Т-5/53-58
Т-5 / 53 — 58 — прямоидущая бесследная торпеда с ядерным боезарядом.
Торпеды состоят на вооружении надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации. В ВМФ СССР торпеды классифицируют в зависимости от заряда БЧ — ядерная или обычная, по виду энергосиловой установки — парогазовая (тепловая), электрическая или реактивная и по масс-габаритным характеристикам обычные или малогабаритные.
История проектирования
Торпеда 53-56 разработанная в НИИ-400 (впоследствии — ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством главного конструктора А.М. Борушко была взята как основа для несения ядерного заряда. Ядерная боевая часть и система управления торпеды Т-5 проектировались специалистами КБ-11.
В 1958 году торпеда Т-5/53-58 принята на вооружение ВМФ СССР и малыми партиями поступила на подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов.
Конструкция
Торпеда Т-5/53-58 имеет стандартную сигарообразную форму разделённую на 5 основных отсеков:
В головной части размещались неконтактный взрыватель и запальные приспособления.
В боевом зарядном отделении находился ядерный боевой заряд.
В резервуарном отделении располагались кислород, пресная вода и керосин.
В кормовой части имелись силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.
В хвостовой части монтировались два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
Принцип работы
Перед выстрелом торпеды командир корабля и замполит вводили шифро-коды для снятия ступени защиты торпеды от несанкционированного запуска. Затем с помощью прибора управления торпедной стрельбой (ПУТС) вводились стрельбовые данные в торпеду механическим (шпиндельным) способом. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска теплового кислородного парогазового двухцилиндрового горизонтального поршневого двигателя она прямолинейно устремлялась к цели. Во время движения торпеда благодаря кислороду, который использовался в топливной смеси поршневого двигателя, не оставляла видимого следа. Во время прямолинейного движения торпеда управлялась автоматически с помощью инерциальной системы управления. При прохождении торпедой предустановленной дистанции срабатывал гидростатический замыкатель, который давал команду на замыкание цепи запала. После этого торпеда делала "мешок" и происходил подрыв ядерной боевой части, в результате чего, на расстоянии до 700 метров, уничтожались или получали серьёзные повреждения крупные корабли (авианосцы, линкоры, крейсера, подводные лодки), а на дистанции 700-1400 метров эти корабли повреждались со значительным снижением их боеготовности.
Добавить комментарий!