21.10.2021

Мокшане


Мокшане, мокша (мокш. мокшет) — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами. Этническая основа прамокша и праэрзя образовалась во II—IV вв. н. э., на базе которой с середины I тысячелетия формируется этнос древних мокшан в южной части территории Окско-Сурского междуречья, а этнос эрзян — в северной.

Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша (Moxel) известны из записок фламандского путешественника XIII в. Гильома де Рубрука. О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится также и в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». Многократное упоминание о мокшанах имеется в документальном источнике Русского государства — в писцовой книге Д. Пушечникова. В историческом издании «История Российская» мокшане называются, как моксели и моши.

Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы неоязычества (мокшень кой).

Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка.

Этимология

В топонимическом словаре Е. М. Поспелова говорится, что данное название оставлено древним индоевропейским населением Поочья, говорившим на языке, близком к балтийским. Гидроним Мокша сопоставим с индоевропейской основой meksha, означавшей «проливание, утекание». Существует точка зрения, указывающая на санскритское значение этнонима «мокша» (санскр. मोक्ष mokṣa, «освобождение»), связанного с индоевропейским гидронимом Мокша — река в Мордовии, Пензенской, Нижегородской и Рязанской областях. По другой версии, языковая принадлежность гидронимии мокша точно не определена, и является реликтом некоего неизвестного сегодня вымершего финно-угорского языка. У мокшан данная река называлась Ю (ср. с финским jokki «река»), другие исследователи упоминают о ней, как о р.Йов, что не говорит в пользу варианта происхождении этнонима мокша от названия реки. Отмечено, что гидронимы на --кша широко представлены в бассейне р. Оки: Лакша, Колакша, Селекша, Шумокша, Серокша, Шокша и др., а потому представляется наиболее перспективным их объяснение на финно-угорском языковом материале. Топоним Мокша встречается в бассейне Оки и как название озера и реки в районе Клязьмы. Исследователями высказывается предположение, что в основу гидронима Мокша в общефинское время лег апеллятив мокс (вариант мокш), означающего «исток, приток, поток, бегущая вода». Объяснение этого гидронима на славянской языковой почве (из «мокрый», «сырой, влажный», ср. Мокоша — богиня плодородия у восточных славян) считается не совсем оправданным, так как заселение края славянами происходило в более позднее время..

Численность

Численность мокшан на территории РСФСР впервые приводит перепись 1926 года и составляет 392,4 тысяч .

По данным переписи 1989 года, в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года мокшанами назвали себя 4767 человек (то есть 0,6 % учтённой переписью численности мордвы).

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, мокшанским языком в России владеет 228 025 человек.

Территория проживания мокшан

В начале XX века, опираясь на топонимические сведения и говоря о народах мокша и эрзя в целом, С. К. Кузнецов заключил следующее: «в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее нынешние губернии: часть Казанской, Нижегородскую, Пензенскую, часть Рязанской и Калужской, губернии Симбирскую, Тамбовскую и Саратовскую. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI и главным образом в XVII столетиях». Первоначальную родину мордвы нужно искать на правобережье средней Волги, в бассейнах правых притоков Оки и Суры. Мордва вытеснила отсюда финские племена, переселившиеся к северу.

Вследствие причин политического характера границы расселения мордвы постоянно изменялись. Анализ сравнения материалов и погребального обряда археологических памятников, расположенных на средней Цне, позволил отнести этнически однородную группу населения мокшан к VIII-ХI вв. н. э., проживающих в бассейнах рр. Цна, Мокша, Вад. В этот период территория расселения мокши смещается к северо-западу, что могло быть связано с опасностью со стороны Хазарского каганата. Археологические памятники мокши густо занимают бассейн Верхней и Средней Мокши вместе с её притоками. Именно эта территория (Верхнее и Среднее Примокшанье и Среднее Поценье) и являлась в VIII—X веках основным районом расселения мокшанского субэтноса.

В XI—XIII веках население мокши и эрзи попадает в сферу влияния Древней Руси и Волжской Булгарии. Борьба между этими государствами, а затем княжеские междоусобицы на Руси, привели к переселению в более безопасные районы: мокшан — в междуречье Мокши и Вада, эрзян — в бассейн р. Тёши.

Говоря о географии проживания мокшан времён Российской Империи, Мельников-Печерский в своих работах писал, что мокшане жили в северной части Тамбовской губернии, в западной половине Пензенской, в двух селениях Нижегородской, а также Симбирской и Саратовской губерниях.

В данное время народ мокша живёт в основном на западе Мордовии (к западу от р. Инсар). Группы мокшан обитают также в окрестностях г. Белинский (бывший Чембар; юго-запад Пензенской области), верховьях р. Сура (Пензенский и Городищенский районы Пензенской области), на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), на левобережье р. Самара и в верховьях р. Большой Иргиз (юг Самарской области и запад Оренбургской области), в районе г. Бугуруслан (северо-запад Оренбургской области) и других. В Пензенской области мокшане расселены в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах.

Антропология

Первым, кто впервые ввел в научный оборот сведения об антропологических признаках мокши и эрзи, был Паллас, сказав, что светло-русых и рыжеволосых людей у мокшан меньше, чем у эрзян, однако и последние по большей части имели темно-русые волосы. В 1912 году выходит курс лекций С. К. Кузнецова, который отмечает антропологические особенности мокшан и эрзян, где говорится, что мокшане имеют большее разнообразие антропологических типов. По сравнению с эрзянами, у которых больше преобладают светловолосые, сероглазые и со светлой кожей особи, у мокшан встречается преобладающее число людей с черными волосами и глазами, смуглым, желтоватым цветом кожи.

К. Ю. Марк выделяет субуральский и северопонтийский тип у мокшан, у эрзян — сурский тип, близкий западно-балтийскому. Антрополог Т. И. Алексеева утверждала, что в мокшанах, по сравнению с эрзянами, более заметно проявляются черты южных европеоидов, а эрзян она относит больше к кругу северных европеоидов. В. Е. Дерябин отметил у мокшан наличие восточно-европейской основы, модифицированной понтийским антропологическим компонентом в сочетании с уралоидностью.

Антропологическое различие между эрзянами и мокшанами, являющимися в основе своей европеоидами и субэтносами одного из наиболее антропологически однородных народов, заключается, в частности, в том, что на беломоро-балтийскую основу мордвы в некоторой степени накладываются атлантический и северопонтийский типы. Первый тип представлен преимущественно у эрзян, второй — у мокшан, хотя и тот и другой типы присутствуют у обеих категорий населения. Антропологически мокша сформировалась в результате смешения различных типов (беломорский, понтийский, восточно-балтийский) европеоидной расы.

Этногенез

Гипотеза отождествления мордвы и мокшан с андрофагами родилась в XIX—XX вв., но в последствии другие ученые подвергли её подробной критике и в наше время эта гипотеза представляется малообоснованной. В это же время среди этнографов, лингвистов, историков и финнологов возникали различные мнения, что в эпоху древности, мокша и эрзя, являющиеся двумя ветвями мордвы, были единым с западно-финским народом, отделившимся потом от финнов не позднее III века нашей эры, и испытывающим на себе разные влияния со стороны соседних народов. Отмечается так называемая прафиннская эпоха, где ещё не отделившиеся финские племена закладывали зачатки своей культуры, а также мордовско-финский период, в котором имело место лингвистическое и политическое влияние готов на мордву. Академик Кёппен называет территорию среднего течения р. Волги и её притоков рек Оки и Суры родиной финских племён. Также некоторыми учёными указывается и на некий отдельный период совместной жизни мордвы с западными финнами приблизительно с одинаковым местом проживания. По мнению В. Н. Татищева, мокшане, они же моксели и моши, являются сарматским народом, А. Шаронов относит мокшан к народу, имеющему иранское происхождение.

По археологическим источникам, ранняя история племён финно-угорской языковой общности прослеживается с эпохи неолита (V — середина III тыс. до н. э.). Область расселения древних финно-угров располагалась в основном в лесной полосе Восточной Европы и Зауралья. Большинство исследователей относят к древнему финноязычному населению племена неолитических культур с ямочно-гребенчатой керамикой, занимавшие территорию от юго-восточной Финляндии до северо-восточной Европы, а также племена волго-камской культуры, селившиеся в Среднем Поволжье и Прикамье. В Сурско-Волжском междуречье в эпоху бронзы и раннего железа (II—I тыс. до н. э.) выделено три основные группы городецких племён: средне-окская с включением сюда мокшанской; поволжская с включением верхне-сурской, которые предопределят выделение двух этнических групп — мокши и эрзи, и нижесурская группа, рассматриваемая А. Х. Халиковым, как основа этногенеза мари, муромы и финноязычных предков чуваш. На основе смешения окских городецких племён и пришлых групп позднепьяноборского населения во II—IV вв. н. э. формируется этническая основа выделения праэрзя и прамокша. В первые века нашей эры население данного региона имело связи с прикамскими (пьяноборскими) и др. племенами. Наиболее древними были связи мордвы с иранскими народами: скифами, сарматами, аланами и др. В погребениях Ражкинского могильника обнаружены традиции захоронения, являющиеся заимствованием и влиянием сарматов. Западно-иранские скифо-сарматские племена являлись южными соседями народов мокша и эрзя, и граница между ними, возможно, проходила по естественному рубежу леса и степи. В. В. Ставицкий заявляет, что в образовании древних племён мокши и эрзи участвовали носители городецкой культуры, пьяноборской и кара-абызской культур, восточно-балтийских племён и сарматов.

Археологи П. Д. Степанов, М. Р. Полесских, В. В. Гришаков, этнограф К. И. Козлова полагают, что два крупных племенных союза мордвы: мокша и эрзя, проживавших в бассейне Средней Оки и Окско-Сурско-Цнинского междуречья в первые века н. э., с самого начала своего формирования отличались друг от друга. Мокша и эрзя были сформированы независимо друг от друга на базе большой группы родственных племён, а также при участии иноэтнических элементов. Основой для образования мокши стала южная (верхнесурская или пензенская) группа мордовских племён. Важное участие в этом процессе приняли также носители рязано-окской и восточно-балтийской культуры, которые проникли в верховья Мокши и Суры в IV—V вв. н. э..

М. Р. Полесских, занимающийся изучением археологических памятников мордвы, использовал термин протомокша, под памятниками которой он подразумевал могильники селиксенского типа и протоэрзя, представленная могильниками кошибеевского типа. С середины I тысячелетия н. э. появляются культуры древней мокши и древней эрзи. К мокше он относил могильники армиевского типа, к эрзе — погребальные памятники типа Кузьминского и Борковского могильников. Выделяется два хронологических этапа формирования Селиксенского могильника: III—IV вв. н. э. — ранний; V—VII вв. н. э. — поздний, что совпадает с начальным этапом формирования мокшан. Археологические материалы свидетельствуют о том, что население южной части территории Окско-Сурского междуречья явилось основой формирования мокши, северной — эрзи. Переходная зона между протомокшанскими и протоэрзянскими племенами, по-видимому, располагалась по Алатырю и по правобережью среднего течения Мокши.

Язык и диалекты

Основная статья: Мокшанский язык

Мокшанский язык (также мокша-мордовский; самоназвание — мокшень кяль) — финно-угорский язык финно-волжской группы, относится к уральской семье; язык мокшан. Наиболее близким к мокшанскому языку является эрзянский, однако существенная разница в фонетическом строе, лексике и грамматике не позволяет их носителям понимать друг друга. В Республике Мордовия мокшанский язык является официальным наряду с эрзянским и русским.

Диалектный состав мокшанского языка отличается большим разнообразием, прослеживающимся в определённых слоях лексики, морфологической модели слова и главных структурных элементах грамматического строя. На их основе учёный выделяется пять диалектных типов (диалектов) мокшанского языка: центральный, западный, юго-восточный, переходный и смешанный, имеющих отличительные языковые явления и относительную территориальную очерченность:

  • I диалектный тип (центральный). Это один из диалектов, лежащий в основе письменно-литературного мокшанского языка и распространённый на территории нескольких районов Республики Мордовия: Атюрьевского, Темниковского, Ельниковского, Краснослободского, Старошайговского, частично Ковылкинского, Рузаевского.
  • II диалектный тип (западный) базируется в Зубово-Полянском и частично Торбеевском районах Республики Мордовия.
  • III диалектный тип (юго-восточный) охватывает территорию соседних районов Мордовии: Инсарского, Кадошкинского, частично Ковылкинского и Рузаевского.
  • IV диалектный тип (переходный) занимает территорию Белинского района Пензенской области, частично Торбеевского и Ковылкинского районов Мордовии.
  • V диалектный тип (смешанный) географически расположен за пределами Республики Мордовия (в Нижегородской, Пензенской, Саратовской и некоторых других областях) в соседстве с эрзянскими говорами или изолированно в иноязычном окружении.

Древняя история

Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть. Во 2-м и 3-м веках нашей эры анты, славяне, мокша и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы. К концу 4-го века большая часть народа мокша присоединилась к гуннскому племенному союзу, приняв участие в разгроме Остготской империи в 377 году, а затем двинулась на восток и поселилась в Паннонии. Доказательства гуннской связи включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам. Археологические данные показывают, что границы территории мокшан не менялись между IV и VIII веками. В 450 году народ мокша был в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртасы, которые, возможно, были аланами.

История средних веков

Л. А. Воейков и П. В. Голубовский опираются на упоминания арабских писателей X века, называвшие народ мокша буртасами.

В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата. В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Булгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского эмира, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия. В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако, узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь.

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина, 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орду и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад.

В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus majus упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Поляка, мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова — в марте того же года.

По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемцами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату.

Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезцев. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска, спящие, были перебиты, остальные бежали.

Сословия в XIII—XVIII вв

При анализе самых разных источников можно выделить социальную группу у мокшан и эрзян, называемых в документах того времени термином — мордва, которая включает в себя следующие социальные слои: мордовские мурзы, мордовские князья, служилая мордва, полковые мурзы, ясачная мордва, тарханы, казаки из служилой мордвы, станичные мордовские мурзы, младшие мордовские мурзы, дворцовые крестьяне, помещичьи крестьяне, временнообязанные крестьяне, государственные крестьяне, ясачные крестьяне, удельные крестьяне. К мордовской аристократии относились правители раннегосударственных объединений мордовских народов эрзи и мокши, а также категория служилых феодалов, обладающих привилегиями — князья, мурзы, служилые люди, казаки.

Национальный костюм

В зависимости от района проживания народный костюм мокшан может иметь в себе ряд деталей и украшений, отличающихся друг от друга. Мокшанскому женскому костюму характерны туникообразная рубаха (панар, щам) длиной до колен с боковыми вставками, большой пазухой (пов), вышивкой по продольным швам спереди и сзади, горловине, рукавам, в Зубово-Полянском районе Мордовии и у чембарской мокши — также на лопатках; штаны (понкст), подшитые внизу кумачом; передник (запон, сапоня) с нагрудником или глухой с рукавами; короткий кафтан (мушкас), украшенный кумачом или красным тканьём; чёрные и красные в жёлто-зелёно-чёрную полоску онучи, чёрно-белые узорные вязаные наколенники (цюлкат); нарядные сапоги со сборами на голенище и медными подковками на каблуке.

Богатый набор украшений: застёжка-сюлгам с трапециевидным щитком и сеткой из бисера, бусин, монет, цепочек с бубенчиками; ожерелье (цифкс, тифкс, крганьпирф) или пелерина (комбоне) из бисера; парные нагрудные (горожонь крганя, ярмак пилькс), наспинные (фтала пула, копорь цёконе, пархци котф) и чересплечные (кичкор, крёскал) украшения из бисера и монет, нашитых на тканевую основу; поясные подвески (сёкт, цёкт, каркс сёконят, каркс пет, килькштамат, ватракштат) и другие.

Замужние мокшанки за пояс затыкали до 6 богато орнаментированных полотенец (кеска руцят), у чембарской мокшанки — набедренник (гушаконя).

Головной убор (панга) — холщовый мешок с твёрдым прямоугольным очельем и лопастью сзади, поверх которого повязывали в виде тюрбана платок; местами носили убор типа кики (сорока); на северо-западе Зубово-Полянского района поверх холщового чепца с твёрдым очельем (лосник) и позатыльником (затилка) повязывали тюрбаном белое полотенце (платенця, пря руця), концы которого завязывали бантом на лбу.

Головной убор невест и молодых женщин (златной) отличался нарядностью; до начала XX века невесты и новобрачные надевали высокий расширяющийся кверху венец на берестяной основе (куйгор). С 1930-х годов мокшанки носят платье (нула, сарапон) на кокетке с широкой оборкой (панчф).


Похожие новости:

Студенец (приток Парцы)

Студенец (приток Парцы)
Студенец — река в Пензенской области и Мордовии (Россия), левый приток Парцы (бассейн Оки). Длина реки составляет 14 км. Река берёт начало в Зубово-Полянском районе Мордовии, исток — к северу от села

Шкай

Шкай
Шкай (мокш. «бог»), также Оцю шкай («великий бог»), Вярде шкай («высший бог»), Шкабаваз (паваз, «бог») — высший бог, демиург в мифологии мокшан. Обитает на небе, возглавляет всех небесных и низших

Языки кхое

Языки кхое
Языки кхое являются крупнейшей языковой семьёй, коренной в Южной Африке. Они часто рассматриваются как ветвь койсанских языков, и в этом случае известны как центрально-койсанские языки. Ближайшие

Финно-пермские языки

Финно-пермские языки
Финно-пермские языки — одна из двух ветвей финно-угорских языков. Другой ветвью являются угорские языки. Языки распространены на территории России, Финляндии, Эстонии, Норвегии и Швеции. К
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Нужно ли устанавливать систему пожарной безопасности на даче?
Нужно ли устанавливать систему пожарной безопасности на даче?
Интересный вопрос, учитывая, что в последнее десятилетие понятие дача сильно изменилось. Если...
Особенности применения герметика ВГФ 2
Особенности применения герметика ВГФ 2
Создание сложных промышленных установок связано с необходимостью соединения деталей и элементов...
Как подобрать межкомнатные двери для коттеджа?
Как подобрать межкомнатные двери для коттеджа?
Нужно понимать, что выбор межкомнатных дверей для частного дома требует повышенного внимания. Если...
Все новости