18.09.2021

Витгенштейн, Людвиг


Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

Биография

Родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье сталелитейного магната еврейского происхождения Карла Витгенштейна (нем. Karl Wittgenstein; 1847—1913) и Леопольдины Витгенштейн (урождённой Кальмус, 1850—1926), был самым младшим из восьми детей. Родители его отца, Герман Христиан Витгенштейн (1802—1878) и Фанни Фигдор (1814—1890), родились в еврейских семьях соответственно из Корбаха и Киттзе, но приняли протестантство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в венские протестантские профессиональные слои общества. Мать по мужской линии происходила из известного пражского еврейского семейства Кальмус, — была пианисткой; её отец перед женитьбой принял католичество. Бабушка по материнской линии была католичкой австрийско-словенского происхождения, приходилась тётей нобелевскому лауреату по экономике Фридриху фон Хайеку. Среди его братьев ― пианист Пауль Витгенштейн.

К концу XIX века Витгенштейны были одной из самых богатых семей Австрии. Особняк Витгенштейнов был одним из центров культурной жизни Вены: его посещали, например, Густав Малер, Иоганнес Брамс и Густав Климт, в 1905 году написавший портрет сестры Людвига, Маргариты. В доме находилось семь роялей, и все дети в семье занимались музыкой. Сам Людвиг обладал абсолютным музыкальным слухом и в подростковом возрасте собирался стать дирижером. Еще подростком он начал интересоваться философией, по совету сестры прочитав работы Аврелия Августина, Бенедикта Спинозы, Георга Кристофа Лихтнеберга, Артура Шопенгауэра, Сёрена Кьеркегора. Несмотря на то, что дом Витгенштейнов был наполнен искусством, обстановка в семье была тяжелой: отец семейства, Карл Витгеншнтейн, обладал жестким авторитарным характером и хотел превратить своих сыновей в капитанов промышленности; их не отправляли в школу, чтобы они не приобрели вредных привычек, и обучали дома, чтобы подготовить их к работе в промышленной империи Карла. Трое из пяти братьев позже покончили с собой, и самого Людвига мысли о самоубийстве преследовали практически всю жизнь.

Существует версия, изложенная в книге австралийца Кимберли Корниша «Еврей из Линца» (англ. The Jew of Linz), согласно которой Витгенштейн учился в одной школе и даже в одном классе с Адольфом Гитлером.

В 14 лет Витгенштейн покинул родительский дом, чтобы получить образование. Закончив реальное училище в Линце, с 1906 по 1908 год он учился в Высшей Технической школе в Берлине, а с 1908 продолжил учебу в Манчестере. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов (занимался конструированием авиационного пропеллера) к проблеме философских оснований математики. По совету Фреге, в 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником Бертрана Рассела. Со временем их отношения переросли в дружеские и сотруднические. Рассел признавал влияние Витгенштейна на собственные идеи и разработки. Об ученике он писал: «Его интерес к философии более страстный, чем у меня; по сравнению с лавиной его мыслей мои — какие-то жалкие снежки».

В 1913 году вернулся в Австрию. В этом же году умер его отец, и, получив наследство, Витгенштейн стал одним из самых богатых людей Европы. Он анонимно пожертвовал крупные суммы австрийским архитекторам, художникам и писателям, в числе которых были Райнер Мария Рильке, Оскар Кокошка, Георг Тракль и Адольф Лоос.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, несмотря на освобождение по состоянию здоровья, он добровольцем отправился на фронт в действующую армию (в своем дневнике он писал: «Близость смерти наполнит мою жизнь светом», а позже одному из друзей он объяснил свое стремление попасть на фронт желанием самоубийства). В марте 1916 года он был направлен в боевую часть на передовой линии русского фронта в составе 7-й австрийской армии, где его подразделение участвовало в самых тяжелых боях, защищаясь от наступления Брусилова. На протяжении всей войны Витгенштейн поддерживал переписку с Бертраном Расселом; то есть, будучи офицером австро-венгерской армии, переписывался с поданным враждебного государства: работа над решением логических проблем была для него куда важнее политики или патриотизма. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал «Логико-философский трактат», в последствии ставший одним из самых значительных произведений для философии XX века. Ненадолго вернувшись с фронта летом 1918-го, Витгенштейн предпринял попытку опубликовать «Трактат», но издательство отказалось печатать книгу. Он вернулся на итальянский фронт, где в ноябре 1918 попал в плен.

Вернувшись в Австрию в 1919 году, Витгенштейн отказался от своей доли наследства в пользу братьев и сестер, так как счел деньги помехой для философской деятельности. В этом же году он встретился с Расселом, чтобы обсудить рукопись «Трактата». Эта встреча стала для него разочарованием: Витгенштейн пришел к выводу, что Рассел работу не понял. Чтобы помочь с изданием «Трактата», Рассел согласился написать к нему предисловие, однако Витгенштейну предисловие не понравилось. «Трактат» был опубликован в 1921 году на немецком языке, и в 1922 — на английском. Его появление произвело сильнейшее впечатление на философский мир Европы и вызвало многочисленные дискуссии, однако, сам Витгенштейн не был заинтересован в дальнейшем обсуждении своей работы, так как полагал, что в «Трактате» уже предоставлено решение всех философских проблем.

Он отошел от философской деятельности почти на десять лет. С 1920 по 1926 год он работал учителем в сельской начальной школе, после – садовником при монастыре, а также архитектором – по заказу своей сестры он спроектировал и построил дом в Вене.

В конце 20-х годов Витгенштейн вернулся к занятиям философией и переехал в Кембридж. «Ну что ж, Бог приехал, я встретил его в 5.15 на вокзале», — писал Кейнс. Несмотря на известность, Витгенштейн не мог стать преподавателем в Кембридже, — он не имел учёной степени, и Рассел предложил ему подать «Трактат» в качестве диссертации. Работа была рассмотрена в 1929 году Расселом и Муром: защита диссертации больше напоминала разговор старых друзей, а в конце Витгенштейн похлопал двух экспертов по плечу и сказал: «Не волнуйтесь, я знаю, что вы никогда этого не поймете». В отчете эксперта Мур написал: «Я считаю, что это работа гения; но, даже если я полностью ошибаюсь, и это совсем не так, эта работа намного выше стандарта, необходимого для получения степени доктора философии». Витгенштейн был назначен лектором и стал членом Тринити-колледжа. С 1929 он жил в Великобритании, а с 1939 по 1947 год работал в Кембридже в должности профессора философии. В 1935 году посетил СССР.

Постепенно Витгенштейн одна за одной отказывался от идей «Логико-философского трактата». Примерно с 1936 года началась работа над текстом «Философских исследований» (1953). Витгенштейн не успел завершить книгу, и она была издана посмертно его учениками. Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (публикация — в 1958 году).

Во время Второй мировой войны Витгенштейн прервал преподавательскую деятельность в Кембридже, чтобы работать санитаром в лондонской больнице.

Умер в Кембридже 29 апреля 1951 года от рака простаты. Похоронен по католическому обряду на местном кладбище у часовни Святого Эгидия.

Философия

Логико-философский трактат (1921)

Оказавшие влияние

В предисловии к «Логико-философскому трактату» Витгенштейн упоминает только два имени: Готлоб Фреге и Бертран Рассел:

Я не привожу никаких источников, поскольку мне совершенно безразлично, приходило ли на ум другим то, о чем думал я. Хочу упомянуть лишь выдающиеся труды Фреге и работы моего друга сэра Бертрана Рассела, которые послужили источником для большей части моей книги.

Основные работы, идеи которых Витгенштейн развивает в «Трактате», — это «Исчисление понятий, или подражающий арифметике формальный язык чистого мышления» (1879) Фреге и «Principia Mathematica» (1911-1913) Рассела и Альфреда Уайтхеда. Также, в тексте «Трактата» Витгенштейн упоминает «Основные законы арифметики» (1893, 1903) Фреге.

Структура и содержание

Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Работа почти не содержит аргументов; скорее, она состоит из декларативных утверждений или отрывков, которые должны быть самоочевидными. Все утверждения иерархически пронумерованы. Всего «Трактат» содержит 526 утверждений.

Главные семь положений Трактата таковы:

  • Мир есть всё то, что имеет место.
  • То, что имеет место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.
  • Логический образ фактов есть мысль.
  • Мысль есть осмысленное предложение.
  • Предложение есть функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.)
  • Общая форма функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это есть общая форма предложения.
  • О чём невозможно говорить, о том следует молчать.
  • Трактат предлагает метод решения основных философских проблем через призму отношения языка и мира. Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики. Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но только утверждал бесполезность в них языка.

    Интерпретации

    Трактат привлек внимание философов Венского кружка (1921-1933), в особенности Рудольфа Карнапа и Морица Шлика. Группа провела много месяцев, работая над текстом вслух, строка за строкой. Хотя философы Венского кружка высоко оценили «Трактат», они утверждали, что последние несколько отрывков, включая завершающее, седьмое положение, запутаны. В их интерпретации «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». Основной ценностью «Трактата» философы Венского кружка считали то, что было сделано Витгенштейном в области логики.

    Существует и другое прочтение «Трактата», предложенное в 2000 году в книге «The New Wittgenstein».

    Философские исследования (1953)

    Текст философских исследований не имеет определенной структуры; он состоит из коротких пронумерованных заметок. Как пишет сам Витгенштейн в предисловии, «иногда они образуют относительно длинные цепи рассуждений об одном и том же предмете, иногда же их содержание быстро меняется, перескакивая от одной области к другой».

    В «Философских исследованиях Витгенштейн обсуждает многочисленные проблемы и загадки в области семантики, логики, философии математики, философии психологии, философии действия и философии сознания, высказывая мнение, что в основе большинства философских проблем лежат концептуальные путаницы, связанные с использованием языка. В отличие от «Логико-философского трактата», в «Философских исследованиях» язык понимается как подвижная система контекстов, «языковых игр». Значение знака не статично, и смысл ему придает языковая игра — практическая ситуация, в которой знак употребляется:

    Вот, например, человек испытывает страшную боль, скажем, когда что-то в очередной раз происходит в организме, и кричит: «Прочь, прочь!», хотя нет ничего, что он хотел бы от себя отогнать; можно ли тогда сказать: «Эти слова употребляются неправильно»? Никто бы такого не сказал. Аналогично если, например, человек сделает «защитный» жест или даже упадет на колени и сложит руки на груди, то можно было бы резонно утверждать, что это неправильные жесты. Он просто так действует в такой ситуации. Здесь не может быть что-то «правильно» или «неправильно».

    Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету.

    Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

    Другие работы

    Помимо «Философских исследований», основные работы «позднего» Витгенштейна — это «Голубая» и «Коричневая» книги (1958), «Замечания по основаниям математики» (1956), «О достоверности» (1969), «Культура и ценность» (1980). Все эти произведения были изданы посмертно и, в отличие от текста Философских исследований, их текст уже не был подготовлен к печати самим автором: они были составлены учениками и последователями Витгенштейна из его неизданных заметок и фрагментов его лекций в Кембридже

    Влияние

    Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна.

    В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

    Библиография

    Книги

    • Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. — М.: Наука, 1958 (2009). — 133 с.
    • Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. — ISBN 5-7333-0468-5.
    • Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. II. Замечания по основаниям математики. — М.: 1994.
    • Витгенштейн Л. Дневники, 1914—1916: С прил. Заметок по логике (1913) и Заметок, продиктованных Муру (1914) / Пер., вступ. ст., коммент. и послесл. В. А. Суровцева. — Томск: Водолей, 1998. — ISBN 5-7137-0092-5.
      • Др. изд.: Витгенштейн Л. Дневники 1914—1916 (Под общей редакцией В. А. Суровцева). — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. — 400 с. — ISBN 978-5-88373-124-1.
    • Витгенштейн Л. Голубая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 127 с. — ISBN 5-7333-0232-1.
    • Витгенштейн Л. Коричневая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7333-0212-7.
      • Др. изд.: Витгенштейн Л. Голубая и Коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Пер. с англ. В. А. Суровцева, В. В. Иткина. — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-379-00465-1.
    • Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — ISBN 5-7333-0213-5.
    • Витгенштейн Л. Заметки по философии психологии. — М.: 2001.
    • Витгенштейн Л. Избранные Работы. М., Территория будущего, 2005.
    • Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. — М.: АСТ, Астрель, Мидгард, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-17-066303-3, ISBN 978-5-271-28788-6.

    Статьи и журнальные публикации

    • Витгенштейн Л. «О достоверности» [фрагменты] / Пред. А. Ф. Грязнова // Вопросы философии. — 1984. — № 8. — С. 142—149.
    • Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. — М., 1985. — С. 79—128.
    • Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. — М., 1989. — С. 238—245.
    • Витгенштейн Л. Лекция об этике // Даугава. — 1989. — № 2.
    • Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Фрэзера / Перевод З. А. Сокулер // Историко-философский ежегодник. — М: 1990. — С. 251—263.
    • Витгенштейн Л. Дневники. 1914—1916 (сокращенный перевод) // Современная аналитическая философия. Вып. З. — М., 1991. — С. 167—178.
    • Витгенштейн Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» (сокращенный перевод) // Современная аналитическая философия. Вып. 3. — М., 1991. — С. 179—190.
    • Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. — 1991. — № 2. — С. 67—120.
    • Витгенштейн Л. Культура и ценности // Даугава. — 1992. — № 2.
    • Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии / Пер. В. Калиниченко // Логос. — 1995. — № 6. — С. 217—230.
    • Витгенштейн Л. Из «Тетрадей 1914—1916» / Пер. В. Руднева // Логос. — 1995. — № 6. — С. 194—209.
    • Витгенштейн Л. Несколько заметок о логической форме / Перевод и примечания Ю. Артамоновой // Логос. — 1995. — № 6. — С. 210—216.
    • Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере / Предисл. к публ. З. А. Сокулер // Вопросы философии. — 1998. — № 5. — С. 120—134.
    • Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Перевод и параллельный философско-семиотический комментарий В. П. Руднева // Логос. — 1999. — № 1, 3, 8. — С. 99—130; 3 °C. 147—173; 8 °C. 68—87. — часть 1, часть 2, часть 3.
    • Витгенштейн Л. Тайные дневники 1914—1916 гг. (PDF) / Предисловие и перевод В. А. Суровцева и И. А. Эннс // Логос. — 2004. — № 3—4 (43). — С. 279—322.

    Похожие новости:

    Шур, Фердинанд

    Шур, Фердинанд
    Филипп Иоганн Фердинанд Шур (нем. Philipp Johann Ferdinand Schur или нем. Ferdinand Schur, 18 февраля 1799 — 27 мая 1878) — немецкий и австрийский ботаник, фармацевт, химик и фабрикант.

    Шмидт, Иоганн Рудольф

    Шмидт, Иоганн Рудольф
    Портрет И. Шмидта фон Шварцгорна Иоганн Рудольф Шмидт фон Шварцгорн (нем. Johann Rudolf Schmid von Schwarzenhorn; 17 апреля 1590, Штайн-ам-Райн, Шаффхаузен — 1667, Штайн-ам-Райн, Шаффхаузен) —

    Юнгман, Йозеф

    Юнгман, Йозеф
    Йозеф Юнгман (чеш. Josef Jungmann; 16 июля 1773, Гудлице — 14 ноября 1847, Прага) — чешский поэт и филолог, один из ведущих деятелей Чешского национального возрождения. Биография Йозеф Юнгман был

    Беклемишев, Лев Дмитриевич

    Беклемишев, Лев Дмитриевич
    Лев Дмитриевич Беклемишев (род. 17 сентября 1967, Москва) — российский математик, доктор физико-математических наук (1998), академик РАН (2019), специалист в области математической логики.
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Преимущества использования технологии «умный дом» в квартире
    Преимущества использования технологии «умный дом» в квартире
    Интересно, что многие владельцы квартир уверены, что технология «умный дом» больше подходит для...
    Шкаф-трансформер – незаменимая вещь в современном интерьере
    Шкаф-трансформер – незаменимая вещь в современном интерьере
    Темпы, с которыми мебель-трансформер набирает популярность, просто поражает. Этому есть простое...
    Как не ошибиться с выбором розеток и выключателей?
    Как не ошибиться с выбором розеток и выключателей?
    Розетки и выключатели не менее важны в доме, чем обои или напольное покрытие. Они используются...
    Все новости