11.09.2021

Образование на Украине


Образование на Украине — в соответствии с Законом Украины «Об образовании», основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.

Общие сведения

Украинская система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.

По мнению аналитиков американского Центра стратегических и международных исследований Украина унаследовала талантливое и высокобразованное население от Украинской ССР, однако хроническое недофинансирование системы образования угрожает подорвать это положительное качество. В обзорном отчёте для американо-европейского партнёрства проведена оценка 16 лет украинской независимости с данными за 2008 год. Как пишут составители данного документа, украинская система образования является нереформируемой и неэффективной. А взяточничество при поступлении студентов в высшие учебные заведения и при прохождении ими экзаменов ухудшает и без того не блестящую ситуацию.

За годы независимости качество украинского среднего, средне-специального и высшего образования значительно упало. В ходе правления президента Леонида Кучмы советская система образования была разрушена, а новую, более эффективную выстроить не удалось. Во время президентства Виктора Ющенко была сделана попытка внедрить в украинское массовое сознание европейские стандарты обучения, однако результаты оказались плачевными. По оценке профессора О. Базалука на 2016 год украинское население имеет низкий уровень образования, а его качество превратилось в фикцию. Украинские дипломы о среднем и высшем образовании не соответствуют мировому уровню, а большинству выпускников средних и высших учебных заведений не удаётся обрести даже элементарных знаний и навыков. Из-за коррупции (см. коррупция на Украине) и неэффективной государственной политики в системе образования украинское общество начало демонстрировать черты, которые раньше не были заметны: агрессивность, грубость, нетерпимость, безразличие к окружающим и т. п.. При этом, если в советские времена Украинская ССР обладала мощным научно-техническим потенциалом, то после 2015 года на Украине не осталось современной промышленности, а сама страна в своём развитии отстала не только от государств-участников бывшего Варшавского блока, но и от многих экс-советских республик.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования включает сеть дошкольных учебных заведений, научные и методические учреждения, органы управления образованием, семью.

Дошкольные учебные заведения:

  • дошкольные образовательные учреждения (ясли);
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады);
  • дошкольные образовательные учреждения (детские сады);
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;
  • дома ребёнка;
  • дошкольные образовательные учреждения (детские дома) интернатного типа;
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) семейного типа;
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;
  • дошкольные учебные заведения (центры развития ребёнка).

Общее среднее образование

Государственная политика

В направлении формирования сети общеобразовательных учреждений государство гарантирует конституционное право для каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.

Реформа образования в 2020/2021 гг.

Структура

Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется с учётом демографической, этнической и социально-экономической ситуации по образовательным уровням. В соответствии с образовательным уровнем функционируют общеобразовательные учебные заведения I степени (начальная школа); II степени (основная школа); III степени (старшая школа). Общеобразовательные учебные заведения всех трёх степеней могут функционировать интегрированно или самостоятельно.

Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста. Общее среднее образование является обязательными и получается в различных типах учебных заведений, преимущественно – в средней общеобразовательной школе. Имеет три степени:
І – начальная школа (1-4 классы), предоставляет начальное общее образование,
ІІ – основная школа (5-9 классы), предоставляет базовое общее среднее образование;
ІІІ – старшая школа (10-12 классы), предоставляет полное общее среднее образование.

Внешкольное образование

Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определённой Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.

На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Типы внешкольных учебных заведений:

  • Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
  • Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).
  • Малая академия искусств (народных ремёсел).
  • Малая академия наук учащейся молодёжи.
  • Детско-юношеские лагеря.
  • Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.
  • Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.
  • Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.
  • Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.
  • Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.
  • Детская флотилия моряков и речников.
  • Профессионально-техническое образование

    Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.

    В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.

    К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:

    • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
    • профессиональное училище социальной реабилитации;
    • высшее профессиональное училище;
    • профессиональный лицей;
    • профессиональный лицей соответствующего профиля;
    • профессионально-художественное училище;
    • художественное профессионально-техническое училище;
    • высшее художественное профессионально-техническое училище;
    • училище-агрофирма;
    • высшее училище-агрофирма;
    • училище-завод;
    • центр профессионально-технического образования;
    • центр профессионального образования;
    • учебно-производственный центр;
    • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
    • учебно-курсовой комбинат;
    • учебный центр;
    • другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.

    Подготовка рабочих в 930 государственных ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.

    Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.

    Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %.

    Высшее образование

    Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации.

    Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.

    Болонский процесс

    В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.

    4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.

    Структура

    Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.

    Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:

  • Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
  • Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
  • Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — консерватория, академия, институт, университет.
  • Образовательные уровни:

    • начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;
    • первый (бакалаврский) уровень;
    • второй (магистерский) уровень;
    • третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень;

    Образовательно-квалификационные уровни:

    • младший бакалавр;
    • бакалавр;
    • магистр.

    Последипломное образование

    Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путём углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

    Последипломное образование создаёт условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

    • переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
    • специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
    • расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
    • стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определённой специальности.

    Самообразование

    Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радиоучебные программы и т. д.

    Оценка знаний

    Украинские вузы используют традиционную 4-балльную шкалу:

    • «отлично»
    • «хорошо»
    • «удовлетворительно»
    • «неудовлетворительно»

    Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-балльную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):

    • от 90 до 100 — «отлично»
    • от 75 до 89 — «хорошо»
    • от 55 до 74 — «удовлетворительно»
    • от 0 до 54 — «неудовлетворительно»

    В вузах используются обе эти шкалы оценок.

    В средней школе также использовалась 5-балльная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-балльную шкалу.

    • «12» = «5+»
    • «11» = «5»
    • «10» = «5-»
    • «9» = «4+»
    • «8» = «4»
    • «7» = «4-»
    • «6» = «3+»
    • «5» = «3»
    • «4» = «3-»
    • «3» = «2+»
    • «2» = «2»
    • «1» = «2-»

    Международная оценка

    В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 6 украинских вузов. Самые высокие позиции у Киевского национального университета (421—430 место) и Харьковского национального университета (481—490 место).

    Языки обучения

    В 2017 году на Украине действовало более 15 тыс. школ. Подавляющее большинство — с украинским языком обучения. Только 735 школ были с обучением на языках национальных меньшинств:

    • Русский — 581 школа;
    • Румынский — 75 школ;
    • Венгерский — 71 школа;
    • Молдавский — 3 школы;
    • Польский — 5 школ.

    В этих 735 школах по состоянию на 2017 год обучались около 400 тыс. детей. По официальным данным украинских властей уровень владения украинским языком у выпускников этих школ невысок: в 2016 году более 60 % школьников из числа венгерского и румынского национальных меньшинств не смогли сдать экзамен по украинскому языку.

    В сентябре 2017 года Президент Украины Петр Порошенко подписал закон, предусматривающий следующие изменения в сфере обучения на языках национальных меньшинств в школах:

    • прекращение преподавания в школах на языках национальных меньшинств начиная с 5-го класса;
    • с 2018 года прекращение издания учебников на русском языке;
    • разрешено создавать отдельные классы с преподаванием на языках «коренных народов Украины» — крымчаков, крымских татар и караимов;
    • разрешено преподавать один или несколько предметов в школах на языках Евросоюза.

    Похожие новости:

    Солгинское сельское поселение

    Солгинское сельское поселение
    Солгинское сельское поселение (также Солгинское муниципальное образование или муниципальное образование «Солгинское») — муниципальное образование (МО) со статусом сельского поселения в Вельском

    Национальная академия педагогических наук Украины

    Национальная академия педагогических наук Украины
    Национальная академия педагогических наук Украины (укр. Національна академія педагогічних наук України) — государственная академия, объединяющая учёных Украины, работающих в сфере образования и

    Лолошур-Возжинское

    Лолошур-Возжинское
    Лолошур-Возжинское — муниципальное образование со статусом сельского поселения в составе Граховского района Удмуртии. Административный центр — деревня Лолошур-Возжи. Местное самоуправление

    Украинская военно-медицинская академия

    Украинская военно-медицинская академия
    Украинская военно-медицинская академия (УВМА; укр. Українська військово-медична академія) — высшее многопрофильное, военно-медицинское и научное учреждение последипломного образования Украины. Имеет
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Безрамное остекление: за и против
    Безрамное остекление: за и против
    Балконы с безрамным остеклением встречаются нечасто. Технология новая, но уже успела завоевать...
    Из чего строить дом: дерево или камень - плюсы и минусы дерева
    Из чего строить дом: дерево или камень - плюсы и минусы дерева
    Вы мечтаете о доме, изучаете картинки в интернете, смотрите разные сайты, социальные сети,...
    Выкуп рельс по адекватной цене и на удобных условиях
    Выкуп рельс по адекватной цене и на удобных условиях
    С развалом страны из многих государств у населения остались в собственности самые различные...
    Все новости