Гневный (эсминец, 1913)


«Гневный» — эскадренный миноносец типа «Дерзкий», построенный по «малой судостроительной программе» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».

История службы

Служба в Российском Императорском флоте.

Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. Заложен на стапеле завода «Наваль» 20 сентября 1913 года, спущен на воду 18 октября 1913 года. В начале июня 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 11 октября 1914 года «Гневный» был принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота.

В первый боевой поход «Гневный» вышел 16 октября 1914 года с целью перехвата и уничтожения кораблей противника. До конца года корабль совершил ещё 7 боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких судов и выполнения минных постановок. 1915 год корабль встретил в море. За 1915 год «Гневный» совершил 23 боевых похода в составе 1-го дивизиона Минной бригады, в результате походов было уничтожено более 90 парусных и паровых судов. Эсминец имел боевые столкновения с турецкими лёгкими крейсерами «Мидилли» и «Гамадие». Во второй половине 1915 года в связи с вводом в строй в состав 2-го дивизиона Минной бригады эскадренных миноносцев типа «Счастливый» интенсивность эксплуатации корабля снизилась.

30 мая 1915 года при обстреле турецкого побережья у Зунгулдака (совместно с эсминцем «Дерзкий») «Гневный» получил 2 попадания 105-мм снарядами с крейсера «Бреслау», которые повредили паропроводы котельной установки. Под руководством исполняющего должность старшего судового механика миноносца «Гневный» Михаила Гофмана частично были исправлены повреждения трубопроводов и механизмов, что дало возможность миноносцу выйти из опасного положения. Однако, оставшиеся серьёзные повреждения котельной установки требовали дополнительных исправлений и до конца августа эсминец находился в ремонте в Севастополе. В сентябре-декабре «Гневный» совершил ещё 4 боевых похода.

В кампании следующего года «Гневный» участвовал в 15 боевых походах, обстреливая турецкое и румынское побережья, выполняя минные постановки, перевозя войска и охраняя переходы линейных кораблей и авиатранспортов. Всего за 1916 год корабль потопил 3 парохода и несколько парусных судов и барж. В сентябре 1916 года эсминец встал на ремонт, в котором находился до мая следующего года. В мае и июне 1917 года «Гневный» трижды выходил в море (на минные постановки и сопровождение линейного корабля «Свободная Россия». Больше на боевые операции «Гневный» не выходил.

Служба во время Гражданской войны

16 декабря 1917 года эсминец вошёл в состав советского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота советскому правительству 29 апреля «Гневный» вместе с частью кораблей предпринял попытку уйти из Севастополя в Новороссийск. При прохождении боновых ворот корабль был обстрелян немецкой артиллерией. В результате попадания артиллерийского снаряда ниже ватерлинии корабля образовалась течь; эсминец был вынужден круто повернуть и на полном ходу выбросился на берег Ушаковой балки. Покидая корабль, экипаж корабля открыл кингстоны и подорвал одну из турбин. Летом 1918 года эсминец был поднят и 5 июля 1918 года включён германским командованием в состав собственного флота под бортовым номером «R-03»; одновременно поставлен в ремонт. В декабре, после ухода германских войск из Севастополя, эсминец перешёл под контроль английского командования и в начале 1919 года был возвращён ими войскам ВСЮР. Был зачислен в состав Черноморского флота ВСЮР, но в строй введён не был .

В конце марта 1919 года «Гневный» совместно с Русской эскадрой эвакуировался из Крыма. После высадки эвакуируемых в Константинополе корабль в конце декабря был уведён на буксире в тунисский порт Бизерта, где 29 декабря был интернирован французской стороной. После признания 29 октября 1924 года Францией СССР на эсминце был спущен Андреевский флаг, а экипаж «Гневного» был расформирован. В конце 1920-х годов эсминец был продан Русметаллторгом на слом, и в 1933 году был разобран на металл частной французской фирмой.

Командиры

Все даты приведены по новому стилю

  • капитан 2-го ранга, с 7 июня 1915 — капитан 1-го ранга Василий Нилович Черкасов (Черкасов 1-й) (27 октября 1913 года — 31 января 1916 года);
  • капитан 2-го ранга, с 6 мая 1917 — капитан 1-го ранга Виктор Иванович Лебедев (19 декабря 1915 года[уточнить] — 1917 год);
  • лейтенант В. И. Медведев 02.1917-?
  • старший лейтенант Александр Дмитриевич Кисловский (1917 год);
  • лейтенант Дмитрий Болеславович Крейчман (1918 год).
  • мичман Д. М. Вавилов 1918 г.
  • старший лейтенант Г. П. Демченко 11.1920-1921.01.
  • лейтенант В. А. Плотто 01-05. 1921 г.
  • лейтенант С. П. Лавров 05.1921-1924.06.

Похожие новости:

Проворный (фрегат, 1820)

Проворный (фрегат, 1820)
«Проворный» — парусный фрегат Российского императорского флота. История Относился к рангу 44-пушечных фрегатов, но на деле имел 48 орудий. Тип «Спешный». Заложен 29 января 1820 года на Охтенской

Сивуч II (канонерская лодка)

Сивуч II (канонерская лодка)
«Сивуч II» — канонерская лодка Балтийского флота. Строительство Строительство канонерской лодки «Сивуч II» началось 12 июня 1906 года на судоверфи «Невского судостроительного и механического

Всеслав (линейный корабль)

Всеслав (линейный корабль)
«Всеслав» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России. Один из девятнадцати кораблей типа «Ярослав». Был заложен 19 (30) сентября 1782 года на Соломбальской верфи Архангельска,

U-20 (1936)

U-20 (1936)
U-20 — малая подводная лодка типа IIB, времён Второй мировой войны. Заказ на постройку был отдан 2 февраля 1935 года. Лодка была заложена на верфи судостроительной компании Germaniawerft, Киль 1
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Стеклянные перегородки: создание комфортных пространств
Современный дизайн офисных и жилых пространств всё чаще включает в себя элементы из стекла, которые...
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Как ухаживать за клинкерной брусчаткой, чтобы она служила долго
Клинкерная брусчатка — это не только практичный, но и красивый материал для отделки тротуаров,...
Как выбрать дверь в ванную?
Как выбрать дверь в ванную?
Двери в ванную – это важный элемент любой квартиры. Но как выбрать идеальную дверь для своей ванной?...
Все новости