Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт)


Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор (К. 488) был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом, как указано в составленном Моцартом каталоге, 2 марта 1786, за два месяца до премьеры его оперы «Свадьба Фигаро», и за три недели до завершения создания его следующего фортепианного концерта 24 марта. Композиция была частью серии трёх абонементных концертов, исполнявшихся той весной и, вероятно, что Моцарт сам играл в одном из них.

Концерт написан для фортепиано и оркестра, состоящего из одной флейты, двух кларнетов, двух фаготов, двух валторн и струнных. Как и в более поздних работах Моцарта, количество духовых инструментов соответствует количеству струнных.

Структура

Концерт состоит из трёх частей общей длительностью около 26 минут:

  • Allegro ля мажор, размер 4/4
  • Adagio фа-диез минор, размер 6/8
  • Allegro assai ля мажор alla breve, рондо
  • Первая часть написана в тональности ля мажор в сонатной форме. Пьеса начинается с двойной экспозиции, первую играет оркестр, а вторая начинается, когда к нему присоединяется фортепиано. Первая экспозиция статична с тональной точки зрения и достаточно лаконична, третья тема ещё не раскрывается. Вторая экспозиция включает в себя соло и модуляцию. Она также включает ранее не проявлявшуюся третью тему. Вторая экспозиция, в отличие от первой, орнаментирована. Вторая тема имеет гармоническую напряженность, что выражается диссонансами на сильной доле, а затем разрешается нисходящим интервалом в секунды. Напряжённость также выражается в использовании хроматизма в мелодии и в басовой партии, что заставляет слушателя ждать появления тоники.

    Медленная вторая часть, в трёхчастной форме, имеет отчасти оперный тональный характер. Фортепиано вступает сольно с темой в ритме сицилианы, характеризующимся необычно широкими скачками. Это — единственная композиция Моцарта в фа-диез миноре. Часть имеет мягкую динамику на всём своём протяжении. В середине части имеется более яркий фрагмент в ля мажоре, в котором вступают флейты и кларнет. Моцарт позже использует этот приём во вступлении к терцету «Ah! taci ingiusto core!» в опере «Дон Жуан».

    Третья часть — рондо. Её, как и открывающую часть, отличает смена тональности (например, во второй теме от до мажор до ми минор и обратно) и с центральным разделом, начало которого в фа-диез миноре прерывает мелодия кларнета в ре мажоре, вторжение, что, по мнению Катберта Гердлстона, напоминает о влиянии на инструментальную музыку оперы-буффы с её резкими сменами ракурса.

    «Любимая пианистка Сталина»

    Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепьянного концерта Моцарта в исполнении Юдиной, который слышал по радио днем раньше. Запись, которой не было, была ночью срочно организована и прислана вождю. Вскоре после этого Юдина получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это — по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо в таком роде: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь». (По книге Дмитрия Шостаковича «Свидетельство»).


    Похожие новости:

    Концерт для фортепиано с оркестром (Григ)

    Концерт для фортепиано с оркестром (Григ)
    Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16, одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании. Примерная

    Кан, Роберт (композитор)

    Кан, Роберт (композитор)
    Роберт Кан (нем. Robert Kahn; 21 июля 1865, Мангейм, Германия — 29 мая 1951, Бидденден (англ. Biddenden), Кент, Англия) — немецкий композитор, пианист и музыкальный педагог. Брат банкира Отто Кана,

    Симович, Роман Аполлонович

    Симович, Роман Аполлонович
    Роман Аполлонович Симович (укр. Роман Аполлонович Сімович; 28 февраля 1901, Снятин — 1984, Львов) — советский украинский композитор и музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств Украинской ССР.

    Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Франк)

    Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Франк)
    Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели фа минор — произведение Сезара Франка, завершённое в 1879 году. Посвящён Камилю Сен-Сансу. Средняя продолжительность звучания 40 минут. По
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные статьи
    Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
    Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
    Зачем ремонтировать общественные здания? Этот вопрос волнует многих, ведь общественные здания – это...
    Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
    Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
    В современном мире, где угрозы личной безопасности и сохранности имущества становятся все более...
    Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
    Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
    При обустройстве интерьера дома или офиса одним из самых важных аспектов является выбор мебели....
    Все новости