30.08.2021

Долина червя


«Долина червя» (англ. The Valley of the Worm) — рассказ американского писателя Роберта Ирвина Говарда, написанный в 1932 году и впервые опубликованный в 1934 году в февральском выпуске журнала «Weird Tales». Характеризован как один из лучших рассказов автора, сочетающий в себе лавкрафтовские ужасы с «избытком мускулов». Первый рассказ из цикла о Джеймсе Эллисоне и один из двух, опубликованных при жизни Говарда.


Сюжет

Прикованный к постели неизлечимой болезнью американец Джеймс Эллисон (англ. James Allison) видит во сне свои прошлые воплощения в разных телах. Эллисон рассказывает о великом подвиге одной из своих реинкарнаций по имени Ньёрд (англ. Niord), некогда одолевшем страшное чудовище. По утверждению Эллисона именно на этой истории возникли мифы о Персее, Зигфриде, Беовульфе и святом Георгие, и произошла она в эпоху, предшествующую античной.

Ньёрд был сильнейшим воином кочевого племени асиров, блуждающих по свету. Как-то они забрели в край на юге, населённый пиктами. Между асирами и пиктами завязалась битва, в которой пришельцы победили. Ньёрд пощадил поверженного им пикта, по имени Гром (англ. Grom). Вскоре Гром вернулся с вождями пиктских кланов и те заключили с асирами мир. Ньёрд и Гром сдружились и частенько ходили вместе на охоту по разным местам, пережив немало приключений, Ньёрд как-то охотясь, даже сумел убить серого саблезуба, называемого ныне саблезубым тигром. Лишь к одной чашевидной долине между скал, в которой находились руины строений, построенных некой нечеловеческой цивилизацией, Гром отказывался приближаться наотрез, якобы там жило страшное чудовище.

Однажды, группа молодых асиров, решила отделиться от племени и обосноваться в проклятой долине, несмотря на предостережения пиктов. Как-то Ньёрд отправился в долину проведать их и обнаружил, что все они растерзаны неведомой тварью. Гром узнаёт об этом и рассказывает Ньёрду об этой долине. Когда-то давно пиктский клан поселился там и среди развалин люди нашли полуразрушенный храм, где находился колодец, уходивший куда-то вглубь земли. Одной ночью нечто вылезло оттуда и всех убило. Остальные пиктские кланы отправили своих воинов отомстить: они начали кидать в колодец камни и оттуда вдруг выскочило некое мохнатое человекоподобное существо с тонкими паучьими ручками, заигравшее на подобии флейты. Затем из колодца вылезло некое чудовище, неуязвимое для оружие и многих убило, остальные сбежали. Позже шаманы пиктов рассказали, что о некой демонической расе, раньше населявшей эти края. Тварь из колодца была богом этой расы, призванной в наш мир из подземных глубин ада с помощью магии. Походившее на помесь обезьяны с пауком существо было его слугой — бестелесным первичным духом, колдовством помещённым в материальное тело. Древняя раса давно исчезла, а бог и его слуга остались жить.

Ньёрд решает убить чудовище. Он идёт в джунгли и находит там Сатху (англ. Satha) — огромного стофутового ядовитого змея, чей яд гораздо опаснее кобры. Ньёрд заманивает первозмея в ловушку и убивает, после чего пропитывает его ядом наконечники своих стрел. Затем он отправляется в проклятую долину и в храме начинает бросать в колодец камни. Оттуда выскакивает существо с флейтой и начинает играть, Ньёрд убивает его и убежав из храма, забирается на высокую колонну. Из колодца выползает исполинское чудовище, похожее на белого слизисто-студенистого червя, имеющего широкие плоские щупальца и хобот, подобно слоновьему, вокруг которого расположены фасеточные глаза. Герой выпускает в червя все отравленные стрелы, и прыгает ему на спину но тот ударом щупальца отшвыривает Ньёрда прочь. Ньёрд видит, что яд подействовал на бога-червя и тот в агонии уползает обратно в колодец, после чего храм рушится. Умирающий Ньёрд успевает проститься с нашедшим его Громом.

Взаимосвязь с традиционным эпосом

Хотя в данном рассказе взаимосвязь литературы «меча и магии» с традиционным героическим эпосом представлена в явном виде, на самом деле она удаляется от него больше, чем работы Толкина, Эддисона или Уильяма Морриса : так, концепция героя-«варвара» в исходных образцах отсутствовала; фактически, просто поверсхностные сюжетные элементы помещаются в современную приключенческую литератру.

Комментарии

  • ↑ Здесь и далее все имена и названия приводятся по переводу И. Рошаля

  • Похожие новости:

    Лизар

    Лизар
    «Лизар» — рассказ русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева, написан в 1899 году. Сюжет Рассказчик в конце весны — начале лета, в канун Троицы, едет на телеге с возницей Лизаром вдоль реки

    Комендант порта

    Комендант порта
    «Комендант порта» — рассказ Александра Грина, впервые опубликованный в 1933 году, после смерти автора. Сюжет Заглавный герой рассказа — чудаковатый старик, который каждый день обходит порт,

    Государственная измена (рассказ)

    Государственная измена (рассказ)
    «Государственная измена» (англ. High Treason) — фантастический рассказ американского писателя Пола Андерсона. Впервые опубликован в 1966 г. Сюжет Повествование ведётся от лица полковника космических

    Стальной демон

    Стальной демон
    «Стальной демон» (англ. The Devil in Iron) — один из рассказов американского писателя Роберта Говарда о персонаже-варваре Конане из Киммерии. Рассказ был впервые опубликован в августе 1934 года в
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Безрамное остекление: за и против
    Безрамное остекление: за и против
    Балконы с безрамным остеклением встречаются нечасто. Технология новая, но уже успела завоевать...
    Из чего строить дом: дерево или камень - плюсы и минусы дерева
    Из чего строить дом: дерево или камень - плюсы и минусы дерева
    Вы мечтаете о доме, изучаете картинки в интернете, смотрите разные сайты, социальные сети,...
    Выкуп рельс по адекватной цене и на удобных условиях
    Выкуп рельс по адекватной цене и на удобных условиях
    С развалом страны из многих государств у населения остались в собственности самые различные...
    Все новости