09.09.2021

Nord Noratlas


Nord Noratlas — французский военно-транспортный самолёт. Разработан и серийно производился предприятием Nord Aviation. Первый полёт — 1949, ввод в эксплуатацию — 1953. Серийный выпуск продолжался с 1951 по 1961, выпущено 425 самолётов в более чем 20 модификациях.

Разработка. Конструкция самолёта

После завершения Второй Мировой войны военное ведомство Франции ощутило необходимость в замене устаревших военно-транспортных самолётов Junkers Ju 52 и C-47, которые составляли основную часть парка транспортной авиации.

В 1947 был организован конкурс на разработку нового самолёта по спецификациям военного ведомства. Конкурс был выигран компанией Nord, представившей проект самолёта двухбалочной схемы Nord 2500. Конструкция представляла собой цельнометаллический двухбалочный моноплан с высоким расположением крыла и трехстоечным убирающимся шасси.

Первый прототип поднялся в воздух 10 сентября 1949. На самолёте были установлены поршневые двигатели Gnome-Rhône 14R мощностью 1600 л.с. Их мощности оказалось недостаточно, и следующий прототип был оснащен более мощными двигателями Bristol Hercules 738/9 (производящимися во Франции по лицензии) — мощностью 2040 л.с. В этой конфигурации самолёт был запущен в серийное производство.

Эксплуатация

Nord Aviation N 2501D Noratlas в музее Technik Museum, Speyer, Германия

Самолёт использовался, в первую очередь, в качестве военно-транспортного, в военных ведомствах следующих стран: Ангола, Джибути, Греция, Израиль, Нигер, Нигерия, Мозамбик, Португалия, Руанда, Франция, ФРГ, Уганда. Меньшее число самолётов использовалось гражданскими перевозчиками в таких странах как Алжир, Доминиканская Республика, Заир, Франция, ФРГ, Эквадор.

Во время войны в Алжире было уничтожено и разбилось 10 самолётов Nord Noratlas ВВС Франции. Погибло больше 50 пилотов и членов экипажа.

19 июня 1961 года «Норатлас» ВВС Франции был уничтожен миномётным огнём повстанцев в городе Бизерта в Тунисе.

Использовался Израилем во время вторжения в 1967 году. По западным данным был потерян по крайней мере один израильский Nord Noratlas, который был сбит сирийским истребителем МиГ-19С.

Во время войны на Истощение Израиль пробовал использовать «Норатласы» в качестве бомбардировщиков, применяя с них бомбы кустарного произаводства. 24 октября 1969 года два израильских Nord Noratlas были тяжело повреждены египетскими 57-мм зенитными орудиями С-60 во время попытки разбомбить мост Надж-Хаммади.

Последними были выведены из эксплуатации самолёты ВВС Франции (в модификации РЭБ); они прослужили до 1989 года.

В 2016 году было решено вновь вернуть самолёт в строй в качестве самолёта по подготовке парашютистов

Модификации

  • N 2500 — опытная модификация.
  • N 2501 — серийный вариант с двигателями SNECMA Hercules 739.
  • N 2501IS — вариант для ВВС Израиля.
  • N 2501A — гражданский транспортный вариант с двумя двигателями SNECMA 758/759 Hercules мощностью 1650 л. с.
  • N 2501D — вариант N 2501 адаптированный для Германии.
  • N 2501E — стандартная модель N 2501 для испытаний вспомогательной силовой установки, состоявшей из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore II тягой 400 кгс, установленных на концах крыла.
  • N 2502 — гражданский вариант Union Aéromaritime de Transport (UAT) с силовой установкой, состоявшей из двух двигателей SNECMA Hercules 758/759 и двух турбореактивных двигателей Marbore IIE.
  • N 2502A — вариант N 2502, предназначенный для UAT.
  • N 2502B — вариант с двигателями SNECMA 758/759 Hercules.
  • N 2502C — грузовой вариант N 2502В.
  • N 2503 — переобозначение самолета (F-WRFG) после установки на него для испытаний двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощностью 2500 л. с. Первый полет в январе 1956 года.
  • N 2504 — вариант для ВМС Франции; летающий учебный класс для экипажей противолодочных самолетов (ASW); имел силовую установку варианта N 2501.
  • N 2505 — предполагавшийся противолодочный (ASW) вариант.
  • N 2506 — штурмовой транспортный вариант с такой же силовой установкой самолета N 2504.
  • N 2507 — спасательный вариант с силовой установкой, что и на самолете N 2504.
  • N 2508 — грузовой вариант с силовой установкой, состоявшей из двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 и из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore IIE.
  • N 2508B — грузовой вариант.
  • N 2509 — только проект.
  • N 2510 — проект противолодочного варианта самолета Noratlas.
  • N 2520 — проект для увеличения грузоподъёмности N 2502.

Лётно-технические характеристики

Источник данных:

Технические характеристики
  • Экипаж: 4-5 чел.
  • Пассажировместимость: 45 пехотинцев, или 36 десантников, или 18 раненых с медперсоналом
  • Грузоподъёмность: 8,458 кг
  • Длина: 21,95 м
  • Размах крыла: 32,5 м
  • Высота: 6,00 м
  • Площадь крыла: 101,20 м²
  • Масса пустого: 13075 кг
  • Максимальная взлётная масса: 21000 кг
  • Силовая установка: 2 × ПД SNECMA Bristol Hercules 739
  • Мощность двигателей: 2 × 2040 л. с.
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 440 км/ч
  • Крейсерская скорость: 396 км/ч
  • Практическая дальность: 3000 км
  • Практический потолок: 7500 м

Похожие новости:

Пчела (самолёт)

Пчела (самолёт)
«Пчела» — остановленный проект грузо-пассажирского самолёта, прообраза Ан-14. История В начале 1950-х годов ОКБ O.K. Антонова приступило к созданию самолетов короткого взлёта и посадки. В 1955

Avro Anson

Avro Anson
Авро Энсон (англ. Avro Anson) — британский многоцелевой самолёт. Создан конструктором компании A.V. Roe. Самолёт первый раз поднялся в воздух 24 марта 1935 г. Серийный самолёт, обозначенный как Anson

Piper PA-34 Seneca

Piper PA-34 Seneca
Piper PA-34 Seneca — американский лёгкий самолёт общего назначения. Серийно производится компанией Piper Aircraft c 1971 года; по состоянию на 2012 год — выпуск продолжается. Выпускался также по

Spartan 7W Executive

Spartan 7W Executive
Spartan 7W Executive — американский многоцелевой самолёт разработанный в 1936 году компанией Spartan Aircraft Company, под руководством инженера Джеймса Б.Форда. Машина предназначалась для
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Нужно ли устанавливать систему пожарной безопасности на даче?
Нужно ли устанавливать систему пожарной безопасности на даче?
Интересный вопрос, учитывая, что в последнее десятилетие понятие дача сильно изменилось. Если...
Особенности применения герметика ВГФ 2
Особенности применения герметика ВГФ 2
Создание сложных промышленных установок связано с необходимостью соединения деталей и элементов...
Как подобрать межкомнатные двери для коттеджа?
Как подобрать межкомнатные двери для коттеджа?
Нужно понимать, что выбор межкомнатных дверей для частного дома требует повышенного внимания. Если...
Все новости