Сценарий


Сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах.

Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей с ремарками. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

Сценарист — человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссёр выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при её экранизации. Эта работа обычно отдаётся сценаристу, а автор произведения, при возможности является соавтором сценария или консультантом.

Элементы сценария

Существует четыре главных элемента сценария:

  • описательная часть (ремарка или сценарная проза),
  • диалог
  • закадровый голос
  • титры

Сценарий в кинематографе

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценаристов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая своё произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

Виды сценария в кино:

  • Киносценарий
  • Режиссёрский сценарий
  • Экспликация (как снимать)
  • Режиссёрская экспликация.

Стандарты и условия

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом, равняются примерно 2600 метров плёнки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров плёнки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссёр, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, чётко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведётся по объектам съёмки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съёмки, декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Выразительные средства

Повествуя свою историю, режиссёр создаёт новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности[стиль]. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Деталь как выразительное средство

Сюжет можно сравнить с мёртвым деревом, имеющим ствол и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с зелёными листочками, то есть даёт дереву жизнь. Детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Чёткую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлечённых в сюжетное развитие общей идеи.

Существует пять основных аспектов детали:

  • Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
  • Деталь — предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж. Ренуара).
  • Деталь — часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
  • Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А. Ла Мориса).
  • Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Федерико Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

  • Похожие новости:

    Кампанелья, Хуан Хосе

    Кампанелья, Хуан Хосе
    Хуáн Хосé Кампанéлья (исп. Juan José Campanella; род. 19 июля 1959 года в Буэнос-Айресе, Аргентина) — аргентинский режиссёр кино и телевидения, продюсер, сценарист. Его фильм 2009 года «Тайна в его

    Арндт, Майкл

    Арндт, Майкл
    Майкл Арндт (англ. Michael Arndt) — американский сценарист. Наиболее известен как автор сценариев к фильмам: «Маленькая мисс Счастье» (2006), «История игрушек: Большой побег» (2010) и «Звёздные

    Берланти, Грег

    Берланти, Грег
    Грег Берланти (англ. Greg Berlanti; род. 24 мая 1972, Рай, Нью-Йорк, США) — американский сценарист, продюсер и режиссёр кино и телевидения. Известен по работе над телесериалами «Бухта Доусона»,

    Динеларис, Александр (младший)

    Динеларис, Александр (младший)
    Александр Динеларис-мл. (англ. Alexander Dinelaris Jr.; 20 марта 1968, Нью-Йорк) — американский сценарист и продюсер, который выиграл премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий за фильм 2014 года
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные статьи
    Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
    Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
    В мире садового дизайна существует множество материалов для создания уникальных и стильных террас....
    Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
    Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
    3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
    Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
    Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
    Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
    Все новости