Оплата проезда в Московском метрополитене


Оплата проезда в Московском метрополитене, на Московском центральном кольце (МЦК) и Московском монорельсе осуществляется с помощью бесконтактной технологии NFC. Пропуск на станции контролируется автоматическими турникетами, считывающих информацию об оплаченных поездках с бесконтактных билетов и транспортных карт. Помимо распространённой карты «Тройка», в роли транспортной карты может выступать Карта москвича, мобильный телефон с сервисом «Мобильный билет», банковские карты с приложениями «Тройка» и ЭкспрессКард. На всех станциях существуют специально отмеченные турникеты, позволяющие оплачивать поездки непосредственно с банковских карт любого банка, поддерживающих беспроводную оплату MasterCard Contactless, Visa payWave, UnionPay, Мир, а также с помощью мобильных телефонов, использующих системы платежей Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay.

На протяжении истории также использовались бумажные билеты, проверявшиеся контролёрами, турникеты с приёмом монет, турникеты с приёмом жетонов и карт с магнитной полосой.

Кассы, позволяющие приобрести билеты и транспортные карты, находятся на всех станциях метрополитена, МЦК и монорельса; оплата производится наличными или при помощи банковских карт. Кроме того, на станциях установлены аппараты, продающие билеты по картам с бесконтактной технологией.

Стоимость поездки не зависит от длины маршрута и количества пересадок в метрополитене. Также в стоимость одной поездки включены пересадки между метро, МЦК и монорельсом, если между началом поездки и пересадкой проходит не более 90 минут. С 1 февраля 2020 года стоимость одной поездки составляет: 57 рублей по билету на одну поездку, 40 рублей при оплате по электронному кошельку «Тройка» и по приложению к банковской карте, 62 рубля по билету «90 минут» (только по карте «Тройка»), 44 рубля при оплате с помощью MasterCard Contactless, Visa payWave, Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay.

Средства оплаты

Билеты Единый билет на ограниченное число поездок со стилизованным поездом 81-765 «Москва» Единый билет на ограниченное число поездок, выпущенный в честь 870-летия Москвы Карта «Тройка» со стилизованными изображениями Московских высоток

Билеты и транспортные карты реализованы в виде бумажных и пластиковых бесконтактных смарт-карт, использующих технологию «Mifare Standard», «Mifare Ultralight» и «Mifare Plus».

Бумажные билеты

Бумажные билеты — единые, и на календарный месяц — продаются в кассах и автоматах и Мосгортранса.

  • Единый билет имеет фиксированный лимит на число поездок (1, 2 и 60), лимит поездки можно использовать для проезда на любом виде общественного транспорта.
  • Билет на календарный месяц позволяет совершить в течение месяца не более 70 поездок на метро, МЦК и монорельсе и неограниченное количество поездок на наземном общественном транспорте.

Пополнение или продление билета после исчерпания лимита поездок или срока действия невозможно.

Карты «Тройка»

Транспортная карта «Тройка» представляет собой бесконтактную пластиковую смарт-карту. Для оплаты проезда используется либо заранее внесённая денежная сумма — функция «Кошелёк», либо записываемый на карту билет.

«Кошелёк» позволяет совершать поездки в рамках заранее внесённой суммы. При оплате поездки используется тариф на одну поездку, за исключением случаев, когда один проход на метро (либо МЦК, либо монорельс) и неограниченное количество поездок на наземном транспорте уложились в 90 минут — тогда используется тариф «90 минут».

Также возможно записать на карту «Тройка» билеты Единый, «90 минут», билет на календарный месяц с теми же тарифами и с такими же возможностями, как и соответствующие бумажные билеты.

Билеты с ограничением на количество суток (1, 3, 7 суток, 30, 90, 365 дней) не продаются в бумажном виде, но доступны для записи на «Тройку». Они позволяют совершить неограниченное количество поездок на метро, МЦК, монорельсе и наземном общественном транспорте Москвы (кроме Троицкого административного округа) в течение соответствующего временного отрезка.

Карты распространяются в кассах метро, МЦК и монорельса и некоторых кассах Мосгортранса. Для приобретения карты необходимо внести залоговую стоимость (по состоянию на 2019 год — 50 рублей), которая возвращается при возврате карты в кассу. Таким же образом распространяются брелоки и кольца «Тройка», функционально соответствующие карте, но не имеющие возвращаемой залоговой стоимости.

Банковские карты

Существует несколько способов использования банковских карт для прохода на станции метрополитена, МЦК и монорельса. Выпускаемые некоторыми московскими банками специально для использования на транспорте банковские карты с приложениями «Экспресс Кард» и «Тройка» позволяют оплачивать проход прикосновением карты на любом турникете системы. Карты MasterCard Contactless и Visa payWave выпускаются множеством банков по всему миру, с их помощью можно оплачивать проход только на специально отмеченных турникетах, доступных на всех станциях метрополитена.

Банковская карта с приложением «Экспресс Кард»

Банковские карты с приложением «Экспресс Кард» позволяют оплачивать поездки непосредственно со счёта банковской карты по тарифу одной поездки «Кошелька» «Тройки», при этом другие тарифы и функциональность «Тройки» не поддерживаются. По состоянию на апрель 2017 года в программе участвуют 13 российских банков.

Банковская карта с приложением «Тройка»

Банковские карты с приложением «Тройка» полностью поддерживают функциональные возможности транспортной карты «Тройка» и позволяют приобретать записываемые на карту билеты и пополнять «Кошелёк» «Тройки», используя основной счёт карты. Такие карты выпускают Сбербанк, банк Русский Стандарт, Газпромбанк, банк ВТБ и Россельхозбанк.

Беспроводная оплата

Банковские карты MasterCard Contactless, Visa payWave, UnionPay и Мир, поддерживающие технологии беспроводной оплаты, могут быть использованы для оплаты прохода на специально оборудованных для этого турникетах. Один или два таких обозначенных наклейками турникета находятся в каждом вестибюле станций метро и МЦК. Эквайринг обеспечивает банк ВТБ. Проезд оплачивается по специальному тарифу (в 2019 году — 44 рубля), сумма списывается непосредственно со счёта карты.

Мобильные телефоны

«Мобильный билет»

Для оплаты прохода на всех турникетах могут использоваться телефоны, поддерживающие NFC, в которых установлена специальная SIM-карта, поддерживающая сервис «Мобильный билет». Такие SIM-карты выпускают операторы «МТС», «Мегафон» и «Билайн». Оплата проезда производится по тарифу «Кошёлек» «Тройки», баланс счёта «Кошелёк» поддерживается в диапазоне 90-150 рублей путём автоматического списания средств со счёта мобильного телефона.

Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay

Турникеты, оборудованные для поддержки бесконтактной оплаты, могут использоваться и для оплаты с помощью смартфонов и смарт-часов, поддерживающих системы мобильных платежей Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Используются те же тарифы, что и при оплате бесконтактной банковской картой, средства, как правило, списываются с привязанной к системе платежей банковской карты.

Биометрические данные для оплаты проезда

В апреле 2019 года метрополитен Москвы сообщил о совместном с крупными компаниями тестировании системы распознавания лиц для оплаты проезда. По сообщению пресс-службы, оборудование, устанавливаемое рядом крупных компаний за свой счет, будет способно распознавать лица граждан, которые дали своему банку согласие на обработку биометрических данных при проведении платежей.

По данным Максима Ликсутова, в ходе ограниченного пилотного проекта распознавание лиц для оплаты проезда срабатывает медленнее, чем оплата по "Тройке" или банковской картой, но внедрение при участии ВТБ и Сбербанка ожидается до конца 2020 года. Система основана на биометрическом распознавателе LUNA Platform от фирмы VisionLabs (с применением зашифровывания биометрических дескрипторов) и требует регистрации через специальное мобильное приложение. По заявлению сотрудника ВТБ, оплата будет интегрирована с банковской Единой биометрической системой Ростелекома (65 тысяч пользователей на ноябрь 2019 года), а технология в перспективе позволит пассажиру преодолевать турникет буквально за одну миллисекунду.

Система распознавания лиц в целях оплаты проезда не связана с так называемым «пилотом» по установке камер безопасности с функцией распознавания лиц.

Оплата багажа

По правилам, для оплаты багажа используется бумажный багажный билет, позволяющий провезти одно место багажа, выходящего за лимиты бесплатного провоза. При оплате провоза багажа проезд пассажира должен оплачиваться отдельно. В метрополитене и на монорельсе оплате подлежит каждое место багажа, «сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см» а также «длинномерные предметы, длина которых от 151 см до 220 см». На МЦК оплате подлежит ручная кладь «весом более 50 кг и(или) размер которой по сумме трех измерений превышает 180 см». Однако при этом фактически наличие багажного билета при проходе через багажный турникет не проверяется или проверяется редко.

Тарифы

  • ↑ Стоимость билета, для карты «Тройка» — не включая залоговую стоимость 50 рублей
  • В конце ноября 2019 года, в связи с вводом Московских центральных диаметров, частично проходящих в Московской области, появились безлимитные единые билеты на 30 и 90 дней, а также год с возможностью проезда в пригородной зоне МЦД. Данные билеты стоят немного дороже, чем обычные безлимитные единые, действие которых заканчивается в центральной зоне МЦД.

    Продажа билетов

    Кассы, позволяющие приобрести билеты и транспортные карты, находятся на всех станциях метрополитена, МЦК и монорельса; оплата производится наличными или при помощи банковских карт. Рядом с кассами на станциях метрополитена установлены терминалы для покупки билетов и записи поездок на транспортные карты. Наиболее ранние терминалы представляют собой автоматы с несколькими кнопками и маленьким монохромным дисплеем, более современные терминалы компьютеризированы и отличаются большим размером и наличием цветного сенсорного экрана. Самые современные терминалы окрашены в красный цвет в брендированном стиле московского транспорта, а более ранние 1 в голубой цвет.

    Для проверки срока действия и количества поездок на билетах на стенах возле касс размещены терминалы проверки билетов фирмы «AES Prodata» (ныне — «ERG»), оборудованные красными матричными светодиодными индикаторами (аналогичные приборы используются в качестве валидаторов в московском наземном общественном транспорте) либо отечественные терминалы фирмы «Штрих», оборудованные цветными ЖК-мониторами широкого применения. Эти терминалы окрашены в жёлтый цвет.

    • Старый автомат по покупке билетов, использовавшийся в начале 2000-х годов

    • Современный терминал по покупке билетов на станции метро «Борисово»

    • Терминал проверки состояния билетов (слева на стене) и новые терминалы по покупке билетов на станции метро «Минская»

    Контроль оплаты

    Турникеты

    В московском метро используются турникеты АКП-73 (производился Опытно-электромеханическим заводом Московского метрополитена, «ОЭМЗ», в настоящее время используется только в виде заградительных турникетов на выход), АКП-73М, УТ-2000, УТ-2005 и УТ-2009 производства ЗАО «Электронные системы» («ЭЛСИ»), Санкт-Петербург.

    Турникеты модели АКП-73 и АКП-73М по умолчанию открыты, но при попытке неоплаченного прохода захлопывают створки и играют мелодию «Полонеза Огинского» — «Прощание с Родиной» (инф.), при этом на тыльной стороне турникета начинают мигать светодиоды. На внутренних сторонах расположены фотодатчики, в основе работы которых лежит фотоэффект. Последние турникеты данного типа официально сняли из эксплуатации в 2018 году с заменой таковых на УТ-2009, самые последние оставались только на Багратионовской.

    Турникеты моделей УТ, устанавливаемые в метро с 2002 года, имеют закрытые по умолчанию поворотные распашные створки, открывающиеся на вход при поднесении действительного билета, а на выход при пересечении пассажиром линии фотоэлементов на краю турникета.

    На турникетах установлены матричные вакуумно-люминесцентные индикаторы большей разрешающей способности, отображающие, помимо количества оставшихся поездок, срок действия билета. При этом текущее состояние турникета (проход разрешён или нет) отображается отдельными сплошными светодиодными индикаторами прямоугольной формы.

    В прошлом, до перехода на оплату проезда картами, для отображения состояния турникета использовались лампы накаливания, прикрытые красными и зелёными светофильтрами. Первоначально валидаторы для карт устанавливали поверх турникетов и оригинальные передние панели с индикаторами на основе ламп накаливания оставались на своих местах, затем валидаторы стали ставить вместо них.

    На входных турникетах с противоположной от входа стороны установлены световые индикаторы, загорающиеся или мигающие при использовании пассажиром для прохода льготных билетов. Это позволяет контролёрам выявлять случаи неправомерного использования льготных билетов (например социальных карт школьника, студента или москвича) лицами, визуально не подходящими под льготную категорию граждан.

    В 2019 году на станции «Октябрьское поле» были установлены турникеты с системой распознавания лиц.

    • Старые турникеты Московского метро АКП-73М с частично закрывшимися створками и перепрыгивающий через них «заяц»

    • Турникеты УТ-2005 с поворотными створками (станция метро «Бульвар Дмитрия Донского»)

    • Турникеты УТ-2009 — наиболее современная модель, оснащённая высокими створками для защиты от «зайцев» (станция метро «Шипиловская»)

    Контролирующие лица

    На каждой турникетной линии на вход расположена кабина контролёра автоматических пропускных пунктов, наблюдающего за проходом пассажиров через турникеты и при необходимости пропускающего детей и пассажиров, испытывающих затруднения при проходе через турникеты.

    На станциях метрополитена и монорельса для пресечения неоплаченного прохода и контроля правомерности использования льготных билетов при проходе через турникеты за турникетной линией дежурят инспекторы ГКУ «Организатор перевозок», наделённые наряду с сотрудниками полиции правом наложения штрафа и изъятия неправомерно используемых льготных билетов. Штраф за безбилетный проход через пропускной пункт на станции метрополитена и монорельса составляет 1000 рублей, за проход по чужой социальной карте — 2500 рублей и изъятие карты.

    • Контролёр автоматических пропускных пунктов (в синем жилете) и инспектор-стажёр ГКУ «Организатор перевозок». На переднем плане — выходные турникеты старого образца

    • Сотрудники полиции у линии турникетов

    История

    1935—2008

    Бумажные билеты (1940—1941)

    С открытия метро в 1935 году пассажирам продавались бумажные билеты, которые при входе на станции проверяли и компостировали вручную контролёры. В том же году начались эксперименты с использованием турникетов, пропускавших пассажиров по жетонам. Массовое внедрение жетонных турникетов началось в конце 1950-х годов. С 1 января 1961 года по 1 апреля 1991 года турникеты принимали пятикопеечные монеты, проездной на месяц ТАТ+Метро, стоил 6 рублей, а обычный проездной на метро 3 рубля. Со 2 апреля 1991 года по 31 марта 1992 года часть турникетов принимает 15-копеечные монеты, а в часть — необходимо бросать по три пятикопеечные монеты подряд. Правда, цена проездного на метро поднялась только до шести рублей. С 1 марта 1992 года турникеты принимают металлические, а с 15 ноября того же года — пластиковые жетоны. С сентября 1997 года используются бумажные билеты с магнитной полосой, а с 1999 года — бесконтактные транспортные карты. Хождение жетонов окончательно прекращено 16 февраля 1999 года.

    Билеты на 1, 2 и 5 поездок до 1 января 2008 (на 10, 20 и 60 поездок до 20 января 2007 года) имели магнитную полосу, их необходимо было пропускать через механический валидатор турникета. На обратной стороне билета отпечатывалась вся необходимая информация — о сроке действия билета, количестве поездок, датах прохода через турникеты. С 16 января 2008 года такие билеты стали недействительными. Непроданные билеты переданы ММТС, где и использовались до 1 января 2013 года.

    Бумажный билет с магнитной полосой

    Бесконтактные билеты (2007—2013)

    На смену билетам с магнитной полосой пришли билеты на основе смарт-карт Mifare Ultralight. Такие билеты действуют по бесконтактному (RFID) принципу — достаточно поднести карту к мишени валидатора. При несрабатывании билета необходимо повторно поднести его к валидатору того же самого турникета. Проверка количества оставшихся поездок осуществляется при помощи специальных терминалов в вестибюлях станций. Для удобства пассажиров введён показ турникетами числа оставшихся поездок при проходе по бесконтактным билетам.

    Летом 2008 года открылись первые экспресс-кассы по продаже билетов на 1 и 2 поездки, основной целью создания которых была необходимость сократить очереди в основные кассы метрополитена на станциях. 6 августа 2008 года на официальном сайте московского метро было размещёно заявление о создании первых экспресс-касс на станциях «Кузьминки», «Планерная», «Щёлковская». В этом же заявлении говорилось, что в течение 2008 года такими кассами будут оборудованы 26 станций. Суть работы касс заключалась в том, что в них продавали уже запрограммированные билеты на 1 или 2 поездки в то время, как в основных кассах билеты программируют непосредственно перед продажей на необходимое число поездок. В то же время нигде не заявлялось, что второй целью, по всей видимости, была борьба со спекулянтами или продавцами поддельных билетов. Так в сентябре 2008 года билет на 2 поездки у перекупщиков стоил 50 рублей при его официальной цене 38 рублей. Стоимость поддельных билетов обычно не превышает официальную стоимость.

    С марта 2010 года в метрополитене активно устанавливаются автоматы по продаже билетов. С введением новых тарифов автоматы адаптируются к выдаче новых билетов, а также смогут оплачивать услуги по смарт-картам.

    Внедрение единой тарифной системы (2013)

    1 января 2013 года билеты для проезда на метро стали действовать и на монорельсе. Отдельные билеты для монорельса не продаются. При этом при переходе со станций метро на станции монорельса «ВДНХ» — «Выставочный центр» и «Тимирязевская» — «Тимирязевская» и обратно в течение 90 минут с момента первого прохода на станцию дополнительная поездка не списывается. Фактически поездка по линии монорельса оплачивается также как и поездка по любой линии метро, с возможностью бесплатной пересадки на другие линии системы. Данное изменение не касается держателей банковских карт с функцией безналичной оплаты проезда

    1 февраля 2013 билеты для проезда на метро и монорельсе с ограничением числа поездок заменены едиными билетами на все виды муниципального транспорта Москвы.

    2 апреля 2013 полностью обновлены тарифы, введён электронный кошелёк «Тройка» и билет «90 минут». Изменена стоимость билетов причём в разную сторону: билеты на 20 и 60 поездок подешевели, в то время как 1, 2, 5 поездок стали дороже, а к билетам на 10 поездок при удорожании добавлена 11-я поездка. Кроме того введён билет на 40 поездок. Реальная стоимость проезда по маршруту с использованием и наземного транспорта, и метро сократилась вплоть до 20 рублей за поездку при покупке билета на 60 поездок и 30 рублей при использовании билета «90 минут» на 60 поездок (при неограниченном количестве поездок в наземном транспорте). Введены единые безлимитные проездные на все виды транспорта. При этом их стоимость больше, чем у старых, но меньше, чем у проездных на метро и наземный транспорт, покупавшихся ранее по отдельности.

    1 июня 2013 года в рамках электронного кошелька появилась возможность использовать принцип «90 минут»

    С 1 июля 2013 года у водителей наземного транспорта остались билеты «ТАТ» на 4 и 40 поездок и «90 минут» на 1 и 2 поездки (билеты «ТАТ» на 40 поездок продаются водителями не всех парков/депо Мосгортранса)

    С августа 2013 года билеты «ТАТ», «Единые», «90 минут» и «Тройки» стали доступны на территории так называемой «Новой Москвы», а также Зеленоградского административного округа.

    С 7 сентября 2013 года расширились возможности карты «Тройка»: помимо обычных билетов, на карту теперь можно записывать билеты на пригородные электропоезда.

    20 сентября 2013 года — дальнейшее расширение возможностей «Тройки»: Появление возможности записи любого тарифа билетов «ТАТ», «Единый» и «90 минут», включая безлимитные, а также абонементов для электропоездов.

    1 января 2014 года — «Единые» билеты на 1 или 2 поездки заметно подорожали до 40 и 80 рублей соответственно, в рамках борьбы за уменьшение очередей и стимулирования покупки билетов на большое количество поездок сразу.

    1 января 2014 года — Появление возможности записи проезда в зоне Б по тарифу 26 рублей, а также записи билетов «Автобус»: изумрудных для проезда в зоне Б или переходной зоне, серых для проезда между зонами.

    С момента ввода бесконтактных билетов, власти Москвы активно стимулируют пассажиров покупать билеты на значимое число поездок единовременно, непропорционально повышая при этом стоимость билетов на одну разовую поездку. Так, согласно тарифам, введённым 1 февраля 2015 года, стоимость разовой поездки в метро или наземном транспорте составляет 50 рублей, в то время как, купив билет на 60 поездок, пассажир платит лишь 1400 рублей (23,33 рубля за поездку). В случае же с безлимитными проездными или билетами «90 минут» одна поездка может стоить ещё меньше (при условии большого количества поездок по городу). Так, в случае покупки билета «90 минут» на 60 поездок, одна поездка «90 минут» стоит 35 рублей, при использовании трех видов транспорта на каждую поездку (автобус + метро + автобус) стоимость одной поездки составляет уже всего лишь 11,66 рублей, а при использовании безлимитных проездных может быть и ещё меньше.

    Изменение стоимости поездки

    Возможность введения тарифных зон

    С первых лет работы Московского метрополитена стоимость проезда не зависела от длины маршрута, количества сделанных пересадок. Это положение актуально до сих пор. В 2000-е годы руководством метрополитена прорабатывался вопрос о введении тарифных зон по аналогии с пригородными электропоездами. По мнению Д. Гаева, введение тарифных зон возможно не ранее появления Третьего пересадочного контура, когда у пассажиров появится возможность выбора альтернативных маршрутов. После смены руководства метрополитена в 2011 году данный вопрос больше официально не обсуждался.

    В феврале 2019 года метрополитен разрабатывает возможность единой билетной системы считывать зональные тарифы электричек, однако пресс-служба метро пояснила, что не планируется вводить зональные тарифы на проезд в метрополитене, но ведётся разработка системы оплаты для всего общественного транспорта города. Идея с зональной оплатой проезда была реализована при оплате Московских центральных диаметров, частично интегрированных с метрополитеном: хотя в центральной зоне можно пользоваться кошельком тройки, записанными на ней билетами, банковскими картами по привычным тарифам, но в пригородной зоне нужна доплата либо заранее покупать более дорогой абонемент на 30, 90 дней или год.


    Похожие новости:

    Яндекс.Карты

    Яндекс.Карты
    Яндекс.Карты — поисково-информационная картографическая служба Яндекса. Открыта в 2004 году. Есть поиск по карте, информация о пробках, отслеживание городского транспорта, прокладка маршрутов и

    Cirrus (межбанковская сеть)

    Cirrus (межбанковская сеть)
    Cirrus — всемирная межбанковская сеть, основанная в 1986 году. В 1988 году банкоматная сеть Cirrus была приобретена и с тех пор управляется корпорацией MasterCard. Она объединяет кредитные, дебетовые

    Семикарточный стад

    Семикарточный стад
    Семикарточный стад (англ. Seven-card stud) — вариант покера. До того как распространился техасский холдем, он был самым популярным вариантом покера в США. История Семикарточный стад вошел в обиход

    Silicon Power

    Silicon Power
    Silicon Power Computer & Communications Incorporated (кратко — Silicon Power и SP, дословный перевод — Сила кремния, или Кремниевая сила, читается — Силикон Пауэр) — тайваньская компания,
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные статьи
    Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
    Почему террасная доска из ДПК – это идеальное решение для вашего сада
    В мире садового дизайна существует множество материалов для создания уникальных и стильных террас....
    Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
    Технология 3D печати и сканирования – что нужно знать
    3D печать и 3D сканирование – это две инновационные технологии, которые не только изменили облик...
    Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
    Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
    Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
    Все новости