфоцитоза) характерен для начальной стадии с медленным течением болезни, то лейкемический — показатель быстрого прогрессирования процесса и наступления конечной стадии лейкоза.
Важное диагностическое значение имеет и качественный состав лимфоидных элементов крови. На ранних стадиях болезни клеточные элементы представлены в основном зрелыми лимфоцитами всех трех величин (малые, средние и большие). Процентное соотношение между ними пока остается относительно стабильным. С прогрессированием болезни превалируют чисто средних и больших лимфоцитов. Зачастую появляются широкоцитоплазменные лимфоциты (до 5—10%), ридеровские и двуядерные формы (1—5%), пролимфоциты и лимфобласты (1,5%). Число последних повышается (до 10—15%) в конечных стадиях болезни при ее обострении.
Одна из особенностей лимфолейкоза — появление в крови теней Боткина—Гумпрехта, клеток с рыхлым хроматином ядра и цитоплазмой, легко поддающихся разрушению в связи с пониженной их устойчивостью к воздействию внешней среды. Подобные клеточные элементы обнаруживают только в случаях с высоким лейкоцитозом или наличием в крови молодых клеток. Поэтому тени Боткмна—Гумпрехта образуются в мазках из числа «легкоранимых» молодых клеток, которые имеют нежное строение и легко поддаются разрушал по. Их необходимо отграничивай, от разрушенных зрелых лимфоцитов, полученных из-за технических погрешностей при приготовлении мазков крови.
Красная кровь в начальной стадии лимфолейкоза изменяется довольно редко. Количество эритроцитом и уровень гемоглобина остаются па нижней границе нормы. На поздних стадиях болезни анемия становится постоянным признаком, она развивается параллельно с прогрессированием лейкозного процесса, время и темпы нарастания которых почти совпадают. В тяжелых случаях наблюдается жесткая анемия, когда количество эритроцитов и уровень гемоглобина в крови уменьшается соответственно до 2,5 млн/мкл и 5,2 г%.
Основная причина развития анемии—трансформация костномозгового кроветворения в сторону лимфоцитообразования, т. е. лимфоидная метаплазия костного мозга. При этом в связи с подавлением эритробластического ростка резко суживается пролиферация клеток красного ряда. Последнее подтверждается равномерным уменьшением числа всех переходных форм эритробластических клеток. Причина анемии заключается в замещении красного костного мозга лимфатической тканью, а не в нарушении дифференциации эритро- и нормобластов.
Вместе с тем наблюдаются случаи, при которых степень анемии не зависит от лимфоидной метаплазии костного мозга. При сильной лимфоидной инфильтрации его отсутствует анемия в крови, и наоборот, анемия не сопровождается значительным поражением костного мозга. Следовательно, существуют и другие, пока не выясненные причины, вызывающие анемию в периферической крови.
Клинические симптомы и патологоанатомические изменения на ранних стадиях заболеваний почти отсутствуют. При длительном течении патологического процесса обнаруживается незначительное набухание отдельных регионарных лимфоузлов или селезенки. Неспецифические клинические симптомы часто остаются незамеченными. При умеренном увеличении размеров селезенки или регионарных лимфоузлов общее состояние животного не ухудшается, системы органов функционируют нормально. Чрезмерное увеличение селезенки или поражение сердца обусловливают нарушения сердечной деятельности. Из специфических симптомов отмечается увеличение поверхностных или доступных ректальному исследованию глубоких паховых лимфоузлов. Под кожей в области голодной ямки и подгрудка появляются мелкие опухолевые образования величиной с лесной орех. Степень повышения размеров лимфоузлов бывает разной вследствие неодновременного их поражения. По частоте поражения лимфоузлов глубокие паховые опережают поверхностные.
По нашим наблюдениям, в развернутой и конечной стадии селезенка была увеличена в 79,1% случаев, а лимфатические узлы — в 76,7% случаев, в том числе слабо — соответственно в 18,6 и 16,3, сильно — 23,3 и 11,6 и умеренно - в 37,2 и 48,8% случаев. Несмотря па поздние стадии болезни, у некоторых животных отмечали увеличение одного из лимфоидных органов. Так, почти в половине случаев (51,2%) селезенка и лимфоузлы были увеличены одновременно. В 21,9% случаев была увеличена лишь селезенка, а в 25,6% — только лимфатические узлы.
Увеличение селезенки обычно сопровождается лейкемической картиной крови, однако уровень лейкоцитоза не полностью зависит от массы и размера ее. В свою очередь, гиперлейкоцитоз не всегда зависит от размеров селезенки, так как в этих случаях усиленная пролиферация лимфоцитов происходит в лимфатических узлах. Разрыв увеличенной селезенки часто является причиной гибели животного. Поверхностные и внутренние лимфоузлы почти всегда увеличиваются в размерах одновременно, однако при поражении последних наружные могут оставаться интактными. Единовременное поражение наружных и внутренних лимфоузлов отмечали в 32,6% случаев па поздних стадиях болезни. У остальных животных были увеличены (67,4%) только внутренние лимфоузлы.
Увеличенные лимфоузлы имеют гладкую поверхность, сохраняют подвижность и не срастаются с окружающими тканями. При пальпации имеют упругую консистенцию. На разрезе рисунок между мозговым и корковым слоями стерт, поверхность разреза имеет саловидность серого цвета, иногда па поверхности разреза отмечают кровоизлияния.
На поздних стадиях развитая лимфолейкоза наблюдаются увеличение размеров печени (в 23,3% случаев), опухолевое поражение сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов (в 10% случаев). Учитывая то, что развернутая и конечная стадии болезни в большинстве своем отмечаются у животных старшего возраста, то соответственно обнаруживаются и всевозможные Патологии другого характера (пневмония, плеврит, перикардит, гепатит, гепатохолангит, мастит и др.). В одних случаях они сопутствуют лейкозу, а в других — способствуют обострению лейкозного процесса.
Цитоморфологические изменения в костном мозге. Специфика лимфоленкоза заключается в том, что вначале поражается лимфоидная ткань, а затем — костный мозг. По мере образования и расширения очагов лимфоидной ткани в костном мозге происходит нарушение костномозгового кроветворения. Оно выражается в уменьшении мислобластических и эритробластических клеток в результате полного или частичного подавления белого и красного ростков, лимфоидной метаплазии. Степень поражения костного мозга в какой-то степени зависит от давности и интенсивности течения лейкозного процесса и уровня лейкоцитоза в периферической крови. Вместе с тем в ряде случаев костный мозг остается интактным.
У исследованных нами животных количество миелобластических клеток в среднем по группe было уменьшено до 23,4%, а эритробластических — до 23,8%. Повышенный процент лимфоидных клеток разной степени зрелости составил в среднем 39,3, что отражает лимфоидную метаплазию костного мозга в средней степени.
При сильной степени лимфоидной метаплазии в миелограмме наряду со зрелыми лимфоцитами появляются пролимфоциты и лимфобласты, увеличивается число ридеровских и двуядерных форм, а также недифференцированных и ретикулярных клеток. Умеренная лимфоидная метаплазия обычно наблюдается при хроническом, длительном компенсированном состоянии процесса, а сильная, или тотальная, при обострении или интенсивном течении болезни. Чем выше лимфоцитоз в крови, тем больше лимфоцитов в миелограмме. Однако эта зависимость отмечается не во всех случаях. Так, у одной коровы с высоким (64 тыс/мкл) лейкоцитозом процент лимфоцитов в миелограмме составит всего 24,8, а у другой — с 51,8 тыс/мкл лейкоцитов -уже намного больше, т. е. 58,6%. Или у двух коров с гиперлецкоцитозом (462,0 и 237,6 тыс/мкл) процент лимфоцитов в мнемограмме составил 65,5 у первой и 75 у второй.
Анализ каждой миелограммы в отдельности показал, что степень подавления белого и красного ростков, а также лимфоидной метаплазии неодинакова. Количество миелобластических клеток в миелограммах колебалось в пределах 5,2—40,2%, эритробластических — 3,6 40,3, а лимфоидных — 10,6—75,8%. Более часто отмечали одновременное подавление обоих ростков и реже — одного из них. Подавление красного ростка сопровождалось анемией в периферической крови, что было характерным для поздних стадий лимфолейкоза. В 7% случаев при жизни животных не удавалось получать пунктат костного мозга, что свидетельствовало о аплазии последнего. После убоя животных на распиле грудной кости во всех сегментах устанавливали жировое перерождение. В большинстве своем по наблюдалось у животных cтаршиx возрастов с длительным периодом заболевания.
При гистологическом исследовании костного мозга (проведенным Т.П. Кудрявцевой) в начале болезни отмечалось нормальное соотношение между паренхимой и жировой тканью. При этом обнаруживали лишь отдельные вкрапления лимфоидных клеток. В поздних стадиях происходило постепенное вытеснение жировой ткани размножающимися в паренхиме лимфоидными клетками па фойе угнетения эритро- и миелопоэза.
Постепенное и неодновременное поражение всех сегментов грудной кости является нередко причиной неодинаковой степени лимфоидной метаплазии костного мозга при динамичном исследовании животного.
Цитоморфологические изменении в лимфоидных и других органах. Если увеличение размеров селезенки наблюдается не во всех случаях, то микроскопические изменения обнаруживаются почти у всех больных животных. В начальной стадии в мазках из пунктатов селезенки или в мазках-отпечатках бывает несколько увеличено количество больших лимфоцитов и пролимфоцитов. Число этих клеток превалирует над количеством малых и средних лимфоцитов. У больных с продолжительным или интенсивным течением процесса участки мазков в несколько полей зрения состоят преимущественно из одних пролимфоцитов с нуклеолями. При сопутствующих лейкозу патологиях другого характера в мазках селезенки несколько увеличено число плазматических клеток, нейтрофилов и эозниофилов. Количество этих клеток повышено на фоне некоторого омоложения лимфоидных элементов.
В развернутой и конечной стадиях болезни и при поражении селезенки клеточные изменения бывают выражены более интенсивно. В одних случаях пролимфоциты и лимфобласты как бы вкраплены между зрелыми лимфоцитами, а в других — клеточные элементы представлены только пролимфоцитами и частично лимфобластами. Чем больше увеличен размер селезенки, тем выше степень омоложения клеток. При этом зрелые лимфоциты вытесняются их молодыми формами.
Если при хроническом и подостром течении омоложение клеток происходит в основном за счет пролимфоцитов, то при обострении процесса и его интенсивном процессировании число лимфобластов превалирует над количеством остальных видов клеток.
В редких случаях, несмотря на увеличение размера селезенки, клеточные элементы в мазках представлены в основном зрелыми лимфоцитами. У таких животных усиленная пролиферация лимфоцитов происходит без задержки дифференциации молодых форм клеток. В этих случаях цитоморфологические исследования пунктата селезенки не имеют диагностического значения. Обилие лимфоцитов в мазках и отсутствие других видов клеток могут дать подозрение нa лейкоз. При гистологическом исследовании ткани селезенки в подобных случаях установлено увеличение диаметра фолликулов селезенки за счет перифолликулярных зон, которые обогащаются зрелыми лимфоидными элементами и становятся более широкими — расплывчатыми. Поэтому и в мазках отмечают одни зрелые лимфоциты. Однако и при гистологическом исследовании более часто обнаруживают замещение центра размножения молодыми клетками лимфобластами. По мере увеличения фолликулов последние сливаются между собой и заполняют красную пульпу. В этих случаях па разрезе селезенки становятся неразличимыми границы между белой и красной пульпой. В процессе этого слияния и отмечается омоложение клеток разной степени.
Изменения в селезенке у разных животных отличаются по интенсивности омоложения и по характеру клеток. В одних случаях омоложение происходит за счет пролимфоцитов и больших лимфоцитов, в других- преимущественно за счет лимфобластов, а в третьих — за счет тех и других. Степень омоложения зависит от стадии болезни и размера увеличенной селезенки. В начале поражения селезенки в мазках обнаруживают маленькие участки с пролимфоцитами, или единичные экземпляры их и лимфобластов бывают вкраплены между зрелыми лимфоцитами. Подобные участки с единичными или небольшими группами клеток (по 2—3 и более) отмечали и при гистологическом исследовании. Этот очаговый характер поражения селезенки в начале болезни является причиной частого необнаружения патологических изменений.
По мере прогрессирования болезни и увеличения размеров селезенки число молодых клеток становится больше, и в конце процесса oни почти полностью замещают нормальную ткань.
При омоложении клеток в селезенке не всегда в периферической крови обнаруживают молодою клетки или обнаруживают, по в малом количестве. Значит, как правильно указывает Т.П. Кудрявцева, гиперплазия клеточных элементов сопровождается не только потерей способности к последовательной дифференциации, по и к вымыванию из мест своего образования.
Таким образом, омоложение в разной степени клеточных элементов в селезенке за счет пролимфоцитов и лимфобластов является дифференциально-диагностическим тестом для лимфоидного лейкоза.
Степень микро- и макроскопических изменений лимфатических узлов зависит также от стадии болезни и вовлечения в процесс тех или иных желез. В начальной стадии болезни пункция лимфоузлов может не дать ожидаемых результатов, так как они поражаются редко и в пораженных лимфоузлах степень омоложения клеток бывает незначительной.
По мере прогрессирования лейкозного процесса в пораженных лимфоузлах происходит почти такое же омоложение клеток, как и в селезенке. Вначале увеличивается количество больших лимфоцитов с более светлым и рыхлым хроматином ядра и пролимфоцитов. Постепенно исчезают другие виды клеток (плазматические, нейтрофилы т. д.). Однако при наличии какой-либо другой патологии в мазках регионарных лимфоузлов бывает увеличено число нейтрофилов, плазматических, ретикулярных или других видов клеток.
В трех случаях в несколько набухших, увеличенных лимфоузлах о моложение клеток авторы не наблюдали, гиперплазия узла происходила за счет зрелых лимфоцитов. В остальных случаях отмечали омоложение клеток, степень которого зависела от размера увеличенных лимфоузлов. У одного и того же больного степень омоложения клеток в различных лимфоузлах была неодинаковой, что говорит о неодновременном вовлечении их в патологический процесс.
В большинстве своем омоложение происходит за счет пролимфоцитов с нуклеолями, oни бывают вкраплены между зрелыми лимфоцитами или образуют сплошные пласты из однообразных клеток. В некоторых случаях обнаруживают повышение числа лимфобластов. В поздних стадиях болезни и при увеличении размера лимфоузла количество последних превалирует над числом остальных видов клеток. При гистологическом исследовании фолликулы приобретают значительные размеры и теряют четкость границ. В этих участках отмечают большое количество молодых клеток. В поздних стадиях болезни при слиянии фолликулов и стирании границ коркового и мозгового слоев в мазках превалирует количество клеток типа пролимфоцитов и лимфобластов, а в ряде случаев они полностью замещают нормальную ткань со зрелыми клетками.
Лимфоцитарную, а в тяжелых случаях пролимфоцитарную и лимфобластическую инфильтрацию наблюдают и в других органах при их поражении. При малом количестве лимфоидных элементов в мазках печени трудно установить их происхождение. В этом случае лимфоциты могут быть занесены током крови, вследствие чрезмерного переполнения венозных синусов печени лимфоидными клетками, имеющими в своей основе функциональные нарушения селезенки, сердца и других органов. Большое количество клеток в мазках, особенно сплошных участков лимфоидных клеток в мазках-отпечатках, дает основание считать их производными инфильтративных разрастаний в различных участках печеночной ткани. Эти две возможные причины обнаружения повышенного числа лимфоидных элементов в мазках из печени подтверждаются и гистологическим исследованием.
В мазках-отпечатках из других пораженных органов (сердце, почки, органы пищеварения) обнаруживают скопления лимфоидных клеток, число которых зависит от степени вовлечения органа в патологический процесс. Инфильтративные разрастания бывают в виде отдельных скоплений клеточных элементов или в виде сплошных пластов из тих клеток. Очаговые инфильтрации наблюдаются чаще, чем диффузные.
Таким образом, с помощью цитоморфологических и гистологических исследовании пораженных внутренних органов устанавливают инфильтративные разрастания из лимфоидных клеток. Поэтому мазки-отпечатки из пораженных органов можно применять как экспресс-метод для установления характера клеточной инфильтрации с целью дифференциальной диагностики.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:

Новости

Информационный некоммерческий ресурс handcent.ru © 2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна

Яндекс.Метрика