Внутренние коммуникации


Внутренние коммуникации (англ. Internal Communications) — поддерживающая бизнес-функция в компаниях, призванная решить стратегические задачи построения эффективной системы взаимодействия между подразделениями и сотрудниками. Это также один из инструментов достижения стратегических целей компании через организованный процесс обмена между всеми сотрудниками внутрикорпоративной информацией.

В число главных фокусов функции входит:

  • своевременное и полное информирование сотрудников
  • создание и поддержка устойчивой корпоративной культуры
  • внедрение и поддержка ценностей компании
  • развитие горизонтальных связей между сотрудниками
  • поддержка культуры изменений
  • развитие бренда работодателя
  • увеличение показателя вовлеченности персонала
  • выявление и нейтрализация внутренних факторов негативного воздействия на развитие бизнеса
  • проведение мероприятий в рамках режима кризисных коммуникаций
  • получение обратной связи от сотрудников

Основная миссия функции

Основные усилия мероприятий и проектов внутренних коммуникаций нацелены на создание эффективной модели взаимодействия между сотрудниками и отладку каналов обратной связи, работающих в обе стороны (руководство — сотрудники, сотрудники — руководство).

Главной целью является формирование и поддержание положительного внутрикорпоративного имиджа компании и повышение лояльности сотрудников (оптимальным является показатель >70 %), а также разъяснение стратегии компании, которая должна быть трансформирована в действие. Ценностное предложение работодателя (Employment Value Proposition) должно удовлетворять большинство специалистов и способствовать развитию бренда работодателя по каналам рекомендаций.

Внутренние коммуникации в структуре компании

В небольших компаниях обязанность поддержки внутренних коммуникаций обычно возлагается на специалистов смежного профиля, отвечающих за информирование или связанных с кадровой работой. В крупных корпорациях специалисты внутренних коммуникаций формируют отдельное подразделение с закреплением за одной из ключевых функций бизнеса (кадровая функция, маркетинговая, связи с общественностью). Современным тенденциям соответствует также формат прямого подчинения функции топ-менеджменту компании и внеблоковый статус внутри компании.

Зачастую подразделения внутренних коммуникаций также берут на себя вопросы развития программ социальной ответственности, проработки стратегии корпоративной культуры, работы с брендом работодателя, построения систем адаптации и нематериальной мотивации, работы с вовлеченностью персонала, поддержки связей с общественностью (внешних).

Типовая карьерная лестница в сфере внутренних коммуникаций предусматривает рост от специалиста функции до руководителя проектов или начальника подразделения. Классическими наименованиями должностей функции (в порядке возрастания) являются:

  • Специалист (по корпоративной культуре и) внутренним коммуникациям
  • Ведущий специалист (по корпоративной культуре и) внутренним коммуникациям
  • Главный специалист (по корпоративной культуре и) внутренним коммуникациям / Руководитель направления внутренних коммуникаций
  • Менеджер специальных проектов / Руководитель подразделения

Штатная структура больших компаний также предусматривает дополнительную профессиональную специализацию:

  • Специалист-копирайтер
  • Специалист по цифровым и печатным каналам коммуникаций
  • Специалист по организации мероприятий
  • Специалист по контент-менеджементу
  • Специалист по социальным сетям
  • Специалист по работе с сообществами и спецпроектам
  • Специалист по партнерским мероприятиям и программам
  • Специалист по программам корпоративной социальной ответственности

Связь с другими предметными областями и технологиями

Внутренние коммуникации часто называют «внутренним PR», делая отсылку к сфере Связей с общественностью. Также стоит принимать во внимание, что события корпоративной жизни могут ретранслироваться «наружу» — этот факт стал причиной появления профессионального тезиса о том, что никакие коммуникации не могут носить характера внутренних.

Внутренние коммуникации активно используют арсенал достижений как пиарщиков, так и маркетологов. Активности на основе вирусного маркетинга, масштабные рекламные акции при запуске продукта, совместные мероприятия с бизнес-партнерами давно и прочно стали частью коммуникационной стратегии функции для сотрудников, которые становятся внутренними клиентами компании. Руководство компании часто пользуется возможностью укрепления личного бренда с помощью активного включения во внутренние коммуникации.

Роль функции и отношение бизнеса к внутренним коммуникациям

По разным оценкам специалистов временные затраты на коммуникации могут составлять от 50 % до 90 % рабочего времени. Значительно повысить эффективность этих затрат функция внутренних коммуникаций может при соблюдении ряда условий:

  • Руководство компании понимает важность функции
  • Руководство компании вовлекается в мероприятия и проекты функции
  • Декларируемые в компании принципы и ценности не расходятся с реальными
  • У специалистов есть возможность получить необходимый инструментарий или создавать свой

Бум внутренних коммуникаций, начавшийся в 2000-х можно связать не столько с ростом их роли в бизнесе, сколько с осознанием того, что эта доля изначально большая и требует пристального внимания. Изменению отношения в бизнесе к внутренним коммуникациям способствовали новые исследования, выявившие стратегическое значение всех аспектов работы с персоналом в области коммуникаций.

Основными тенденциями современности остаются:

  • Рост роли команд в бизнесе и падение роли индивидуумов
  • Cмена вектора запроса работников от материального к нематериальному, принятие работы как полноценной части жизни
  • Положительное влияние вовлеченности персонала на ключевые показатели бизнеса

Основные инструменты внутренних коммуникаций

Функция внутренних коммуникаций в крупных компаниях работает на основе годового плана коммуникаций и коммуникационной стратегии, в малых компаниях может ситуативно реагировать на изменения и вызовы. Набор инструментов определяется отраслевой и региональной спецификой бизнеса.

Например, классическими инструментами информирования для специалистов сферы промышленности являются:

  • корпоративное печатное издание (газета, журнал)
  • информационный киоск
  • корпоративное радио
  • встречи с рабочими коллективами
  • информационные стенды
  • профессиональные праздники

К основным инструментам коммуникаций в современных компаниях также можно отнести:

  • корпоративный интранет-портал
  • корпоративные рассылки
  • корпоративные мобильные приложения-навигаторы
  • корпоративные социальные сети
  • чат-боты для мессенджеров
  • корпоративные мероприятия (квесты, пикники)
  • программы поддержки массового спорта
  • читательские клубы (буккроссинг)
  • корпоративное ТВ (видеопанели)

Внутренние коммуникации и информационное общество

Переход к цифровой экономике обозначил ключевые изменения в сфере внутренних коммуникаций, которые выражаются в растущем приоритете использования цифровых каналов информирования. Новые инструменты позволяют не только выстроить систему быстрой доставки контента, но и правильно организовать работу с разными поколениями людей (Y, Z), эффективно использовать данные статистики, а также привлекать к наполнению общего информационного пространства самих сотрудников.

Диджитализация внутренних коммуникаций ставит своей целью упрощение получения любой информации, обеспечение возможности формирования кросс-функциональных команд, качественное изменение роли сотрудника в компании (из потребителя в производителя контента). Важной тенденцией развития политик внутренних коммуникаций является коррекция базовых подходов с учетом постоянного роста информационной нагрузки на персонал — компании стремятся сегментировать контент и снижать количество незначительных инфоповодов.

Кризисные коммуникации

В период активных преобразований внутри компании, функция внутренних коммуникаций часто прибегает к инструментарию кризисных коммуникаций, ориентированных на минимизацию негативного воздействия кризиса на корпоративную культуру. Важной особенностью кризисных коммуникаций является резко возрастающий запрос на информирование. Ключевыми событиями, ведущими к переходу в новый режим, могут стать:

  • Слияние или поглощение компании
  • Смена ключевых руководителей (в результате смерти, административных решений, уголовного преследования)
  • Уход из компании основателей, евангелистов или инвесторов
  • Кардинальная переориентация бизнеса
  • Сокращение персонала, оптимизация филиальной структуры
  • Чрезвычайное происшествие, повлекшее гибель людей
  • Приостановка деятельности компании (например, по решению надзорных органов)

В период кризисных коммуникаций функция задействует все возможные каналы взаимодействия с сотрудниками и старается предупредить возможное распространение недостоверных фактов через слухи. Классическими инструментами кризисных коммуникаций являются:

  • Еженедельные (ежедневные) информационные бюллетени
  • Открытые письма руководства к коллективу
  • Организация приемных дней и часов для обсуждения текущей ситуации
  • Проведение прямого диалога с руководством (town halls) и каскадного информирования
  • Разъясняющая агитация (плакаты в местах общего пользования, информационные буклеты)
  • Трансляция видеороликов по корпоративной ТВ-сети

Основные критерии оценки эффективности системы внутренних коммуникаций

Основными критериями оценки являются

  • метрики использования цифровых каналов коммуникаций
  • уровень информированности сотрудников (по результатам исследования)
  • сокращение типовых запросов на горячую линию (через формирование базы знаний и оптимизацию информирования)
  • упрощение формирования проектных групп и команд, рост эффективности внутренних проектов компании
  • повышение уровня лояльности и вовлеченности

Ложными критериями эффективности работы коммуникаций являются

  • количество каналов коммуникаций
  • количество сформированных инфоповодов (количество рассылок)
  • уровень эффективности работы по мнению руководства (без учета исследований персонала)

Внутренние коммуникации в России

История развития внутренних коммуникаций в российском бизнесе не имеет отправной даты, но позволяет выделить несколько важных этапов развития. Большое значение внутренние коммуникации получили при установлении советской власти. Аналогом современных специалистов по корпоративной культуре и коммуникациям стали комсорги предприятий, за которыми в качестве основных должностных обязанностей были закреплены функции информирования, работы с лидерами, поддержки производственных традиций, организации корпоративных мероприятий и тп. Многие инструменты отечественных внутренних коммуникаций появились именно в период советской власти (отраслевые праздники, стенгазеты, доски почета).

Ещё большее развитие, в виду отсутствия большой нагрузки по политической работе, получила функция в студенческих строительных отрядах. В каждом линейном отряде был предусмотрен выделенный специалист (Комиссар), отвечающий за проведение культурно-массовых мероприятий, организацию взаимодействия с другими отрядами, соблюдение традиций и кодекса правил участника движения студенческих отрядов. В отличие от комсорга, комиссар часто проходил специальную краткосрочную школу комиссаров или посвящался в профессию непосредственно с помощью других специалистов — упор в данном случае делался на преемственность традиций и инструменты сохранения внутренней культуры.

С переходом в эпоху рыночной экономики кардинально изменился и характер функции в нарождающихся российских компаниях и филиалах международных корпораций. Начало 90-х можно охарактеризовать как период незрелости профессиональной отрасли, сменившийся по мере преодоления кризиса, бумом внутренних коммуникаций.

Современные подходы к работе в сфере внутренних коммуникациям у отечественных компаний формируются на основе применения лучших международных практик и сохранения устойчивых элементов корпоративной культуры советского периода.

Внутренние коммуникации в массовой культуре

  • Дискуссия о роли плановой работы в направлении внутренних коммуникаций продемонстрирована в эпизоде фильма «Неподдающиеся» 1959 года. По сюжету, к проблеме непринятия культуры предприятия двумя сотрудниками подключается комсорг. Административным методам противопоставляются инструменты внутренних коммуникаций.
  • Большое внимание инструментам внутренних коммуникаций уделено в сериале «Офис» 2005 года, где по сценарию, функцию внутренних коммуникаций делят между собой руководитель подразделения и глава кадрового отдела. В нескольких сериях создатели обращаются к темам создания канала обратной связи, политики корпоративных рассылок, кодекса этики компании, планирования внутрикорпоративных мероприятий, создания системы признания.

Похожие новости:

Виртуальный коллектив

Виртуальный коллектив
Виртуальный коллектив (англ. Virtual team) — это географически-распределенная группа сотрудников, работающих над одним проектом или в одной компании. Появление виртуальных коллективов стало возможным

LANDesk Service Desk

LANDesk Service Desk
LANDesk Service Desk (ранее Touchpaper IT Business Management Suite) — коммерческий программный комплекс с закрытым кодом, предназначенный для автоматизации работы службы технической поддержки в

Факторы успеха малого бизнеса

Факторы успеха малого бизнеса
Приобрести готовый бизнес и работать над его развитием несложно. А вот добиться успеха, начиная с нуля, очень непросто. Но, конечно же, возможно. И некоторые простые советы, описанные ниже, вам в

В Чувашии продолжается реализация программ создания и развития КФХ

В Чувашии продолжается реализация программ создания и развития КФХ
Дополнительным стимулом для развития малого предпринимательства на селе явилась государственная поддержка в виде предоставления грантов на создание и развитие КФХ...
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
В мире садового дизайна существует множество материалов для создания уникальных и стильных террас....
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Все новости