19.10.2021

Анкудинов, Кирилл Николаевич


Кирилл Николаевич Анкудинов (род. 30 марта 1970, Златоуст, Челябинская область, СССР) — российский литературовед и критик, педагог, поэт. Доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, кандидат филологических наук.

Биография

По окончании майкопской гимназии № 22 поступил на филологический факультет Адыгейского государственного педагогического института (Майкоп). Служил в армии. В 1993 году окончил АГПИ и поступил в аспирантуру Московского педагогического университета на кафедру русской литературы XX века. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Русская романтическая поэзия второй половины века: два поколения (Андрей Вознесенский, Юрий Кузнецов)».

В настоящее время работает на кафедре литературы и журналистики в Адыгейском государственном университете. Ведёт дисциплины «Основы журналистики», «История отечественной журналистики», «Методика анализа художественного текста», «Литературное редактирование», является редактором вузовской газеты «Адыгейский университет», автором текста университетского гимна. Пишет литературоведческие и литературно-критические статьи.

Я думаю, что если бы я работал в другое время, например в 70-е годы (при Брежневе), я ни за что не стал бы критиком. Я был бы поэтом. Тогда витало трепетное и чуткое социокультурное поле; один сильный поэтический образ мог повлиять на всех, потому что все улавливали его и понимали, что он означает. В 90-е годы я писал стихи, потом почуял, что уши у людей отугели. Явилось осознание: для того чтобы смыслы, которые мне дороги, хоть как-то дошли до публики, надо действовать грубее. Перестроечный поэт-скандалист Алексей Прийма однажды написал: «„Тихую поэзию“ — к стенке! Пусть она хоть там закричит». Пускай господа литераторы, задетые моей критикой, заверещат — и, может быть, после этого кто-то задумается над тем, что я хочу сказать и зачем говорю. Потому что если я буду выражать смыслы в смутных поэтических образах, этого не заметит никто.

— Кирилл Анкудинов

Как литературный критик публиковался в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «День и ночь», «Зинзивер», «Москва», в газете «Литературная Россия» и в «Независимой газете», в интернет-газетах «Взгляд» и «Частный Корреспондент». Печатался в изданиях Краснодара, Воронежа, Владивостока. Стихотворения публиковал в многочисленных местных и центральных сборниках и альманахах, а также в альманахе «Встречи» (США).

В рубрике «Любовь к трём апельсинам» башкирского республиканского журнала «Бельские просторы» регулярно обозревал журналы «Октябрь», «Новый мир», «Знамя». В 2013 году заявил в своём блоге о прекращении этой деятельности — мотивируя тем, что во-первых, данные журналы больше не поступают в библиотеку города Майкопа, во-вторых, качество их материалов настолько снизилось, что в любом случае рецензировать в них практически нечего.

Рассуждения о народе и нации

Вспоминая незаконченную поэму Пушкина о кавказских горцах «Тазит», Анкудинов приходит к рассуждению: «Народ центробежен, а нация — центростремительна. Народ устроен как вентилятор, а нация — как… камнедробилка. Из камней разного размера и происхождения — одинаковые камушки для разноцветной национальной мозаики… Об устройстве того, что именуется словом „народ“, свидетельствуют фразеологизмы с этим словом: «выходят из народа» раз и навсегда, а «идти в народ» бесперспективно и бессмысленно. От «народа» постоянно отслаиваются-отщепляются отщепенцы… Разбогатевший крестьянин — уже не «народ»; он — «мироед» (пожиратель мира-общины). И забредший в деревню немец или цыган — не «народ», а «инородец». Сельский парнишка уехал в город, там выучился грамоте — и покинул народ. Причина везде одна: у богатея, у грамотея, у инородца, даже у отщепенца-индивидуалиста есть дополнительные ресурсы для выживания — деньги, знания, соплеменники, связи. А у народа таких ресурсов нет. Потому в народе все обязаны быть равными…

Где народ, там и элиты. К гнёту старых элит (князьёв-графьёв-помещиков) по ходу времён прибавляется гнёт отщепляемых „щепок“ (богатеев-грамотеев-чужаков-индивидуалистов), и чем сильнее гнёт, тем жесточе „сцепка равенства“ внутри народа. Можно попытаться одолеть сей рок, оставив только народ, например, через уничтожение элит и частной собственности — это не поможет: элиты начнут лезть из стопроцентного народа (не на имущественной, а на какой-то иной базе). Социальные проблемы не решаются извне — лозунгами и экономическими манипуляциями. Они могут решиться лишь изнутри — перемены должны произойти в сознании людей, только после этого изменится всё общество… Нация вырастает, как жемчужина из песчинки, из собственной культуры. А если собственной культуры в запасе — столько же, сколько у Тазита? Тогда Тазит создаёт собственную национальную культуру из себя самого, из своих мечтаний и песен… Этнос — явление кровное, народ — явление кровно-социальное, а нация — явление семиотическое. Как язык. Где русский язык? Везде, где говорят на русском языке. Где русская нация? Везде, где русская культура».

Отзывы

Анкудинов адаптировал социальную традицию русской критики к требованиям интерактивной эпохи: он изучает жизнь не по литературе, а по тому, как её воспринимает читатель. Пиар у него обращается в актуальную форму народности. Подобно коллегам из глянца и газет (и в отличие от большинства толстожурнальных критиков), Анкудинов знает цену читательскому отклику, востребованности, но озабочен ими не из коммерческих — идейных соображений.

— Валерия Пустовая

В своих статьях и обзорах Кирилл Анкудинов выступает с позиции наивного провинциального читателя, который очень хорошо усвоил школьную программу по литературе и теперь старательно поверяет ею всё то, что пишут в толстых журналах. И всё, в общем-то, тут было бы прекрасно, если бы не одно маленькое несоответствие — ведь Кирилл Анкудинов не наивный провинциальный читатель, а кандидат филологических наук, чьи познания, по идее, должны быть намного обширнее советской школьной программы. Является ли его позиция наивного читателя искренней или же это хорошо разыгранная роль? Очень надеюсь на второе, потому что в первом случае пришлось бы ставить нашему высшему филологическому образованию самую низкую отметку. Особенно большой удачей критика является смешение двух теоретических категорий, потому что для того, чтобы придать своим статьям ещё более наивный характер, Анкудинов постоянно описывает литературный классицизм как романтизм, то есть приписывает романтизму структурные признаки классицизма. Это, конечно, ход настоящего мастера.

— Анна Голубкова

Библиография

Литературоведческие статьи

  • Опыт семантико-ассоциативного анализа стихотворения О. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. — М., 1994.
  • Философское содержание термина «Романтизм XX века» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. — М., 1995.
  • Утро наступит как всегда // Москва. — 1996. — № 2.
  • Философско-эстетические взгляды К. Бальмонта и акмеизм // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. — Иваново: Издательство ИГУ, 1996.
  • Юрий Кузнецов: очерк творчества: Монография (в соавторстве с В. Барановым). — М. — Вологда: Свеча, 1996.
  • Русская романтическая поэзия второй половины XX века: два поколения (Андрей Вознесенский, Юрий Кузнецов): Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. — М., 1996.
  • Современные русские поэты: Учебник-антология (в соавторстве с В. Агеносовым). — М.: Мегатрон, 1997; 2-е издание, 1998.
  • Опыт аналитического исследования стихотворений О. Мандельштама и Э. Багрицкого // Октябрь. — 1997. — № 12.
  • Тот, кто родился ушедшим (о поэзии Ю. Кузнецова) // Литературная учёба. — 1998. — № 1.
  • Внутри после. Особенности современного литературного процесса // Октябрь. — 1998. — № 4 (статья переведена на английский язык в сб.: Literature of the last Decade. — М. Е. Shappe, 2000).
  • Образ черкеса в творчестве А. С. Пушкина // Литературная Адыгея. — 1998. — № 4.
  • Онтологическая модель мироздания в творчестве Юрия Кузнецова // Филологический вестник. — Майкоп: Издательство АГУ. — 1999. — № 1.

Литературно-критические обзоры и рубрики

  • Двенадцать итогов 2008 года от Кирилла Анкудинова (недоступная ссылка).
  • «Любовь к трём апельсинам» — обзоры журналов «Октябрь», «Новый мир», «Знамя» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2012. Архивировано 17 апреля 2013 года. в «Бельских просторах».

Интервью и беседы

  • Анкудинов, Кирилл; Карасёв, Александр. Казаки: народ или социальная структура? // Русский журнал. — 20 октября 2011.
  • Анкудинов, Кирилл; Карасёв, Александр. Нужна ли существующему режиму национальная литература? // Перемены. — 25 октября 2011.
  • «Литература — это и Ленин со Сталиным, и Донцова с Устиновой»

Похожие новости:

Замотин, Иван Иванович

Замотин, Иван Иванович
Иван Иванович Замотин (белор. Іван Іванавіч Замоцін; 1 ноября 1873, Криулин, Тверская губерния, Российская империя — 25 мая 1942, Горький, РСФСР, СССР) — советский и белорусский литературовед,

Торокова, Ирина Семёновна

Торокова, Ирина Семёновна
Ирина Семёновна Торокова (10 сентября 1968, с. Чиланы Таштыпского района Хакасской автономной области — 20 декабря 2000, Стамбул) — тюрколог, исследовавший лексикологию хакасского языка, в частности

Вартичан, Иосиф Константинович

Вартичан, Иосиф Константинович
Иосиф Константинович Вартичан (рум. Iosif Vartician; 22 сентября 1910, село Оницканы, Оргеевский уезд, Бессарабская губерния, Российская империя — 13 мая 1982, Кишинёв, Молдавская ССР, СССР) —

Карташова, Елена Павловна

Карташова, Елена Павловна
Елена Пáвловна Карташова (5 июня 1958, Йошкар-Ола, Марийская АССР) — советский и российский деятель науки, учёный-филолог, доктор филологических наук (2002), профессор (2004). Заслуженный деятель
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Черчение - учебная дисциплина "не для всех"
Черчение - учебная дисциплина "не для всех"
Черчение – многострадальный школьный предмет. Его то возвращают в расписание, то исключают из него,...
Выбор профессиональных триммеров для скашивания травы и их преимущества перед газонокосилками
Выбор профессиональных триммеров для скашивания травы и их преимущества перед газонокосилками
Триммер - это садовая техника для скашивания травы в местах, где затруднен доступ для использования...
Модульные дома в стиле Hi-Tech
Модульные дома в стиле Hi-Tech
Дома, которые построены в хай-тек стиле, возможно легко выделить среди прочих построек своим...
Все новости