10.11.2020

Дрейфусовская модель приобретения навыков


Дрейфусовская модель приобретения навыков — это модель получения студентами навыков и умений с помощью формального обучения и практики. Братья Стюарт и Губерт Дрейфус предложили эту модель в 1980, работая во влиятельном центре Исследования Операций Университета Калифорнии (Беркли), для офиса научных исследований ВВС США. Модель предполагает, что человек проходит через пять различных этапов: новичок, продвинутый начинающий, компетентный, опытный, эксперт, мастер.

Уровни

Новичок (Novice). Новички очень переживают за свою успеваемость. Их опыта недостаточно, чтобы двигаться в правильном направлении и они не знают, будут ли их поступки правильными. Новички обычно не хотят учиться, зато хотят достичь мгновенного результата. Они не знают, как реагировать на ошибки и поэтому легко сбиваются с толку, когда что-то идет не так. Зато они могут быть достаточно эффективными, когда им предоставлен набор контекстно независимых правил в форме «в случае ХХХ, делай УУУ». Другими словами им необходим рецепт или алгоритм.

Продвинутый начинающий (Advanced beginner). Продвинутые начинающие начинают уже понемногу отступать от фиксированных правил. Они могут попробовать какие-то задачи самостоятельно, но у них все еще есть трудности с устранением проблем, которые возникают. Начинающие могут воспользоваться советами в правильном контексте, учитывая свой опыт подобных ситуаций, но чуть-чуть. И хотя они уже начинают формулировать какие-то общие принципы, они все еще не видят «всей картины». Если попытаться предоставить им более широкий контекст — они отмахнутся от него, как от неуместного.

Компетентный (Competent). Компетентные строят правильные модели проблемной области и эффективно ею пользуются. Способны устранять проблемы, с которыми раньше не сталкивались. О людях на этом уровне часто говорят, что они «имеют инициативу». Они могут учить новичков. Правда, им ещё не хватает опыта, чтобы удачно расставить приоритеты при решении задач. Собственно говоря, именно с этого уровня человека можно уже назвать инженером — компетентные решают задачи, а не работают по алгоритму.

Опытный (Proficient). Опытным необходима «полная картина» проблемной области, ведь они хотят понимать весь концепт. Они делают значительный прорыв в рамках модели братьев Дрейфус, ведь постоянно оценивают выполненную работу и пересматривают свои подходы, чтобы в следующий раз быть еще более эффективными. Они также могут учиться, используя чужой опыт. И самое главное — они всегда принимают во внимание контекст задачи. Если вернуться к программированию, то прекрасный пример иллюстрации — это использование паттернов проектирования. Только опытные используют их исключительно там где надо, а не бездумно и повсеместно.

Эксперт (Expert). Эксперты — основной источник знаний и информации в любой сфере. Они непрестанно ищут всё лучшие и лучшие методы работы. Они всегда применяют весь свой огромный багаж знаний в правильном контексте. Они пишут книги, статьи и проводят семинары. Эксперты руководствуются интуицией. Доктор Хаус с одного взгляда на пациента (или вообще его медицинскую карту) мог поставить диагноз — типичный пример эксперта. Эксперты работают с помощью бессознательного «сравнения с образцом» («pattern matching») по базе своего опыта. Вот только проблема в том, что функция «сравнение с образцом» асинхронная и находится в части мозга, которая не подконтрольна сознанию.

Мастер (Master). Мастер в чём-то на самом деле просто «Эксперт в ударе». Если вы когда-нибудь встречали Мастера, вы запомнили его — по имени — они редкость, и вам было бы очень полезно проводить с ними как можно больше времени. Эксперт в баскетболе может обладать блестящим исполнительским мастерством и без раздумий раз за разом попадать в кольцо. Но Майкл Джордан сделает это с таким стилем, изяществом, легкостью и пренебрежением к законам физики, что вы будете вынуждены бросить все и смотреть на него, когда он «в своей стихии». Мастер «способен переживать моменты полного погружения в работу, во время которых его производительность превосходит даже обычный высокий уровень».


Похожие новости:

Модель Грейнера

Модель Грейнера
Модель Грейнера — классическая модель жизненных циклов и развития организации, разработанная в 70-х годах прошлого века профессором Гарвардской школы бизнеса Ларри Грейнером. Согласно этой теории в

Генеративно-состязательная сеть

Генеративно-состязательная сеть
Генеративно-состязательная сеть (англ. Generative adversarial network, сокращённо GAN) — алгоритм машинного обучения без учителя, построенный на комбинации из двух нейронных сетей, одна из которых

Модель концентрических зон города

Модель концентрических зон города
Модель концентрических зон города (модель Бёрджесса) — модель, объясняющая структуру социальных групп в городе, создана социологом Эрнестом Бёрджесом в 1925 году с выходом его книги «Рост города:

Как выбрать ватрушку для катания?

Как выбрать ватрушку для катания?
Зимой не стоит забывать об играх на свежем воздухе. Это не только весело, но и полезно. И, если нет навыков кататься на лыжах или коньках, это не страшно. Достаточно купить "ватрушку" и отправиться
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Пластиковые жалюзи - универсальный и доступный вариант солнцезащитной системы
Пластиковые жалюзи - универсальный и доступный вариант солнцезащитной системы
Самым популярным видом жалюзи считается пластиковый вариант. Этот материал неприхотлив в уходе,...
5 главных преимуществ композитного настила
5 главных преимуществ композитного настила
Композитный настил считается одним из самых популярных типов покрытия для садовых дорожек, летних...
Ассортимент продукции производственной компании «Ревентер»
Ассортимент продукции производственной компании «Ревентер»
Производственная компания «Ревентер» имеет в наличии большой ассортимент продукции, среди которой...
Все новости